Гиппокампо-неокортикальное взаимодействие в процессах памяти 2 страница
(...) Приведенные выдержки показывают основной дефект, являющийся типичным для целой группы больных с поражением заднелобных отделов мозга.
Выполнение первой интеллектуальной операции не представляет для этих больных сколько-нибудь заметных трудностей. Однако раз выработанный способ выполнения интеллектуальной операции легко становится «стереотипом», который существенно затрудняет переход к решению новой задачи, даже если эта задача сама по себе оказывается менее сложной, чем первая. В этих случаях больной вообще не переходит к анализу новой задачи и ограничивается воспроизведением усвоенного «стереотипа» решения.
Такое нарушение динамики интеллектуальной деятельности представляет собой одну из типичных форм нарушений интеллектуального акта (...) при разбираемой нами форме патологии мозга.
А.Р.Лурия, В.В.Лебединский о нарушении логических операций при поражении лобных долей мозга1
В литературе по клинической психологии существует мнение, что нарушения психических процессов (восприятия, памяти, мышления) при том или ином поражении мозга можно с успехом выявить, применяя определенную психологическую пробу, и что в некоторых случаях психологическая проба может быть достаточным основанием для диагностики определенной формы поражения
Мы попытаемся показать, насколько необоснованно такое мнение Мы проанализируем одну и ту же пробу которая при казалось бы, небольших вариантах эксперимента может вскрывать совершенно различные процессы Будут приведены результаты одного и того же испытания, проведенного в разных >словиях, что даст возможность гораздо глубже, чем это обычно делается ориентироваться в психологической структуре изучаемых нарушений
Со времени К Гольдштейна (1944) в зарубежной клинической психологии утвердилось мнение, что поражение лобных долей мозга приводит к нарушению «абстрактного мышления» или «категориального поведения» Это предположение было высказано в результате наблюдении, показавших, что больные с поражением лобных долей мозга оказываются не в состоянии овладеть классификацией предметов соответственно абстрактным признакам и заменяют отвлеченную (категориальную) классификацию предметов конкретной (ситуационной)
Изучение большого числа фактов заставило одного из нас высказать серьезные сомнения в этом положении Наши наблюдения показывают, что больные с массивным поражением лобных долей мозга могут сохранять способность к отвлеченным логическим операциям при определенных условиях
Это положение подтверждается результатами эксперимента Одной из наиболее известных проб, направленных на исследование отвлеченного мышления, является проба на нахождение аналогий Испытуемому предлагается пара слов, состоящих друг с другом в определенных отношениях затем предъявляется третье слово, к которому он должен подобрать слово, находящееся к нему в отношениях, аналогичных тем, в которых находится первая пара слов
Большое число опытов показывает, что, если логические отношения между первыми словами являются относительно несложными, хотя и отвлеченными (например род—вид, целое—часть, отношения противоположности и тд), и хорошо упрочены в прежнем опыте, больные даже с массивным поражением лобных долей мозга без труда справляются с предложенной задачей и подыскивают для данного слова пару, воспроизводящую аналогичные отношения Выполнение таких задач, как нахождение аналогии для пред
' Психологические исследования Сб статей М Изд-во Моек ун-та 1968 С 154—158
ложе иных пар отец—сын, мать 9 (дочь), высокий-низкий, больной ' (здоровый), автомобиль—колеса, самолет ? (крылья), не вызывает затруднении у этих больных
Стоит, однако, применить эту пробу в несколько другом варианте, как результаты существенно меняются Больной с массивным поражением лобных долей мозга, только что без труда решавший предложенную ему задачу, начинает испытывать значительные затруднения, если ему предложить этот же опыт на подыскание аналогии в «избирательном» варианте, например, попросив найти н>жное слово из трех возможных ( )
Наши данные показывают, что подавляющее число больных, легко справлявшихся с первым ва риантом данной задачи, оказалось не в состоянии решить ее, если она была дана им во втором варианте
Чем объяснить это, казалось бы, парадоксальное явление7 С первого взгляда может показаться, что оба варианта этой пробы, оперирующие одинаковыми логическими отношениями, мало отли чаются друг от друга Может даже показаться, что второй из них, предлагающий испытуемому ряд готовых решении, является более icikhm чем первый
Существует, однако, принципиальное различие психологических процессов, приводящих к решению каждого из описанных вариантов задачи на нахождение аналогичных отношении
