Грецов А. Г., Ангервакс А. Е., 2000. С. 112-113
По данным Н. А. Аминова (1991), студенты-психологи, склонные к научной деятельности, отличались по факторам H, Q3 и Q4 Кеттелла от студентов-психологов с направленностью на практическую деятельность. Если для первых более характерна выраженность фактора Q3 (социальный контроль поведения, сдержанность в межличностных контактах), то для вторых — большая выраженность факторов Н (социальная смелость) и (тревожность, неуверенность).
В другой работе (Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, 1992) этот список был расширен. Те психологи, которые стремятся к практической деятельности, характеризовались выраженностью факторов А (готовность к контактам), Н (умение поддерживать контакты, социальная смелость), С (способность сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения), F (способность эмоционально притягивать к себе других людей), В (интеллектуальность), / (высокая чувствительность, облегчающая ориентацию в эмоциональном состоянии клиента), Q1 (склонность к переживанию вины, повышенная ответственность за свои действия), Q4 (фрустрация, или осознание границ своей компетентности), Q2 (индивидуализм и опора на себя при принятии решений).
Список качеств, необходимых психологу-теоретику, значительно короче: выраженная готовность к контактам, эмоциональная холодность и рациональность в установлении и поддержании контактов (фактор N), сдержанность (фактор Q3), общая интеллектуальность при выраженном интересе к человеку.
В сознании потенциальных пациентов психолог-профессионал должен обладать следующими личностными качествами (расположены в порядке убывания представленности): ответственный и великодушный, сотрудничающий и конвенциональный, властный и лидирующий, независимый и доминирующий, прямолинейный и агрессивный, покорный и застенчивый, зависимый и послушный, недоверчивый и скептический.
Как видно из приведенных данных, на первый план в образе идеального психолога испытуемые выдвигают черты деликатности, отзывчивости, заботливости, доброты, способности вселять уверенность, отмечается способность к сотрудничеству, доброжелательность, общительность, любезность в обхождении и т. п. Нежелательными для психолога испытуемые отмечают черты недоверия, скептицизма, обидчивости, озлобленности, ревнивости, а также легкой подчиняемости, покладистости, неуверенности в себе, робости.
Долженко А. А, 2000. С. 15.
Е. П. Кораблина (2006) в качестве ПВК психолога-консультанта, задачей которого является помочь разрешить возникшие у клиента проблемы, выделяет милосердие, дипломатичность, оптимизм. Она же (Кораблина, 2003) приводит сравнительные данные о выраженности смысложизненных ориентации у представителей различных помогающих профессий (рис. 9.4).
Как видно из этих данных, характер соотношения между собой различных смысложизненных ориентации одинаков независимо от специальности, но у медицинских работников и психологов осмысленность жизни выше, чем у социальных работников и учителей.
Ю. С. Пежемская (2006) выявила, что студенты-психологи характеризуются высокими показателями по шкале общей интернальности; это свидетельствует о том, что все события, которые происходят в их жизни, они оценивают как результат их собственных действий и усилий. Свои неудачи они рассматривают как результат невезения.