Методология ведической астрологии 3 страница
Кто-то, возможно, скажет, что астрология, какие бы истины она ни открывала, не является духовной наукой, ибо она не есть путь освобождения, а лишь одна из оккультных дисциплин. Да, она помогает нам понять нашу карму, но ведь мы не полностью тождественны своей карме. Лишь невежественный человек всецело находится во власти собственной натальной карты, — скажут многие, — мудрого же карта рождения не заботит. И действительно, астрология в том виде, в каком ее обычно практикуют в наше время, не может именоваться духовной наукой. Она увязла в сетях мирской суеты, поддалась соблазнам эго и ограниченной личности. Однако существует и высшая форма астрологии — отражение нашего высшего «Я», не только божественного, но и универсального, отраженного, в свою очередь, во всем космосе. Именно из такой концепции исходит ведическое понимание духовной астрологии.
Не преобразовав астрологию в соответствии с такой системой представлений, мы не сможем заложить основу подлинно духовной культуры. Это преобразование необходимо: без него мы не сможем ни постичь язык жизни, ни воспринять высшее наследие наших древних духовных прародителей.
Ведическая наука
Ведическая астрология, как и наука йоги, восходит к прозрениям древних индийских провидцев — риши. Риши — великие мудрецы, достигшие высочайших ступеней духовной реализации и оккультного восприятия, — жили в легендарную эпоху света и истины. Знания, обретенные ими, передавались на протяжении тысячелетий из уст в уста. Большая часть учения риши была утрачена с ходом времени, но ядро его сохранилось до наших дней. К нему как к забытому нами наследию духовного человечества можно также найти доступ через глубинные слои сознания. Если мы сможем осознать присутствие риши как наших духовных прародителей, пребывающих в нашем внутреннем мире, их знание возвратится к нам в полном объеме.
Из медитаций риши родилась великая система ведической науки — интегральной духовной науки, охватывающей все сферы существования. Риши открыли универсальную науку творческого разума. Они выразили ее на языке мантры — доступного человеку
способа воспроизведения звуковых вибраций космоса, относящихся к истокам творения.
Мантры — это «звуки-семена». Главный среди них — «слог- семя» Ом, заключающий в себе законы и архетипы, на которых покоится функционирование всей вселенной. Применяя мантрическое знание на разных уровнях, можно постичь во всей ее сокровенной истине любую область существования. С помощью мантр риши в совершенстве овладели всеми отраслями знания, в том числе йогой, философией, астрологией, геомантией, медициной, поэзией, изобразительным искусством и музыкой. Знание мантр — это коренное знание, подобное музыкальному инструменту, вскрывающему все новые и новые сферы знания с переходом от одной тональности к другой. В «Майтрияни-упанишаде» (VI. 1) сказано:
«Я» проявляется двояко — как жизненная сила i прана) и как Солнце. Два у него пути — [один] внутри и [другой] снаружи, коими ходит оно попеременно днем и ночью.
Солнце — внешнее «я»; жизненная сила — внутреннее «я». Движением внешнего «я» измеряется движение внутреннего «я».
Но Знающий рёк: кто свободен от греха, чье око обращено внутрь, для того движением внутреннего «я» измеряется движение внешнего «я».
Древние провидцы постигали движение жизненной силы в теле, опираясь на знание о движении Солнца. Так была заложена основа йогической практики. Но в то же время, медитируя на жизненную силу, они смогли постичь движение Солнца в небесах. Так и мы сможем прочесть тайны вселенной в своем собственном теле, когда откроется наше духовное око. .
Поскольку ведическая наука — это наука духовная, ее средоточием, в котором сходятся все ведические дисциплины, является познание «Я», именуемое на санскрите атма-видьей. Ведическая наука — это наука Самопознания. «Я» — это то единое, через познание которого познается все сущее. Истинное знание — это не собрание фактов и информации, но то, что открывает нам сущность вещей. Только одна эта сущность и освобождает ум и преисполняет сердце, даруя блаженство и бессмертие.