В первом случае («свободный» вариант пробы) задача на нахождение аналогии вызывает однозначное решение Отношение прямого родства противоположности, данное в первой парс, вызывает настолько отчетливый стереотип, упроченный в прежнем опыте, что воспроизведение этого стереотипа в последующей паре слов не требует сколько-нибудь заметных усилии «Детерминирующие тенденции» и «логические переживания», хорошо описанные в свое время психологией мышления оказываются здесь настолько прочными, что их доминирующее влияние обусловливает однозначность получаемых ответов Иное происходит при решении той же задачи в условиях «избирательной» пробы
Отношение между первым словом второй пары и предлагаемыми на выбор тремя другими словами создает условия неопределенности, вероятность выбора каждого из предложенных слов (если только все они имеют связь с предшествующим словом) может быть настолько уравнена, что для правильного решения задачи нужен активный выбор снижающий вероятность одних и повышающий вероятность других связей Этот выбор должен быть проделан на основе анализа отношений между словами первой пары и переноса этого отношения на последующие слова
Однако именно этот процесс предварительного анализа сложной ситуации, выработки определенной программы действии и осуществления выбора из нескольких альтернатив повышением вероятности одних (селективных) связей и с торможением других (побочных) связей оказывается глубоко нарушенным у больных с массивным поражением лобных долей мозга (А Р Лурия 1962, 1963 и др ) Вот почему такой больной, без труда решающий задачу, не требующую активного выбора и торможения побочных связей, оказывается не в состоянии решить ту же задачу в условиях, требующих выбор из нескольких равновероятных альтернатив
Эти факты заставляют подойти с совершенно иных позиций к тем нарушениям интеллектуальных процессов, которые имеют место при поражении лобных долей мозга.
Следует отказаться от мысли, что поражение лобных долей мозга непосредственно приводит к нарушению «абстрактного» или «категориального» мышления, и оценить описанные симптомы как
нарушения сложной избирательной деятельности вследствие подчинения познавательных процессов инертным стереотипам.
Изложенный материал показывает вместе с тем, насколько сложными являются процессы, исследуемые с помощью отдельных психологических проб, и как можно обращать внимание на психологическую квалификацию изучаемых ими нарушений.
Б.В.Зейгарник нарушение спонтанности при военных травмах лобных долей мозга
Данное исследование проводилось на больных, получивших огнестрельное ранение лобных долей мозга во время Великой Отечественной войны
Всего через наше исследование прошло 255 больных Из них 105 с ранениями левого полушария, 85 с ранениями правого полушария и 65 с ранениями по средней линии или с двусторонним симметрическим ранением лобных долей
В данной статье мы не пытаемся дать классификацию нарушении психической деятельности больных с поражением лобных долей Однако мы хотели бы показать ту разнообразную картину нарушении, которую смогли установить при нашем исследовании
Перед нами прошли как больные с едва заметными изменениями, так и больные с грубыми нарушениями аффективной жизни, расторможенные, которые, однако, выявляли сохранность интеллектуальных возможностей Помимо того, мы могли наблюдать и больных с апатическим синдромом, которые проводят дни в бездействии, безразличны к окружающему
Особую группу составляют больные, у которых посте травмы лобных долей начался отчетливый пси-хопатоподобныи синдром Наконец, можно было бы выдетить группы с различными оттенками интеллектуальных нарушении, начиная с легких изменений и кончая группой «лобных» демениии с амнести-ческим симптомокомплексом
Таким образом, в основу классификации нарушении при «лобных» травмах можно положить самые различные механизмы
Однако какие бы разнообразные группы ни получались в итоге классификации, как бы ни был широк диапазон этих нарушении, — в их основе лежит единое изменение, которое мы можем обозначить как изменение личности и которое выражается в нарушениях деятельности больных
В этом смысле наша психологическая трактовка понятия спонтанности несколько отличается от обычной трактовки этого понятия в клинике, ибо клиника говорит о спонтанности, когда больные не проявляют интереса к окружающим фактам и событиям личной жизни, те когда внешнее поведение больного отражает его внутреннюю бездейственность ( )
В рамках этой статьи нельзя дать исчерпывающей характеристики нарушении спонтанности больного с поражением лобной доли и нарушений психологического строения системы его потребностей
Нам хотелось бы лишь сделать попытку анализа нарушении деятельности «чобного» больного в двух планах С одной стороны, мы хотели бы дать анализ его нарушении в условиях, требующих практического действия
1 Неврология военного времени М Медицина, 1949 С 218—228
С другой стороны, мы пытались проанализировать нарушение спонтанности «лобного» больного в ситуа ции, требующей теоретического мышления
I
Мы начинаем наше описание с анализа нарушении деятельности «лобного» больною в эксперимен тально созданной обстановке, близкой к жизненным условиям
На основании многочисленных исстсдовании известно, что наличие мотива личностного отношения индивидуума определяет и характер его действия (А Н Леонтьев, А Р Лурия, С Я Рубинштейн Б В Зеигарник)
