Тренинг малого разговора и
РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
НАПРЯЖЕНИЯ
Повторение
Второй день целесообразно начать с краткого повторения материала первого дня. Это можно сделать в форме сумасшедшей сессии или маленьких ролевых игр по кругу. Каждой паре участников тренер задает задание, например, продемонстрировать открытые вопросы, техники вербализации, и дает 5 минут на подготовку.
Введение техник малого разговора
Тренер вновь обращается к схеме техник активного слушания: «Мы рассмотрели первую группу техник, помогающих разговорить партнера — открытые вопросы. Теперь обратимся ко второй группе техник — к техникам малого разговора. Определения и примеры даны на стр... брошюры».
Далее тренер дает определения и примеры, а участники слушают, следят по брошюре за текстом и, возможно, что-то записывают. Иногда кажется нецелесообразным произносить определения и примеры, коль скоро они и так перед глазами у всех, тем более что многие начинают читать и отвлекаются от слов тренера. Этого нельзя допустить. Каждое слово тренера должно быть весомым. Речь — главный инструмент его работы. Этот инструмент не должен «пилить» («тарахтеть», «гудеть», «сверлить», «завывать» и т. п.) впустую. Поэтому можно ввести техники как инструкцию для командной игры.
«Сейчас мы объединимся в четыре команды. Я каждому назначу букву, при этом все буквы будут первыми: ты, Игорь, получаешь букву А, Петр — английскую Эй, Инна — греческую Альфа, Саша — немецкую А. Обратите внимание — все это первые буквы разных алфавитов! Далее Оксана -— А, Ирина — Эй, Николай — Альфа, Константин — А (тренер назначает буквы в этой последовательности всем участникам). Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого буква А... Посмотрите друг на друга. Вы — команда А. Теперь команда Эй, поднимите руки... Альфа... Отлично. Команды рассаживаются в разных частях комнаты. А — у окна, Эй — у телевизора, Альфа — у стенда, А немецкая — у стола. (Инструкция должна быть четкой. Обсуждать, кто куда сядет, — неконструктивно. В такого рода инструкциях тренер должен проявлять четкость. Если две команды хотят поменяться местами — пожалуйста, но первое предложение тренера должно быть четким). Через три минуты каждая команда путем жеребьевки получит свое задание. Работать будем с техниками малого разговора. Откройте, пожалуйста, страницу... Здесь описаны четыре техники малого разговора. Какая из них достанется каждой из команд — пока неизвестно. Первая техника — цитирование.
Далее тренер дает четкие определения, сопровождая каждое одним примером. Команды начинают обсуждать техники и решать, какая лучше всего подошла бы для них. Дух соревнования значительно активизирует внимание к каждой технике. Итак, техники введены, и все готовы работать. Осталось лишь провести жеребьевку. Для этого у тренера должны быть подготовлены четыре карточки с названиями разных техник. Как только команды получили свою «технику», можно начать называть их «группа цитирования», «группа констатирования», «группа информирования» и «группа рассказа». Буквы нужны были только для того, чтобы не рассчитываться на первый, второй, третий и т. п. Не должно быть первых, да и вообще рассчитываться на первый-второй — это примитивно.
Правда, иногда лучше действовать просто, и даже совсем просто. Однажды Владимир Захаров, у которого в 1985 году я проходила методический тренинг, сказал: «Речь тренера должна быть простой, как мычание». Я эту фразу часто вспоминаю... Захочешь назвать группы «изысканно» — Альфа, например, или Эй, и непременно кто-нибудь начнет недоумевать и путаться: «Так я не поняла, мы группа Альфа или группа информирования?» Объясняй потом, при чем тут, собственно, альфа. Просто тренеру надоело всех по порядку рассчитывать.
Если же с самого начала объединить команды по названиям техник, то может оказаться, что они сосредоточатся только на собственной технике.
Экспериментирование