От такого сокровенного Самопознания родилась та мантра, та сущность космического звука и энергии, которая воплощена в Ригведе — старейшей из Вед. Ригведа — это запись учения древних риши на их собственном языке. В нее они вложили тайный ключ ко всему знанию. Совокупность ведических мантр — это интуитивный символический язык, вмещающий все законы космоса. Ведическая астрология также восходит к Ригведе, и применяемые в ней великие мантры планетных божеств почерпнуты из этого первоисточника.
Основное значение ведических мантр — это духовное знание и практика йоги. В своем же дополнительном смысле они связаны с познанием сотворенного мира. Это, в свою очередь, относится прежде всего к оккультному познанию — к постижению тонких законов, управляющих всем, что происходит в физической вселенной. Главная из оккультных наук — астрология. Кроме того, ведические мантры открывают путь к познанию физического тела, как в аюрведе — системе ведической медицины. Они заключают в себе тайну всей эволюции человечества и всей эволюции космоса — от хаоса Большого Взрыва до состояния абсолютного совершенства, которого в конечном счете достигнет вселенная.
Величайшим из древних ведических провидцев был, пожалуй, риши Васиштха. Васиштха — самый знаменитый мудрец Ригведы и ведической литературы; фигурирует он и в Пуранах, и в тантрической традиции. Именно к его внуку, Парашаре Шакти, который также был провидцем и узрел некоторые из наиболее эзотерических гимнов Ригведы, восходят истоки ведической астрологии. Трактат его школы, «Брихат-Парашара-Хорашастра», по сей день остается для ведических астрологов книгой первостепенной важности, несмотря на многочисленные позднейшие дополнения и вставки, искажающие исходный текст.
Самопознание выходит за границы времени, пространства и личности. Оно суть знание того сознания, которое предшествует всем проявлениям и лежит в их основе. А из этого следует, что Самопознание не может быть втиснуто в рамки каких бы то ни было ограничений и не может являться исключительным достоянием какого бы то ни было учителя, организации или религии. Центральный принцип ведической астрологии — приоритет внутреннего знания. Ведическая астрология не навязывает нам внешние авторитеты или убеждения, а стремится открыть перед нами прямой и непосредственный доступ к знанию. Первый принцип в практике ведической астрологии — уважение к истинному «Я» во всем сущем, к той величайшей сущности, которая властна даже над планетами и для которой вся вселенная — не более чем тень.
Цель ведической астрологии — не внушить нам чувство зависимости от внешних сил, а помочь нам использовать свою жизнь для более полного раскрытия внутреннего «Я». А для этого мы в первую очередь должны понять себя. Астролог, не достигший известной степени самопознания, будет всего лишь навязывать клиентам свои личные суждения — даже в том случае, если он способен воспринимать тонкие влияния планет. Он окажется не более чем очередным препятствием на пути к раскрытию индивидуальной души того, кто обратится к нему за советом. В центре его астрологической практики будет стоять эго, а потому она никому не принесет никакой реальной пользы.
Ведическая астрология
Ведическая астрология — это традиционная астрология Индии, восходящая к древней ведической культуре, к временам, которые принято (по крайней мере, у нас) считать доисторическими (ранее 3000 года до н.э.). В основе ее лежат Веды — древнейшие в Индии
и, вероятно, в рамках всей индоевропейской культуры священные писания.
Ведической астрологией пользуются индуисты и буддисты, джайны и сикхи. Ее применяли на всей территории современной Индии и в ряде областей; теперь принадлежащих Ирану, Афганистану и государствам Средней Азии; ее до сих пор используют в Тибете, Шри- Ланке и Бирме (Мьянме). Вместе с индуизмом и буддизмом она проникла в Индокитай и Индонезию. Очень рано ее влияние распространилось на земли Китая и Ближнего Востока и достигло Древней Вавилонии и Египта. Если астрономические указания, содержащиеся в Ведах, точны, то не исключено, что именно она была первоначальной формой астрологии, из которой возникли все прочие астрологические системы. По-видимому, именно по ведической астрологии лучше всех можно судить об астрологии древнейших духовных времен, тех мифических эпох света, которые, по преданию, предваряли все известные нам ныне древние культуры.