Следовательно, можно было ожидать, что изменение мотивационнои стороны поведет за собой и резкое изменение всей практической деятельности человека
Для доказательства этого положения мы приводим экспериментальные примеры из материала, который нами более детально описан в статье «Экспериментально-психологические данные при травмах лобных долей мозгах» (1948)
Начнем с описания экспериментальной ситуации
Описание эксперимента— «Возврат к прерванному действию»Испытуемому предлагается выполнить какое-нибудь задание, которое допжно варьироваться в зависимости от культурного и интеллектуального уровня (Задание это должно быть простым нарисовать, слепить, выложить фигуру из кубиков по образцу и т д )
Прежде чем испытуемый эту работу закончит, мы прерываем ею просьбой выполнить другую, отличную от первой по содержанию (экспериментатор фиксирует внимание испытуемого на выполнении второго действия «сделайте теперь это», игнорируя по возможности судьбу первого)
Экспериментатор следит за поведением испытуемого после того, как он окончил вторую работу
Многочисленные исследования нормальной деятельности показали, что после окончания второго задания испытуемый, как правило, возвращается к незавершенному Этот возврат к прерванной деятельности может быть выражен в виде прямого продолжения действия или только в виде тенденции вернуться к нему Обращение к незаконченной работе может принять разную форму, но существенно то, что оно, как правило, имеет место Чтобы понять, почему испытуемый возвращается к прерванному действию, надо представить себе, что означает конкретно для испытуемого предложение экспериментатора выполнить какое-нибудь экспериментальное задание
Ситуация эксперимента всегда имеет для испытуемого скрытый смысл он может приобрести значение «экзаменах», где испытуемый хочет проверить или испытать свои силы
Ясно одно — ситуация эксперимента, требующая выполнения часто бессодержательного задания, становится осмысленной, благодаря пробуждению каких-то, пусть опосредованных, мотивов, устано вок Отдельное случайное задание перестает носить характер изолированного действия, оно приобретает специфический характер целенаправленной дея тельности, обусловленной определенным мотивом
Несмотря на свои случайный характер, оно может служить средством удовтстворения опреде ленной, специфической в данном случае экспериментально вызванной потребности И потому, когда мы прерываем это действие, мы нарушаем не его течение, не его структурную сторону, а вторгаемся в судьбу действия, к которому у субъекта создалось известное отношение, которое стало для данного конкретного жизненного отрезка доминантным
Прервав действие, мы неизбежно касаемся той потребности, которая стоит за ним
Возвращение к прерванному действию происходит именно в силу стремления больного продолжать начатое действие
У «лобного» больного нет, как правило, этого возвращения к прерванному действию
В то время как в норме такое возвращение к прерванному действию выступает в 82% случаев, возврат при поражениях лобных долей достигает едва 21 % ( )
Следовательно, мы можем сказать, что психологическая ситуация, которая по своим динамическим механизмам близка к жизненной, не возникает у бо 1ьного с травмой лобных долей мозга
Вследствие отсутствия личностного отношения к окружающему, а следовательно, и к ситуации эксперимента, задание, которое было предложено больному, не включилось в круг его личностных установок Это еше нагляднее выступает в эксперименте который известен в психологической литературе под названием опыта с «уровнем требовании» ( )
Ботьнои не снижает уровня требовании к себе после неудачных решении и не повышает его после успешных Он берет любую задачу, которая ближе к нему Ситуации выбора, конфликта у него не создается Каждая отдельная задача не является для него частью веси цепи задач, она аффективно с нею не обобщена ( )
Таким образом, «активное» поведение «лобного» больного вытекает не из его внутренних побуждении, оно обусловлено не внутренними мотивами коррелирующими с глубинными установками, потребностями, а является ответом на внешний стимул Поведение больного обусловлено внешней ситуацией, теми моментами, которые диктуются «психологическим полем»
К аналогичному положению нас приводит еще одна серия фактов Клиника указывает и из другой симптом «лобных» нарушений — на расторможен-ность больных Нередки случаи, когда больные с поражением лобных разделов коры (особенно базаль-ных) выявляют большую речевую и двигательную оживленность Уже само то, как «лобный» больной реагирует на обход врача, чрезвычайно характерно несмотря на то, что такого рода больные лежат без всяких движении, не интересуясь окружающим, они чрезвычайно быстро отвечают на вопросы врача, более того, при всей своей инактивности, безынициативности, они часто реагируют, когда врач беседует с соседом по койке
