Тема 7. Психологія слідчої та судової діяльності

1. Психологічні особливості особи слідчого.

2. Психологія обвинуваченого. Поняття захисної домінанти.

3. Психологія огляду місця злочину (події).

4. Психологія допиту.

5. Психологія очної ставки, обшуку.

1. Психологія судді та особливості судового процесу.

2. Психологія прийняття рішень судом.

3. Психологія особи підсудного.

4. Психологічні основи судового допиту. Перехресний допит.

1. «Формування стверджень і прийняття рішень судом»

2. «Психотехніка судової промови»

3. «Психологічні особливості промови судді, прокурора й адвоката в суді»

Изучение следователем (судом) характера участников уголовного (гражданского) процесса. Изучение характера свидетелей, потерпевших, особенно обвиняемых (подсудимых) и т.д. является необходимой предпосылкой полного, объективного исследования обстоятельств уголовного дела, разрешения гражданско-правового спора.

Изучение характера участников процесса проводится:

1. В целях более глубокого изучения механизма преступления, причин его совершения. Так сведения о характере обвиняемых (подсудимых) могут быть использованы при оценке объективной стороны преступления, умысла виновного, мотивов совершенного преступления.

Знание характера обвиняемого (подсудимого) помогает лучше разобраться в мотивационной структуре его личности. Особо тесная связь преступного поведения, процессов мотивации прослеживается с такими характерологическими особенностями личности, как эмоциональная, нервно-психическая неустойчивость, легкомыслие, избыточная агрессивность. Совпадение личностных характеристик (в том числе включающих отмеченные выше свойства характера) и мотивации ряда преступлений по некоторым показателям достигает 70—75%25.

Определенную помощь при исследовании механизма насильственных преступлений могут оказать сведения о свойствах характера потерпевшего. Изучение характера потерпевшего помогает следователю (суду) правильно оценить причины поведения обвиняемого (подсудимого) в момент совершения преступления.

2. В тактических целях при проведении следственных (судебных) действий, особенно допроса. В зависимости от характера допрашиваемого применяются различные приемы допроса: от постановки нейтральных вопросов до вопросов с предъявлением доказательств, изобличающих обвиняемого, свидетеля и других лиц во лжи.

Знание характера подозреваемого помогает следователю принять наиболее правильное тактическое решение: о его задержании, об избрании меры пресечения, о выборе момента для проведения обыска, о порядке проведения очных ставок и других следственных действий.

3. При проведении юристами воспитательной, предупредительной работы с гражданами. Выявление лиц, наделенных крайне отрицательными чертами характера (особенно по эпилепьных мер, особенно в местах отбывания наказания.

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму правоприменительной деятельности (описание различных объективных характеристик деятельности и ее требований к индивидуальным особенностям человека), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности юриста и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Характерным для всех видов правоохранительной деятельности является то, что ее основные структурные элементы присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры несколько меняется.

Итак, в наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности юриста являются:

  • познавательно-прогностическая (когнитивная),
  • коммуникативная (общения),
  • организационно-управленческая,
  • воспитательная.

Познавательно-прогностическая (когнитивная) подструктура правоохранительной деятельности. Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров представляют собой разновидность всеобщего процесса познания.

Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого следователем, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настоящего, устанавливая которые следователь, судья выявляют их связи с прошлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом. При этом если познавательной деятельности следователя в большей мере присущи черты непосредственного, чувственного познания объектов, которые до него еще фактически не были познаны, то судья, адвокат чаще исследуют обстоятельства, установленные следователем, перепроверяя их. Однако особенности познавательной деятельности следователя не следует полностью абсолютизировать, так как на практике встречаются далеко не единичные случаи, когда первооткрывателем истины по делу все же оказывается не следователь, пришедший в ходе предварительного следствия к неправильным выводам, а судья.

Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий, как пишет об этом проф. А.В. Дулов, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности (подструктуре).

Характерной чертой познания истины следователем, судом является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться в правильности полученных знаний и принятых решений. Проверяемость (верифицируемость) — обязательная черта знаний, получаемых в процессе уголовного и гражданского судопроизводства.

В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная деятельность следователя «обязательно сопровождается выполнением удостоверительной функции»1. Эта удостоверительная функция познавательного процесса следователя, судьи проявляется в составлении особого рода процессуальных документов, которые отражают весь ход и результаты установления истины по делу, что, несомненно, придает доказательственный характер всему процессу познания.

Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности юристов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:

  • строгая законодательная регламентация процесса познания (как самой процедуры познания, так и закрепления ее хода и результатов);
  • ретроспективный характер процесса познания, объектом изучения которого являются не только настоящее, но и события прошлого;
  • негативный характер объектов познания в виде результатов преступной деятельности;
  • мысленное моделирование событий прошлого, последовательность процесса познания;
  • доказательственно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательственные факты;
  • дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации);
  • противодействие заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;
  • принудительный характер применяемых методов познания с использованием властных полномочий;
  • эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность;
  • общественный резонанс по поводу познавательной деятельности работников правоохранительных органов и ее результатов.

Изучение социальных явлений, их правовой анализ, особенности самого процесса познания предполагают наличие определенных когнитивных, личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности. К их числу относятся:

  • разносторонние общие и глубокие профессиональные знания;
  • развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность;
  • аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное;
  • активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.

Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность юристов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.

Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности имеет важное методологическое значение при определении места и роли общения в любой, тем более в юридической деятельности. Общение актуализирует в себе и общественные (социальные) отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, свойства личности субъектов тех или иных правоотношений.

Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности, например в ситуации допроса в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное общение в качестве подструктуры юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура правоохранительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем (заместителем, помощником руководителя), который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного, тактического характера, прогнозируя их последствия.

Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества. Прежде всего это:

  • активность, инициативность, находчивость, распорядительность;
  • смелость, решительность, настойчивость;
  • умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества:

  • коммуникативная компетентность;
  • нервно-психическая устойчивость;
  • адекватная самооценка;
  • высокая мотивация достижения успеха.

Напротив, качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его управленческого воздействия, являются: психопатические черты и свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность.

Наши рекомендации