В Ведах встречаются упоминания о положениях равноденственных точек в глубочайшей древности. В поздней ведической литературе говорится о весеннем равноденствии в Плеядах (Криттике), то есть в конце Тельца, что соответствует приблизительно 2500 году до н.э. В Ригведе упоминаются еще более ранняя эпоха Близ- нецов-Ориона (Мригаширша, около 4000 до н.э.), эпоха Рака (Пунарвасу, около 6000 лет до н.э.) и даже еще более древние даты.
Уже в Ригведе содержится система астрологических расчетов с применением двенадцати знаков и 360-градусной окружности. В ней используется лунный календарь со вставными месяцами. Образ коня о семи головах, на котором восседает Солнце, свидетельствует о знакомстве с семью главными планетами. Кроме того, в Ригведе упоминаются созвездия лунного зодиака — накшатры. Ведические боги имеют множество соответствий в областях астрономии и времяисчисления. Созвездия назывались в честь повелевающих ими богов, все имена которых встречаются уже в самых древних пластах ведической литературы.
Ригведа содержит в себе математическую и астрологическую символику, свидетельствующую о глубочайших космологических знаниях, которые, впрочем, выражены не явно, а на скрытом языке метафор. В одном из гимнов есть такие слова:
Рога его числом четыре, стопы его числом три, головы его числом две, и руки его числом семь. Связанный трижды, бык ревет;
Всемогущий Бог вошел в смертных.
Ригведа IV. 58.2
Это — зашифрованное указание на последнюю астрономическую эру (югу) продолжительностью в 4 320 000 000 лет, где семь рук соответствуют семи нулям.
В основе ведической культуры лежит сложнейший, тщательно проработанный ритуал, настроенный по большим и малым циклам времени, суточному, месячному и годовому циклам, которые явлены в движениях Солнца, Луны и планет. Люди древности смотрели на небо как на часы, медитировали на разные виды небесных влияний и стремились постичь правящее небесами высшее сознание.
Ведическую астрологию называют также индуистской — в честь той культуры и религии, которые развивались с ней рука об руку. Представляя собой, подобно индуизму, плюралистическую и гибкую систему, она подчеркивает равноценность множества различных путей и предстает то в одном, то в другом обличье, словно вечная душа, вселяющаяся в цепи перевоплощений то в одно, то в другое тело. Поэтому она, вне сомнения, применима и полезна в современном западном мире наряду с йогой и системами медитации, которые уже проникли к нам из Индии и принесли пользу множеству людей.
Еще одно название ведической астрологии — джьотиш, что означает «наука света». Джьотиш включает в себя астрономию, астрологию и метеорологию. Как ветвь ведического знания, исходящая из самого средоточия Вед, он именуется также «Веданга джьотиш». Именно такое его название употребляется в традиционных текстах. .
Четыре жизненные цели
Ведическая наука признаёт четыре цели в человеческой жизни: кама, артха, дхарма и мокша.
Кама в буквальном смысле означает «желание». Кее сфере относится наша потребность в эмоциональном и чувственном удовлетворении. Поэтому ее можно было бы назвать «удовольствием». Все. что мы делаем в жизни, должно быть источником радости и не должно причинять боль ни одному живому существу.
Артха вообще означает «достижение целей», но в данном случае имеется в виду более узкое значение слова — «приобретение ценных вещей» или «накопление имущества». Каждый из нас должен располагать имуществом в достаточной мере для того, чтобы раскрыть в этой жизни свой потенциал.