Эта быстрая откликаемость на внешний раздражитель является часто симптомом расторможенности Больные вмешиваются в разговоры других, становятся бестактными, многоречивыми, назойливыми
Это поведение маскирует часто их аспонтанность, больные могут производить впечатление активных, но, по существу, мы видим, что их «активность» вызвана не внутренними импульсами, не внутренними побуждениями
Расторможенность «лобного» больного является по своей природе лишь иным проявлением той же аспонтанности Она вызвана внешними моментами, поэтому мы можем поведение больного трактовать как «полевое» ( )
В своем грубом проявлении «полевое» поведение такого больного выступает в виде подчинения случайным моментам, иногда даже вещам
Нередки случаи, когда больной, который проводит весь день в бездействии и не выполняет просьбы врача прочесть отрывок из книжки, пройдя мимо книжной полки, извлекает книгу и начинает читать, больной, которого просили принести карандаш, начинает этим карандашом писать ( )
«Полевое» поведение «лобного» больного не всегда принимает такие грубые формы Оно часто выступает в виде более тонкой подчиняемости психологическим факторам, принимает форму внушаемости В клинике известны факты, когда больные, которые все время вели себя нормально, вдруг неожиданно для окружающих совершают немотивированные поступки И на оборот, очень часто больные, которые производят впечатление расторможенных, способны к адекватному выполнению задании, если внешняя ситуация их к этому побуждает
Обе эти противоречащие друг другу линии поведения возможны в одинаковой степени, ибо та и другая не являются результатом внутренних мотивов бочьно го или реализацией его потребностей, а лишь ответом на стимулы, доходящие до него извне
II
Глубокое нарушение личности больного при поражении лобных долей, которое выражается в нарушении всей системы его потребностей, можно проследить, как мы уже раньше говорили, в тане какой-нибудь определенной формы деятельности, например интепектуспьнои
Через наше исследование прошла целая группа больных (около 85 случаев) поведение которых на пер вый взгляд не определяли в клинике как аспонтаннос Эти больные не были безучастны к окружающей ситуации, они интересовались своими родными, писали им письма, читали газеты Однако поставленные в экспериментальную ситуацию, которая требовала от них интеллектуального напряжения, они вьивляли ас-понтанность
Картины изменении интеллектуальной деятепьнос-ти при поражениях лобных долей мозга чрезвычайно разнообразны Однако через все эти формы проходит красной нитью общий им всем радикал, который отчи-чает их от других видов органического слабоумия, — это отсутствие или сведение до минимума дефектов так называемых формальных способностей и преобладание нарушении мотивационнои стороны интеллектуальной деятельности
Нарушение деятельности и системы потребностей принимает здесь особую форму мысчительнои аспон-танности, которая имеет свои специфический характер Он выражается в том, что самого внутреннего задания, определяющего интеллектуальную деятельность, не образуется Эта особенность не носит характера отсутствия фиксации или отсутствия целенаправленности, данное больному задание не превращается в реальный мотив вследствие отсутствия живого психического отношения к этому заданию
Мы хотели бы доказать это положение, анализируя разные уровни мыслительных нарушении
Начнем с тех случаев, где речь идет о легких изменениях мышления
Для этого рода нарушений на первый взгляд характерна замедленность ответов
Однако эта замедленность отличается от обычной медлительности больных с органическими нарушениями мозга нелобнои локализации Для последних характерна замедленность течения самого мыслительного акта Однако несмотря на эту замедленность, больной, получив задание, сразу же приступает к его выполнению, инструкция все время стоит перед ним в виде иели, на которую направлено его внимание, на это указывают его реплики, обнаруживающие отношение больного к заданию
Замедленность же «лобного» больного совершенно иной природы больной отвечает замедленно не потому, что течение мыслительного акта у него затруднено, а потому, что мысль его не направлена в достаточной мере на задание Только с чисто внешней стороны это нарушение носит характер замедленности, в действительности же речь идет не об обычной замедленности самого мыслительного акта, а о замедленной реакции больного на вопрос или инструкцию
Приведем пример Больной Г-в (1898 гола рождения) 13 июля 1942 г был ранен осколком чины в левую лобную область Потерял сознание на какой срок, не знает Была рвота кровотечение из носа 21 июля в полевом госпитале когда больной находился в тяжелом состоянии была произведена операция, было удалено много костных ockoikob обнаружен дефект кости с истечением мозгового вещества Из пубины мозгового вешесша также бы i удачен осколок фронтальный синус оказался разрушенным, и нем были обнаружены костные осколки
В рентгенограмме после операции 26 июля в лобной области был обнаружен дефект кости после операции костных осколков не бычо
