Бланк заявки на регистрацию партии
Партия | |||
позиция | |||
№ | избиратель | позиция | подпись |
Порядок проведения игры
1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры.
2. Объяснить студентам цели и правила игры.
3. Обсудить в аудитории сущность и общественное значение выбранного социально-экономического показателя.
4. Обратить внимание студентов на правило записи позиции в бюллетене (п. 5 «Правил»).
5. Раздать студентам бюллетени и предложить написать в них свою фамилию и позицию (число) по уже известным им правилам.
6. Напомнить студентам, что им надо также записать свою позицию в тетрадь (она потребуется в дальнейшем).
7. Собрать заполненные бюллетени.
8. Обратить внимание студентов на условия, при которых партия распадается, а студенты получают минимальные баллы. Студенты должны осознать, что создание партии — рискованное дело: они могут получить либо максимальные баллы, либо минимальные.
9. Дать студентам 10-15 мин на сравнение позиций (исследование общественного мнения), создание партий и оформление заявок на их регистрацию.
10. Зарегистрировать две партии, объявить их учредителей и лидеров.
11. Написать на доске позиции избирателей в порядке их возрастания, поместив их в одной строке.
12. Объявить избирателей, сдавших недействительные бюллетени, избирателей-маргиналов и медианного избирателя. Последнего рекомендуем отметить на доске каким-нибудь особым знаком.
13. Отметить флажками позиции партий.
14. Отметить соответствующей буквой (А или В) избирателей, проголосовавших за ту или иную партию.
15. Определить победившую партию.
16. Проверить, не распалась ли победившая партия. Если, например, все члены партии А отмечены этой же буквой (голосовали за свою партию), то партия не распалась.
17. Проверить (тем же способом), не распалась ли проигравшая партия.
18. Выставить баллы студентам, объявить победителей игры.
19. Проанализировать роль в игре медианного избирателя. Ответить на вопросы:
* Является ли он членом победившей партии?
* Является ли он лидером победившей партии?
* Если он рядовой член победившей, но распавшейся партии, распалась бы она, если бы он был ее лидером?
* Если он рядовой избиратель, голосовал ли он за победившую партию?
Таблица 9.2
Позиции избирателей
№ | Избиратель | Позиция | Действит. | Примечания |
ИИ | - | Недейств. | ||
кк | + | Миним. | ||
дд | + | |||
лл | - | Недейств. | ||
нн | + | |||
АА | + | |||
ЕЕ | + | Медиан. | ||
ББ | + | |||
ЖЖ | + | |||
ММ | + | |||
яя | + | Макс. |
Пример игры
1. Исходные данные:
* студентов — 11;
* обсуждаемый показатель — стипендия;
* число членов партии — 3.
2. В результате голосования выяснены и расположены в порядке возрастания численного значения следующие позиции избирателей (табл. 9.2).
3. Из таблицы следует, что:
* избиратели ИИ и ЛЛ сдали недействительные бюллетени (в первом — две девятки, во втором — три нуля);
* избиратели КК и ЯЯ являются маргиналами;
* избиратель ЕЕ — медианный: сданы четыре действительных бюллетеня с меньшими позициями (КК, ДД, НН, АА) и четыре—с большими позициями (ББ, ЖЖ, ММ, ЯЯ).
4. После завершения этапа создания партий получены следующие две заявки:
* партия «Груша». Учредители: КК, ДД, АА, лидер — АА, позиция - 3274;
Рис. 9.1. Избиратели: партийные и беспартийные
* партия «Бобер». Учредители: ЕЕ, ББ, ММ; лидер — ББ;
позиция - 3698.
5. Используя данные таблицы, выясняем, что:
* за партию «Груша» проголосуют пять избирателей: КК, ДД, НН, АА и ЕЕ, т. е. она получит большинство голосов. Все учредители партии голосовали за позицию ее лидера АА, поэтому она не распалась;
* за проигравшую партию «Бобер» не голосовал избиратель ЕЕ, который является одним из ее учредителей. Вследствие этого данная партия распалась.
6. На рис. 9.1 схематически изображены все избиратели, подавшие действительные бюллетени. Медианный избиратель ЕЕ помечен знаком «М», а члены партий — флажками.
7. Итоги игры:
* победитель игры — студент АА. Он — лидер выигравшей партии и получает 5 баллов;
* также сделали «политическую карьеру» два других члена партии «Груша»: КК и ДД. Они получают по 4 балла;
* сильной оппозиции не получилось, поэтому никто не получил 3 балла;
* единственный рядовой избиратель, проголосовавший за победившую партию, — НН. Он получает 2 балла;
* рядовые избиратели ЖЖ и ЯЯ проголосовали за проигравшую партию. Однако избиратель ЯЯ — маргинал, поэтому 1 балл получит лишь ЖЖ;
* ноль баллов получат: маргинал ЯЯ (в отличие от другого маргинала — КК, он не защищен «партийным» иммунитетом), а также члены распавшейся партии «Бобер»: ЕЕ, ББ, ММ.
8. Проанализируем роль медианного избирателя в этой игре:
* во-первых, отметим главное: позиция партии «Груша» была ближе к медианной (3469 - 3274 = 195), чем позиция партии «Бобер» (3698 - 3469 = 229). Именно поэтому первая партия выиграла. Заметим, что ни одна из партий «не нащупала» медианной позиции;
* во-вторых, если бы лидером партии «Бобер» вместо ББ был избран медианный избиратель ЕЕ, то она победила бы со счетом 6: 3, т. е. одержала бы убедительную победу.