Дхарма означает «принцип» или «закон». К ее сфере относится наша потребность в почестях или признании. Можно назвать ее «профессиональным призванием», поскольку в нашей культуре эта потребность интерпретируется именно так. Каждому из нас необходимо, чтобы его ценили за то, что он способен делать, — тогда он сможет приносить благо обществу, не поступаясь своей истинной сущностью. :
Мокша означает «освобождение». К ее сфере относится наша потребность в духовном развитии, включая освобождение от только что указанных трех ценностей низшего порядка. Каждый из нас должен стремиться выйти за пределы своих ограничений и стать
единым со всем сущим. Все четыре цели называются дхармами, ибо дхарма означает также «основополагающий принцип». Мокша, освобождение, — это высшая из дхарм.
Ведическая астрология признаёт ценность всех четырех жизненных целей и стремится помочь нам в достижении каждой из нас. Однако первые три цели — удовольствие, богатство и карьера — считаются второстепенными по сравнению с четвертой — духовным освобождением. Освобождение — это главная и необходимая цель всех людей, всех живых существ. Без нее остальные цели не имеют реальной ценности. Они полезны только как средства, позволяющие достичь мокши, а не как самоцель. Как только мы поймем это, мы больше не попадемся в их ловушки, но будем пользоваться ими как инструментами для дальнейшего духовного роста.
Необходимой базой для достижения этих четырех жизненных целей астрология считает потребность в здоровье — в свободе от болезней. Э го — основание всех жизненных целей, ибо чего можем мы достичь, не имея здоровья? Важно, однако, здоровье не только физическое, но и душевное. Таким образом, астрология должна рассматривать и физическое здоровье, и психическое благополучие как средства достижения всех жизненных целей. Вот почему медицинская и психологическая астрология — пожалуй, самые важные ветви астрологической науки (не считая, разумеется, астрологии духовной, которая превосходит все другие астрологические направления).
Эти четыре цели образуют пирамиду, на вершине которой — освобождение. Каждая способствует достижению остальных. Чтобы нормально жить и действовать, мы должны быть счастливы. Чтобы располагать досугом и душевным спокойствием, необходимы деньги. Признание со стороны других людей необходимо нам для того, чтобы мы могли реализовать свое призвание. Однако большинство из нас увязает в сетях низших целей и не ценит по достоинству цель высшую. Более того, стремление к высшему подчас оказывается на поверку одним из тех же низших стремлений, только принявшим благородное обличье. Прикрываясь именем Божьим, мы нередко по-прежнему ищем лишь наслаждений, власти или славы. И астрология часто попадает в плен этих низших целей. Чтобы восстановить свою духовную целостность, астрология должна признать правильную иерархию жизненных ценностей.
Астрология Востока и астрология Запада
Астрология была известна во всем мире с незапамятных времен. В древних культурах, таких как египетская или вавилонская, она занимала господствующее место. Средневековая христианская и мусульманская культуры также использовали астрологию, заимствовав ее из более древних традиций, однако здесь она утратила свою некогда главенствовавшую роль и зачастую считалась ересью. В религии Единого Бога не находилось места силам множества богов, по преимуществу имеющих планетную природу. Современная культура с ее научным уклоном и вовсе заклеймила астрологическое искусство как нечто бездоказательное и основанное на фантастических измышлениях.
Однако Индия сохранила свою цивилизацию с древнейших времен. Индийцы не переставали поклоняться богам, в то же время взыскуя Божественное «Я», или чистое сознание, превосходящее даже самого Создателя. Они сохранили свободу в сфере духовности и религии. Индийскую культуру не сковывали ни силы безусловного монотеизма, ни авторитет нетерпимой церкви. В Индии сохранилась более древняя и совершенная форма астрологии, чем на Западе. Ритуальный календарь, основанный на звездах и на поклонении планетам как божествам, используется в Индии и по сей день — как использовался он тысячи лет назад в Вавилонии и Египте. Современные индийцы по-прежнему возносят молитвы планетам — как давным-давно поступали их единомышленники в древней Европе и на Ближнем Востоке.
За последнее столетие астрология на Западе возродилась. Новый, современный психологический подход расширил кругозор астрологии и освободил ее от оков средневековой догматики. Астрология пережила яростный натиск материалистическои эпохи: для души ее зов столь неотразим, что интеллект не в силах сбросить ее со счетов. Когда-то астрология была символом прошлого, но теперь, со вступлением в эру космических путешествий, многие видят в ней путь к будущему. Поэтому астрология — удачная отправная точка для диалога между Востоком и Западом, между древностью и современностью.
