Слайд 7. Диалогическая речь учащихся на уроках литературы.
Итак, на базе создаваемых навыков отвечать на вопросы и самостоятельно их ставить происходит переход к научению вести собственно диалогическую речь.
Диалог как вид устной речи и как прием художественного изображения действительности. Диалог постоянно возникает между учителем и учеником. Такое речевое общение организует учебный процесс и является методическим приемом сообщения и проверки знаний.
Слайд 8. В диалоге есть его постоянные признаки как формы речи, и ученики с ними знакомятся на уроках русского языка литературы.
1. Диалог - наиболее естественная форма речевого общения, одна из самых распространенных разновидностей устной разговорной речи.
2. Диктуемая интересами получения жизненно важного для участников разговора информации, диалогическая речь всегда имеет для них элемент новизны.
3. Жизненная важность и новизна информации определяют содержательность диалога, стимулирует его движение.
4. Языковое оформление движения диалога реализуется в репликах - реакциях, взаимосвязь которых создает цепочку реплик, речевой поток движения разговора.
5. Диалог имеет свои структурные закономерности. Его реплики семантически связаны, что придает содержанию диалога логическую стройность.
6. Диалог может характеризоваться по тематике, эмоциональному отношению и объекта разговору.
Слайд 9. Общая характеристика монологической речи.
Слайд 10 Высшей целью устной иноязычной речи является все же монологическая, а не диалогическая ее форма. Такой вывод станет очевиден, если мы дадим сопоставительную психологическую характеристику обеим формам речи по работам психолингвиста А.А. Леонтьева
Диалогическая речь | Монологическая речь |
Однообразие формы | Разнообразие формы (рассказ, описание, сообщение) |
Большая ситуативность, связанность с обстановкой, в которой происходит разговор. Это сужает жизненно необходимую «площадь» пользования данным видом речи, т.е. ограничивает сферу ее применения. | Сознательная организованность ее «производителем» речевой продукции в процессе овладения сложными видами мыслительно-речевой деятельности - пересказы, сообщение. В этом случае говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь свой «монолог как целое» |
Внешний характер стимулов движения диалогической речи. | Внутренние стимулы: говорящий сам определяет объем, характер, языковой материал и форму обращения к аудитории. |
Ее свернутость и эллиптичность; огромная роль разного рода клише и шаблонов, привычных сочетаний слов, реплик и т.д.; частое возникновение понимания между участниками разговора за счет не речевых факторов - знания ситуации собеседниками. | Развернутость речи и ее свобода использования языковых форм; оптимальное пользование речевыми средствами выражения мысли; сравнительно малое использование неречевой информации, получаемой «нами и нашими собеседниками из ситуации разговора» |
Самостоятельное значение неязыковых коммуникативных средств (интонация, жест) | Вспомогательная роль неязыковых коммуникативных средств. |
Приведенное нами сравнение иллюстрирует убедительность вывода известного о том, что диалогическая речь по своим характеристикам боле элементарна, чем другие виды речи»
Развитие монологической речи связано с активной разнообразной и творческой мыслительной работой над текстом, призвано формировать сложные речевые и речемыслительные умения, необходимо ставить монологическую речь в центре внимания педагогов, «ибо, ей нужно специально обучать, в то время как диалогическая речь требует скорей тренировки на основе ограниченного количества речевых стереотипов»