Неврологический статус зрачки узкие, реакция на свет и конверкниию живая Поле зрения — N Дно глаза — N Движения i тазных ябпок — N Сухожильные рефлексы — N Ч\вствите 1ьность не нарушена
При постутении обнаружена значительная акинезия истощаем ость, особенно проявтяюшаяся при умственной работе В клинике больной, работая в сточярнои мастерской в порядке трудотерапии, проявлял достаточную квалификацию
Больной нормально ведет себя в отделении нет признаков замедченной реакции, он довольно быстро отвечает на обычные вопросы врача но если перед ним посттвить какое-нибудь несложное задание — ею ответы становятся замедленными
Больной должен решить несложную арифметическую задачу «Было куплено 3 ящика яблок по 25 кг в каждом '/5 яблок отдали товарищу Сколько яблок осталось''» Эта задача не должна была представить трудности для человека окончившего пять классов Однако наш бочь-нои очень медленно приступил к этой задаче долгое время он сидел молча направив взгляд мимо экспериментатора, затем посте многократных требовании последнего начач решать эту простую задачу
«Сколько вы сказали9 — Ах да — 25 яблок По сколько было в каждом ящике1* По 25 (пауза) 75 Остается 50 яблок» Больной правильно решает задачу, он не допускает ни логической ни арифметической ошибки, однако он употребляет на решение этой простои задачи значительное время (10—12 мин)
Такое длительное время требовалось лишь больным, которые по своему интеллектуальному снижению не в силах были справиться с этой задачей, для которых замедленность была вызвана невозможностью произвести арифметическое действие, т е в тех случаях, когда у больных имело место нарушение самих интеллектуальных операций
В данном случае мыслительные операции больного интактны Он был в состоянии справиться с более сложной задачей, понимал переносный смысл пословицы, условность, мог ее сам придумать, если этого требовали условия эксперимента, но выполнение этих задании было чрезвычайно замед^нно
Причиной этой замедленности является отсутствие направленности мысли на задание
Вследствие того что у больного нет «личностного», «своего» отношения к ситуации, он не сосредоточивается на задании и поэтому само выполнение последнего не наступает, коль скоро нет давления извне Это отсутствие своевременного выполнения внешне выглядит как «акинезия» мышления
Нередко эти акинезии принимают специфический характер речевых нарушении, которые moi^t импонировать как афазии
АРЛурия (1948) описал подобные нарушения, выделив группу «динамических афазии», характеризующихся тем, что хотя сама артикуляция звуков и слов не нарушена, однако спонтанная и повторная речь, письмо и чтение оказываются затрудненными из-за замедленности тех динамических переключении, которые обеспечивают течение речевого процесса
Параллельно с замедленностью отмечается еще одна особенность мыслительной деятепьности этих больных — их ответы по типу «коротких замыкании», которые внешне выглядят как «сверхбыстрые ответы»
Приведем призер Бочьному показывают 5 картинок поспедовательно изображающих нападение вопков на мальчика идущего в школу и спасение последнею
Едва взглянув на картинку бочыюи отвечает «Мальчик лезет на дерево здесь его снишют>
Экспериментатор «Посмотрите повниматечьнее Больной "Мальчик спасается от волков»
Таким образом мы видим, что больной прекрасно понял сюжет картинок но ответил поспешно, едва разглядев их
Неправильные ответы больных являются в данном случае не следствием их интеллектуальной недостаточности, в их генезе лежит чрезмерно быстрая реакция, чрезмерно большая откликаемость
Получается парадоксальное явление с одной стороны, замедленная реакция, с другой — чрезмерно большая откликаечость больного
Это своеобразное сочетание двух феноменов, как бы противоречащих друг другу, является характерной особенностью «лобного» больного описанной нами в другом контексте (1948)
В действительности в их основе лежит один и тот же источник — отсутствие мотива к деятельное ти, отсутствие направленности
При наличии направленности индивидуума на задание последнее выступает не как аморфное целое, разные моменты этого задания выступают по-разному Воспринимая задачу, субъект выделяет одну сторону, превращая многообразие значения задания в определенный смысл
Если же больной прямо, без соответствующего соотнесения с внутренней установкой, лишь на основании требования извне, обращается к задаче, то задание превращается в какое-то диффузное требование, лишенное смысла В этом случае определяющую роль может приобрести случайный, самый несущественный элемент этого задания, если только внешняя ситуация толкает к тому, чтобы больной за нее взялся, он это делает, подходя к задаче с любого конца
Вот эта возможность подойти к заданию «с любой стороны» и дает возможность решать любую задачу путем «короткого замыкания»
Несмотря на то что у больного сохранены все интеллектуальные операции, нужные для того, чтобы задание было понято, мыслительное задание как таковое не образуется, а вместо него выступают часто поражающие нас неправильные суждения и примитивные ответы.