Два зодиака
Большинство из нас думают, будто существует только один зодиак — зодиак неподвижных звезд или созвездий. Мы полагаем, что если в эфемеридах — астрологической таблице, указывающей положения планет, — планета находится в том или ином знаке (например, Юпитер — в Стрельце), то, взглянув на небо, мы увидим эту планету среди звезд соответствующего созвездия. В действительности дело обстоит иначе. Тот зодиак, которым пользуется большинство современных западных астрологов, — так называемый тропическии зодиак:, — давно уже утратил какую-либо реальную связь со звездами. Он не соответствует наблюдаемым положениям планет. С астрономической точки зрения наш астрологический «Юпитер в Стрельце» окажется, скорее всего, среди звезд созвездия Скорпиона.
В ходе тысячелетий каждый из знаков тропического зодиака побывал в пространственном соответствии со всеми созвездиями зодиакального круга. В наше время тропический знак Овна соответствует созвездию Рыб. Вскоре он придет в соответствие звездам Водолея, возвестив тем самым начало эры Водолея. Через десять тысяч лет Овен тропического зодиака будет соответствовать неподвижным звездам Весов — созвездия, лежащего в зодиакальном круге напротив созвездия Овна. Знаки тропического зодиака привязаны к точкам равноденствий, а не к каким-либо определенным звездам. В частности, начальная точка тропического зодиака — первый градус Овна — совпадает с точкой весеннего равноденствия, то есть с видимым положением Солнца в первый день астрономической весны. Положение же равноденственных точек относительно звезд меняется в ходе времени из-за прецессии (движения по конусу) земной оси с периодом приблизительно в 25 ООО лет.[4]
Другой вид зодиака, соотносящийся с реальными созвездиями или неподвижными звездами, называется сидерическим, или звездным, зодиаком. Его используют ведические астрологи и западные сторонники сидерической астрологии, которая развилась с опорой на индийскую модель. Около двух тысяч лет назад, когда система западной астрологии еще только начинала складываться, эти два зодиака совпадали. Но затем они разошлись вследствие прецессии, и со временем величина этого расхождения медленно возрастала. Тропический зодиак, таким образом, отражает реальную астрономическую картину двухтысячелетней давности[5].
Тропический зодиак основан не на звездах, а на положении Земли относительно Солнца. Тропик Рака и тропик Козерога соответствуют положениям Солнца в моменты летнего и зимнего солнцестояний. Точкой отсчета тропического зодиака является положение Солнца в момент весеннего равноденствия, принятое за начало знака Овна. Положение Солнца в момент летнего солнцестояния соответствует первому градусу Рака, в момент осеннего равноденствия — первому градусу Весов, а в момент зимнего солнцестояния — первому градусу Козерога. Кардинальные точки тропического зодиака — это начальные моменты четырех времен года. Однако из-за прецессии положение неподвижных звезд, соответствующих этим начальным моментам сезонов, постепенно изменяется.
Тропический зодиак сохраняет корреляцию с начальными моментами времен года и не учитывает прецессию. Сидерический же зодиак, напротив, принимает прецессию в расчет: его знаки привязаны к неподвижным звездам.
В настоящее время большинство астрологов, работающих с тропическим зодиаком, отдают себе отчет в том, что его знаки давно уже не соответствуют неподвижным звездам. Но они все равно отстаивают ценность своей системы, находя для этого различные доводы. Одни говорят, что тропический зодиак работает потому, что основан на временах года; другие усматривают в нем не столько пространственный, сколько временной символизм, утверждая, что тропические знаки — это подразделения времени, а не пространства.