Часть IV
РЫНОК ТРУДА
___________________
10. Деловая игра «Отбор персонала»
Цели игры
1. Научиться определять психологический тип личности по методу С. Деллингер и устанавливать соответствие между типом личности и характером труда на конкретном рабочем месте.
2. Приобрести опыт проведения психологических тестов.
3. Расширить представление студентов о своих психологических особенностях и психологических особенностях других студентов группы. Помочь студентам сориентироваться в выборе будущего места работы.
4. Приобрести элементарные навыки отбора персонала.
Понятия
Отбор персонала — процесс выбора предприятием из списка претендентов наиболее подходящего лица или группы лиц в соответствии с критериями вакантного места и с учетом условий реальной обстановки.
Теория
Игра основана на теории американского психолога Сьюзен Деллингер, согласно которой каждый человек принадлежит к одному из пяти психологических типов: Квадрат, Треугольник, Прямоугольник, Круг и Зигзаг. Каждый тип наиболее подходит для работы, для которой нужны определенные характеристики труда: исполнительность, умение управлять людьми, способности к общению или творчеству.
Квадрат. Символизирует трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей отрасли. Умение анализировать — сильная сторона Квадрата, он может прорабатывать детали сложных проектов. Квадраты могут быть отличными исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Когда приходит время принимать решение, особенно, связанное с риском, Квадраты, вольно или невольно, оттягивают его принятие. Эмоциональная сухость мешает Квадратам контактировать с разными людьми.
Рис. 10.1. Психологические типы личности
Треугольник. Символизирует лидерство. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они сосредоточиваются на главном, на сущности проблемы. Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Из них получаются великолепные менеджеры самого высокого уровня. На пути к вершинам власти они не слишком щепетильны с точки зрения моральных норм.
Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, человека, неудовлетворенного тем образом жизни, который он ведет сейчас. Основным психическим состоянием Прямоугольника является замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность. Им просто необходимо общение с другими людьми. Они открыты для новых идей и ценностей, легко усваивают все новое. Они любознательны и смелы.
Круг. Символизирует коммуникативность, общительность. Круг служит тем «клеем», который скрепляет трудовой коллектив. Люди тянутся к Кругам. Они очень популярны среди коллег. Однако это — слабые менеджеры и руководители бизнеса, так как избегают принятия непопулярных решений. Круги нерешительны и слабы в «политических играх», над ними часто берут верх сильные личности. Круг — прирожденный психолог, его мышление — образное, интуитивное, эмоционально окрашенное.
Зигзаг. Символизирует творчество, образное мышление, интуицию. Для них нет ничего более скучного, чем рутина, шаблон, правила и инструкции. Их раздражают строго фиксированные обязанности, они хотят быть независимыми от других в работе. Основное назначение
Зигзага — генерировать новые идеи. Зигзаг устремлен в будущее, ему больше интересна возможность, чем действительность. Зигзаги непрактичны, нереалистичны и наивны. Они способны мотивировать всех вокруг себя, но им не хватает гибкости: они несдержанны и экспрессивны. Проработка деталей проекта — не их сильная сторона.
Правила игры
1. Игра предназначена для группы студентов, которые достаточно хорошо знают друг друга.
2. Каждый студент одновременно играет две роли: менеджера по персоналу, отбирающего претендентов (активное участие); и претендента на вакантную должность (пассивное участие).
3. В качестве менеджера по персоналу студент должен отобрать из числа других студентов группу из четырех претендентов на следующие вакантные должности (в скобках указан желательный психологический тип претендента):
* бухгалтер (Квадрат);
* начальник отдела (Треугольник);
* дизайнер (Зигзаг);
* пресс-секретарь (Круг).
4. Отбор персонала производится до того, как будет определен тип каждого студента с помощью тестирования.
5. Отбор осуществляется следующим образом: напротив каждой вакантной должности студент пишет фамилию студента, который, по его мнению, наиболее подходит для нее (всего указывается четыре фамилии).
6. Студент не может включить себя в число претендентов на вакантные должности.
7. После того как отбор персонала завершен и все студенты сдали списки рекомендуемых претендентов, проводится тест для определения психологического типа каждого студента.
8. В результате анализа результатов теста будет определен доминирующий (главный) психологический тип, а также дополнительный (скрытый) тип каждого студента.
Пример. В результате тестирования определена характеристика студента Иванова: Квадрат-Треугольник. Это значит, что он исполнитель с задатками руководителя.
9. Качество отбора, произведенного студентом, оценивается по числу совпадений психологических типов в парах «должность-претендент». Задача студента — добиться наибольшего числа таких совпадений, пытаясь интуитивно (до проведения теста) определить психологический тип претендента.
10. Баллы присуждаются по числу совпадений психологических типов в парах «должность-претендент». Максимально возможное число баллов равно четырем, минимально возможное — нулю.
11. Тест может показать, что в группе студентов отсутствует какой-либо психологический тип. Чтобы заполнить вакансию, отвечающую этой «фигуре», студенты могут принимать на работу претендентов с подходящим дополнительным (скрытым) типом.
Пример. Студента Иванова (Квадрат-Треугольник) можно принять на должность начальника отдела (Треугольник), но только если в группе нет студентов с характеристиками типа «Треугольник». В этом случае регистрируется совпадение психологических типов в паре «должность-претендент» и студент, предложивший такое назначение, получает дополнительный балл.
Подготовка игры
1. Подготовить карточки по числу участников игры (табл. 10.1).
Таблица 10.1