Роль психофизиологической системы обратной связи в происхождении и развитии заикания (по работам Ю.Б.Некрасовой).
Замечено, что у больного усиление заикания возникает всякий раз, как он слышит свою дефектную речь. В это время возбуждение больного пункта усиливается, резко нарушается процесс общения. Эти факты приводят к мысли, что отвлечение внимания заикающегося от процесса дефектной речи может способствовать угасанию патологического рефлекса, а восприятие больным своей (хотя бы временно) нормализованной речи вызовет у него бодрость и уверенность в дальнейшем преодолении дефекта.
Недостаточность в эффективных методах лечения заикания объясняется, на наш взгляд, отсутствием научной рефлексии социореабилитации заикающихся как целостного процесса, включающего в себя систему психолого-педагогических и психотерапевтических воздействий. В связи с этим большой интерес представляет идея Ф.Д.Горбова (1976) о возможности использования психических состояний пациентов для осуществления постоянного контроля по принципу обратной связи за эффективностью психотерапевтических воздействий.
Ребенок, поступивший в школу, владеет родным языком в меру своих интеллектуальных потребностей. Он может задать простые вопросы и ответить на них, готов слушать некоторое время интересный для него рассказ и способен выполнить несложные словесные инструкции. Но его высказывания надо все время поддерживать, вызывая на разговор, так как самостоятельная монологическая речь совершенно не развита. Он плохо пересказывает даже короткий текст, стараясь повторить его почти буквально, а не передать своими словами. В прочтенном ему рассказе он не может выделить главную мысль и разбить его на составные части. Он понимает в окружающем больше, чем умеет передать словами. Желая рассказать о чем-нибудь, что его поразило, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, вследствие чего его изложение делается малопонятным, а торопливость речи опасна тем, что она может осложниться заиканием.
Все эти недостатки не могут быть устранены путем подражания взрослым, как в раннем детстве. Нужна систематическая работа педагогов. Обратная связь, т. е. оценка созданного обучающимся речевого продукта и соответственно формирование механизмов автоматического регулирования плавной и полноценной речи, расщепляется веером на несколько параметров. Надо контролировать отбор слов, грамматическую конструкцию на ходу составленных предложений и логическую связь отдельных высказываний. Сам обучающийся не замечает своих ошибок. Наоборот, и это характерно также и для обученных взрослых, сказанное или записанное обычно очень нравится самому автору. Он убежден в высказанных положениях и думает, что нашел наилучшие средства для их выражения. И действительно, во внутренней речи они были для него вполне достаточны. Однако слушатель или читатель может остаться равнодушным к принятому сообщению. Он услышал, что было сказано, но речь не произвела на него того впечатления, на которое рассчитывал говорящий. Главное и второстепенное в речи не совпали у говорящих партнеров.
Для тренировки ускорения темпа речи заикающихся, а вместе с тем и для повышения их внимания, мы предлагали следующее микрофонное упражнение. Предварительно на магнитофонную ленту через определенные отрезки времени записывались вопросы логопеда. Больной при прослушивании звукозаписи должен был за время паузы успеть ответить на вопрос до появления очередного вопроса. Упражнения постепенно усложнялись за счет уменьшения пауз между вопросами. При этом темп речи больного естественно ускорялся. Микрофонные занятия, создавшие обратную связь, имели психотерапевтическое действие—- больной слышал собственную правильную речь; это тонизировало его психическое состояние.
Специальное изучение психофизиологического и нейропсихологического характера у взрослых заикающихся показало, что патология речи связана с патологическим возбуждением лимбической системы и патологической деактивацией стволовых структур, левой лобной коры, левых базальных ядер и правой височной коры, а также с дополнительной активацией правой лобной коры. Данная симптоматика является следствием осложненного течения пренатального, натального и постнатального периодов. Наиболее дефектным процессом у заикающихся является подготовка к произнесению слова, психофизиологическим индикатором чего выступает изменение мозговой локализации потенциала речевой готовности.
Приступ заикания развивается в том случае, когда поступающий в центральную нервную систему обратный речевой сигнал разойдется во времени в правом и левом полушарии.
Происхождение синдрома заикания специалисты Центра патологии и реабилитации речи (Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фридман Т.В., Шкловский В.М.) видят в наследственной дефицитарности вегетативной нервной системы и дисфункции гипоталамо-стволовых отделов мозга, развивающейся как следствие родовых осложнений. Ведущей причиной возникновения заикания при этом является стрессовая ситуация, которая из-за особенностей развития симпатоадреналовой и гормональной систем наиболее опасна для мальчиков в возрасте от 2 до 5 лет.
Многочисленные исследования психологического аспекта заикания показывают, что заикание как психологическая проблема o прежде всего нарушение системы общения, приводящее к изменениям личности заикающегося. Сугубо коммуникативный характер заикания приводит к глубокому нарушению процесса коммуникации в ряде звеньев: эмоциональном (появление логофобии), когнитивном (в искажении понимания и оценки коммуникативной ситуации и представления о себе самом как субъекте общения) и поведенческом (избегание ряда ситуаций, сужение круга контактов).
1. Путь к достижению саморегуляции речевой активности лежит через коммуникацию, т.е. дефект коммуникации должен быть преодолен только через коммуникацию. Формирование речевого механизма может начаться только в условиях обмена сообщениями
2. Восстановление нарушенных отношений личности осуществляется нами через специфический человеческий фактор лечения — Слово, в котором эффект психотерапевтического воздействия (рождение утраченного коммуникативного состояния готовности к речи, подкрепление этого состояния) проявляется в торможении усиленной ориентировочной реакции при ожидании речевого процесса и во время него.