И все-таки астрология, основанная на тропическом зодиаке, тоже учитывает прецессию. Об этом свидетельствует принятое в западной астрологии представление о мировых эпохах: астрологи Запада признают приближение эры Водолея, которая начнется со вхождения точки весеннего равноденствия в границы созвездия Водолея. Таким образом, приверженцы тропического зодиака не отрицают ценность зодиака сидерического, хотя и полагают, что он не имеет прямого отношения к индивидуальным гороскопам и работает лишь для больших масс людей и на больших промежутках времени.
Ведическая астрология, в свою очередь, принимает во внимание положение планет относительно точек равноденствий и солнцестояний. Однако эти точки используются лишь для определения силы и слабости планет и не входят в число первостепенных факторов интерпретации карты.
Итак, мы видим, что существует два различных способа определения границ зодиакальных знаков. Каждый из них основан на своей методике расчетов. Ни тот, ни другой не является ни ошибочным, ни единственно правильным. Точки отсчета и методы измерения в этих системах различны, но обе системы говорят на одном языке.
Когда приверженец тропического зодиака утверждает, что Солнце находится в Водолее, он вовсе не имеет в виду, что Солнце пребывает среди неподвижных звезд созвездия Водолея. Скорее всего, он знает о том, что Солнце при этом скорее всего следует искать среди звезд Козерога. Но он хочет сказать, что Солнце находится в одиннадцатой из двенадцати частей зодиака, точкой отсчета которого служит положение Солнца в момент весеннего равноденствия. Приверженец же сидерической системы, говоря о Солнце в Козероге, подразумевает именно неподвижные звезды, а не знаки тропического зодиака, хотя, возможно, и знает, что в тропической системе этому положению Солнца может соответствовать знак Водолея. Итак, оба астролога пользуются одними и теми же терминами, но обозначают ими различные участки неба — в соответствии с различными методами деления зодиакального круга.
Некоторые современные астрологи пытаются жестко связать знаки с реальными звездами, отказавшись от понятия сидерического знака как тридцатиградусного участка дуги, в который попадают эти звезды. Они предпочитают отождествлять знак Овна лишь с немногочисленными звездами этого небольшого созвездия. Однако ведические астрологи не соглашаются с такой точкой зрения. Ведическая астрология рассматривает двенадцатичастное деление зодиака как основу гармоничного распределения света, исходящего из центра Галактики. Ключевым фактором здесь является именно гармоничное деление, а не попадающие в тот или иной участок отдельные звезды, — хотя последние тоже играют свою особую роль.
Между приверженцами двух зодиакальных систем естественным образом возникают разногласия. Многие астрологи уверены в том, что один из этих зодиаков будто бы правильный, а другой — нет. Другие считают, что обе системы ценны — каждая по-своему. Этой дискуссии не видно конца, и, вероятно, мы услышим еще мно4 j жество разнообразных мнений. Однако все очевиднее становится, что ведическая астрология может принести огромную пользу, хотя для этого западным астрологам придется признать правомочность сидерического зодиака.
Поскольку расчеты в ведической астрологии основаны на сидерическом зодиаке, положения планет в знаках ведического гороскопа обычно отличаются от положений, вычисленных по тропической системе. Человек, у которого в тропической натальной карте Солнце находится в Тельце, может обнаружить, что в ведическом гороскопе его Солнце попало в знак Овна. Такие сдвиги, естественно, могут вызвать некоторое недовольство, особенно у людей, уже привыкших к своему гороскопу, основанному на тропической системе. Владельцу Солнца в Водолее может не понравиться, что в ведической системе он оказался Козерогом. Или, наоборот, Козерог западной системы может обрадоваться, узнав, что по восточной
системе он — Стрелец. Поэтому чтобы не путаться в этих двух системах, очень важно понять их особенности и выяснить, чем они отличаются друг от друга.