Таким образом, мы видим, что замедленность и быстрая откликаемость, парадоксальным образом выступающие в интеллектуальной деятельности «лобного» больного, являются двумя сторонами одного и того же его нарушения.
Не всегда эта невозможность образования принимает характер только замедленности и коротких замыканий. В более грубых случаях она принимает форму более выраженных специфических мыслительных нарушений.
Речь идет о том, что мышление этих больных лишь отражает то, что ему преподносится, не перерабатывая этого материала.
Отдельные операции у этих больных не нарушены, но они не умеют ими пользоваться. При поверхностном знакомстве с больным нельзя говорить о каких-либо изменениях его мыслительных процессов, больной дает правильные ответы, если от него требуется лишь пассивное понимание ранее усвоенного материала, его связи не страдают излишней конкретностью, в них нет излишней детализации. Однако в тех случаях, где требуется активность продукции, больной не справляется с простейшими заданиями
Если такому больному, который в состоянии понять переносный смысл, передать сюжет рассказа, предложить дать описание картины, на которой изображен узник в темнице, он лает следующий ответ: «Не знаю. Может быть, служащим какой-нибудь Я не знаю». Экспериментатор. «Где он находится9» Больной «У себя в квартире, а может быть, у знакомых Почем я знаю9»
Экспериментатор старается направить внимание на все настроение картины. «Посмотрите, обычное ли здесь окно» «Это, вероятно, узник, — говорит больной совершенно монотонно Обратившись к задаче, он понял, но это понимание не вызывает в нем удивлении по поводу того, что он раньше не понял.
Следующая предъявленная картина — «Каток» — изображает человека, провалившегося в прорубь; рядом стоящие выражают испуг, кое-кто стремится на помощь. Больной описывает «Стоят люди, смотрят, может, ждут трамвая». Он не только не замечает, что выражение лиц изображенных людей не соответствует ситуации ожидания, но он не замечает самого факта, что человек провалился в проруби Он перечисляет без всякой переработки изображенные на рисунке детали Но стоит экспериментатору каким-нибудь путем направить внимание испытуемого на задание — и больной может дать правильное описание
Особенно хорошо можно было проследить эти нарушения мышления в (...) экспериментах, где задание требовало не просто усвоения, где его осмыслить можно было лишь после активной переработки материала. (--)
[Такой] эксперимент должен разрешить не проблему интактности мыслительных операций, не вопрос о возможности синтетического мышления, а проблему наличия той стойкости мыслительного задания, которая включает в себя возможность отторжения «полевых моментов».
Нестойкость этого самого мыслительного задания приводит к определенному типу соскальзываний.
И действительно, эта серия экспериментов очень наглядно выявила описанные динамические нарушения мышления «лобных» больных
Приведем несколько примеров Больном подбирает соот-ветствуюшую фразу к поговорке «Нечего на зеркало пенять, если рожа кривая Хотя больнои понимает переносный смысл этой пословицы, он сопоставляет с ней фразу «Хорошее качество зеркала зависит от стекла, а не от рамы»
Больнои соскользнул на эту фразу в данном случае потому, что его внимание привлекло слово «зеркало*, т е слово, которое фигурировало в поговорке
Такого рода соскальзывание не является следствием стремления больного к конкретным связям, эта фраза не содержит в себе конкретного объяснения, она означает соскальзывание на «провоцирующее* слоио Случайный раздражитель привлек его внимание.
Поняв абстрактный смысл, больной не может сделать его предметом своих суждений, не может удержаться на нем. Вот это неумение удержаться на правильно понятом можно обозначить как нестойкость самого мыс-лшельного процесса.