Часть 1. Текст де Клапье де Вовенарга
Практическое занятие 1.
Вопросы для анализа текстов:
1. О чём текст? (Нужно дать его аннотацию).
2. Что является главным для автора? Какова его основная мысль? (Или: Каковы главные мысли? Нужно составить резюме текста).
3. Что является проблемой (или проблемами) для автора?
4. В чём проявилось наличие у автора проблемы (проблем)? (Или: Как выражена в тексте проблемность авторской позиции?).
5. Как аналитик распознал проблему (проблемы) в данном случае? ( Методическое указание-подсказка: основные этапы диагностики суть обнаружение, различение и опознание.)
6. Каковы вероятные причины наличия выделенной проблемы (или проблем)?
Часть 1. Текст де Клапье де Вовенарга
…Писать следует тому, кто мыслит, или проникнут каким-то чувством, или осенён какой-то полезной истиной. Этому правилу, однако, не следуют. Поэтому на нас и льётся поток холодных, поверхностных и тяжеловесных опусов. Нередко человек, решивший сочинить книгу, садится за стол, не зная, что сказать, а то и вовсе об этом не думая. В голове у него пусто, вот он и тщится чем-нибудь заполнить бумагу: пишет, зачеркивает, нагромождает мысли и факты, как каменщик, накладывающий раствор; или как самый последний поденщик, механически выполняющий грубую работу. Его вдохновляет не сердце, им руководит не размышление, и повсюду у него проглядывает стремление блеснуть остроумием, равно как и усталость, которую влекут за собой подобные потуги.
Неизгладимый и докучный их отпечаток лежит на каждой его строке, ибо вымученность произведения скрыть невозможно. Читатель всё время видит перед собой автора, который потеет, выдавливая из себя мысли, потеет, пытаясь придать им удобопонятную форму. Читатель видит автора, который, высидев несколько идей, всегда несовершенных и скорее замысловатых, нежели глубоких, старается убедить в том, во что не верит, старается дать почувствовать то, чего не чувствует, старается научить тому, чего не знает. Читатель видит автора, который, развивая свои сумбурные и тёмные положения, приводит в их защиту такие же доводы. Ибо то, что мы отчётливо понимаем, не нуждается в комментариях. А то, о чём мы лишь догадываемся и что смутно представляем себе, мы всё равно не объясним, а только растянем.
Ум выражается в слове; слово – облик ума, и длинноты изложения – это примета бесплодного ума и хаотического воображения. Вот почему в книгах так много «затычек» и так мало полезного. Попробуйте сократить длинное сочинение до основных его посылок, и оно сведётся к ничтожно малому количеству мыслей, выраженных чересчур многословно и повсюду перемешанных с ошибками.
Этот недостаток, свойственный книгам, наполненным рассуждениями, не менее ощутим и в тех книгах, где речь идёт исключительно о чувствах. Нас отвращает бесплодное изобилие слов, бесцельное излишество в словах. Оно не в силах скрыть отсутствие мыслей, вялость чувств, напыщенность слога, фальшивость красок, неправдоподобие и натяжки в развитии действия. Поэтому мы редко встречаем произведения, которые читались бы легко. Нам приходится по-настоящему потрудиться, чтобы докопаться до смысла у философа, который уверен в своей логике. Нам трудно понять связь между мыслями поэта и метафорами, их облекающими. Нам трудно уследить за излияниями оратора, не умеющего ни прямо идти к цели, ни убеждать, ни трогать.
Если судить по таким вот сочинениям, книга – это всё что угодно, только не цепь мыслей, вытекающих одна из другой. Это не картина, которая приковывает к себе глаза, жадно впитывающие в себя сильные и правдивые образы. Это и не плод изобретательности человека, как бы обязавшегося помочь нам без лишней траты сил ознакомиться с чем-то новым. Нет, тут всё поставлено с ног на голову. Читатель, давясь от скуки, вынужден выискивать крупицы полезного в произведении, которым его обещали развлечь. Нам трудно бывает поверить, что толстый том может заключать в себе ничтожное содержание, или же может быть лишённым каких бы то ни было достоинств. Ведь на создание его затрачено, по-видимому, много труда. И мы готовы признать, будто сами виноваты в том, что чтение не позабавило нас и ничему не научило.
Сделаем из сказанного вывод: чтобы писать, нужно мыслить; чтобы волновать, нужно чувствовать; чтобы убеждать, нужно отчётливо понимать самому. Все старания выглядеть тем, кем на деле не являешься, лишь яснее обнажают нашу сущность.
Мне хотелось бы, чтоб те, кто пишет, – поэты, ораторы, философы, авторы в любом роде словесности – спросили на худой конец у самих себя: «Да прониклись ли мы теми мыслями, какие выдвигаем? Прониклись ли чувствами, какие жаждем вызвать? Имеем ли знания, стремление к истине, пыл, энтузиазм, какие пытаемся вселить в других? Короче, обладаем ли мы всем этим или только притворяемся, что обладаем?»
Мне хотелось бы, чтоб все пишущие убедились, сколь бесполезно расходовать на сочинительство ум, не подкреплённый способностью учить и нравиться. Я попросил бы их, наконец, запомнить и высечь большими буквами у себя в кабинете следующую максиму: «Автор создан для читателя, а вот читатель создан отнюдь не затем, чтобы восторгаться каким-то автором, от которого ему нет проку».