Сидерический зодиак, по-видимому, является более древним, ибо он основан на наблюдаемой картине неба. Тропический же зодиак — зодиак абстрактный, — вероятнее всего, произошел от сидерического. Само понятие зодиака возникло задолго до того, как точка весеннего равноденствия совпала с начальной точкой Овна. И возникло оно на основе наблюдений за звездами. Говоря о знаке Тельца, древние египтяне и вавилоняне, несомненно, должны были иметь в виду звезды одноименного созвездия. Однако в их времена точка весеннего равноденствия находилась в Тельце, а не в Овне. Трудно представить себе, ч тобы в 2000 году до н.э. древние астрологи поместили в тропический знак Овна Луну, находящуюся среди звезд Тельца, — а именно так пришлось бы им поступить, используй они тропический зодиак. Абстрактный символический зодиак не имел бы никакого смысла в культурах, календарь которых был основан на наблюдаемых положениях планет. И если астрология действительно пришла из Индии, то сидерический зодиак безусловно возник раньше тропического, так как индийская астрология придерживалась сидерической системы всегда.
Таким образом, преимущество сидерического зодиака — в том, что именно он, скорее всего, является исходной формой зодиака как в астрономическом, так и в историческом отношении. И довод астрономов, отказывающих астрологии в истинности на том основании, что зодиакальные знаки уже не соответствуют одноименным созвездиям, против сидерической астрологии бессилен.
Ведическая астрология существует уже много тысяч лет. На ее памяти переход точки весеннего равноденствия из одного созвездия в другое, подобный близящемуся наступлению эры Водолея, совершался множество раз. Ведическая система и ведический зодиак основаны на непрерывной культурной традиции, уходящей корнями в эпоху богов, в те легендарные времена, когда человечество еще поддерживало связи с космическим разумом. А потому ведическая астрология может вручить нам ключи к тайнам этого космического разума и будущего всей нашей планеты. И то, что мы вновь открываем ее для себя на пороге нового тысячелетия, свидетельствует о ее непреходящей ценности.
Ориентация сидерического зодиака
Зодиак ведической астрологии ориентирован, как мне представляется, на центр нашей Галактики — на центральное галактическое Солнце, влияние которого доходит до нас через неподвижные звезды созвездия Стрельца. Центр Галактики именуется Брахмой — творческой силой или Вишнунабхи — пупом Вишну. От света, излучаемого этим галактическим Солнцем, зависят жизнь и разум на Земле. Свет этот правит игрой семи лучей творения и распределением кармы. Он — та центральная точка, которая определяет значение зодиакальных знаков, в совокупности своей отражающих двенадцатичастное разбиение этого галактического света в пределах нашей Солнечной системы.
В проекции на сидерический зодиак центр Галактики находится в начале Стрельца. В ведической системе на этот участок приходится лунное созвездие (накшатра) под названием Мула, что означает «корень» или «источник». Такое название намекает на то, что на космическом уровне Мула — первая из накшатр. Она охватывает промежуток от СГдо 13“20' Стрельца, а галактический центр расположен в середине этого интервала. Предыдущая накшатра именуется Джъе- стха — «старейшая» — и приходится на последние 13°20’ Скорпиона. Это свидетельствует о том, что древние знали о существовании и местоположении галактического центра и дали лунным созвездиям имена, отражающие представление о средоточии Галактики как о точке начала. Ориентация сидерического зодиака основана на трех основных точках, образующих треугольник:
• Овен — кардинальный, или творческий, огонь: область, на которую проецируется космический свет.
• Лев — фиксированный огонь: область, которая поддерживает и питает космический свет.
• Стрелец — мутабельный огонь: область, в которой космический свет достигает своей полноты или трансформируется.
Эта ориентация является постоянной: она жестко закреплена в соответствии с положением Солнца относительно галактического центра. Галактический свет приходит через Юпитер и начальные градусы Стрельца и отбрасывает лучи в знаки Овна и Льва, расположенные в тринах друг к другу, то есть под углами в 120°.
Таким образом, сидерический зодиак поддерживает устойчивые отношения с галактическим центром. Тропический зодиак основан на устойчивой связи Земля-Солнце, что выражено в его ориентации на точки равноденствий. Сидерический же зодиак ориентирован на отношения между Солнечной системой и галактическим Солнцем. В нем отражаются влияния, исходящие из центра Галактики и достигающие Земли через посредство планет нашей Солнечной системы.