Выдвижение гипотез и формирование теории.
Особенности социального познания:
1) объект и субъект совпадают – общество познает само себя. Это имеет как положительные ("изнутри" многое виднее), так и отрицательные (изрядная доля субъективизма) последствия; большинство научных положений обществознания затрагивает интересы различных групп общества, что сказывается на процессе и результатах познания;
2) общество как объект познания отличается колоссальной сложностью. Помимо многообразных экономических, социально-политических и культурных факторов, существует фактор человеческий. Действия людей, наделенных сознанием и волей, не всегда можно объяснить рациональными мотивами. Сущность социальных явлений и процессов обнаруживается гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы;
3) многие методы, применяемые в естествознании, имеют ограниченные возможности в познании социальном (например, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах, а по отношению к событиям прошлого невозможны).
Социальное познание | ||||
¯ | ||||
Два уровня | ||||
¯ | ¯ | |||
Эмпирический | Теоретический | |||
¯ | ¯ | |||
Задача: накопление фактов | Задача: познание закономерностей социальной жизни | |||
Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. В латинском языке fact означает "сделанное", "совершенное". Социальный фактесть фрагмент уже состоявшейся действительности.
Значение понятия "социальный факт" | ||||||
¯ | ¯ | |||||
Объективные факты, т.е. события, имевшие место в определенное время при определенных условиях | Научные факты, т.е. совокупные научные знания об обществе | |||||
Виды социальных фактов:
1) действия, поступки индивидов и социальных групп;
2) продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);
3) словесные действия, мнения, суждения, оценки.
Переход от эмпирического к теоретическому уровню происходит через классификацию и систематизацию фактов, применение различных методов познания (исторического и логического, системного, сравнительного и т.д.).
Конкретно-исторический подходк социальным явлениям предполагает:
– изучение явлений во взаимосвязи, взаимозависимости;
– выявление и анализ общего и особенного, присущего изучаемым явлениям;
– анализ не только современного состояния объекта, но и предпосылок, условий, предшествующих его возникновению;
– рассмотрение взаимосвязи материальной и духовной деятельности людей;
– анализ деятельности различных субъектов: как больших групп людей, так и отдельных личностей;
– использование метода аналогий (под аналогией понимается подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны). Разумеется, в историческом процессе нет полной повторяемости событий и явлений. Исторические параллели наиболее продуктивны при обобщении прежнего опыта в его сопоставлении с сегодняшним.
Исторические закономерности– это устойчивые, существенные связи, присущие определенным социальным процессам.
Они выступают конкретно-реальной формой существования социальных законов, лежащих в их основании.
Под социальным законом понимается выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов. Эти законы определяют отношения между различными индивидами и социальными общностями в их социальной деятельности. Социальные законы выступают не как жесткое предопределение общественного развития, а как тенденция, т.е. имеют вероятностный характер.
Противоречивый характер человеческой истории, наличие и взаимодействие в ней объективных и субъективных факторов обусловливают неоднозначность и нелинейность исторического процесса, его вариативный характер.
Социальное прогнозирование – важнейшая функция социального познания. Человек всегда стремился заглянуть вперед, в собственное будущее. Прогнозом называется вероятностное представление, суждение, заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо. Научное предвидение (в отличие от гадания, астрологии, нумерологии и т.п.) обладает рядом характеристик:
а) его предпосылками являются гипотезы, законы, теории;
б) оно представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на известном знании о сущности явлений, процессов и тенденциях их развития;
в) прогноз не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего, он дает картину динамическую, развивающуюся;
г) прогнозы поддаются проверке, их можно опровергнуть научными аргументами и соображениями.
Прогнозы подразделяют:
– на кратко-, средне- и долгосрочные (соответственно: до 5 лет, 5–10 лет, 10–15 лет). Чем короче временной промежуток, тем достовернее прогноз;
– поисковые и нормативные; поисковые определяют возможные состояния явления в будущем, нормативные – пути решения проблем на основе заранее заданных критериев с целью достижения желаемого результата.
Самопознаниеначинается с самоузнавания, различения себя от внешнего мира. На основе ощущений и восприятий начинает формироваться образ Я. Этот образ складывается:
– из представлений о собственной внешности;
– восприятия своего возраста и отождествления с возрастной группой и ее ценностями;
– половой ориентации;
– национального самосознания и других факторов.
Образ Я не остается неизменным на протяжении всей жизни. Стремление достичь успеха, завоевать уважение заставляют человека менять отношение к себе и другим.
Самооценкапредставляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. Её можно выразить такой формулой:
Самооценка = | Успех | . | |
Притязание | |||
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).
Науки, изучающие человека и общество, принято делить на две большие группы:
1) гуманитарные, т.е. изучающие человека (антропология, психология);
2) социальные, т.е. изучающие общество и его отдельные сферы (социология, политология, экономика, культурология и др.).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Исторические закономерности
Конкретно-исторический подход
Социальный факт
Социальное прогнозирование
Самопознание
Самооценка
Гуманитарные науки
Социальные науки
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Чем отличается процесс доказательства гипотез в естествознании и социальном познании?
2. Может ли самооценка быть абсолютно адекватной? Какие проблемы существуют у людей с завышенной и заниженной самооценкой?
3. Почему краткосрочные социальные прогнозы оказываются более достоверными?
4. Можно ли применить метод исторических аналогий к исследованию "бархатных революций", произошедших в 1980–1990-х гг.? Аргументируйте свой ответ.
5. Насколько правомерны и возможны социальные эксперименты?
ЗАДАНИЯ
1. Заполните таблицу, приведите не менее трех примеров для каждого вида социальных фактов.
Вид | Определения | Примеры |
1-й вид 2-й вид 3-й вид | Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп | 1. Речь Перикла на народном собрании в Древней Греции |
2. Решите кроссворд. Ответы в конце раздела.
По горизонтали: 3. Событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях. 4. Процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. 5. Раскрытие смысла, объяснение чего-либо. 6. Подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях. 7. То, на что направлена деятельность. 8. Тот, кто осуществляет деятельность. 9. Одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности.
По вертикали: 1. Наиболее устойчивая, существенная, часто повторяющаяся связь. 2. Наука о наиболее общих законах развития и функционирования человеческого общества.
3. Прокомментируйте следующее высказывание Г. Гегеля: "Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния. В сутолоке мировых событий не помогает общий принцип или воспоминания о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнения с жизненностью и свободой настоящего".
4. Используя конкретно-исторический метод, проанализируйте одно из событий новейшей отечественной истории.
5. Выпишите 10 качеств, которые наиболее полно Вас характеризуют (например: дружелюбие, ответственность и т.д.). Проранжируйте эти качества от 1 до 10 по степени важности. Попросите Вашего друга проделать такой же выбор относительно Ваших качеств и проранжировать их. Сравните два полученных списка. Совпадают ли они? Объясните причины.
ТЕСТЫ
1. Наиболее устойчивые, существенные социальные связи и взаимодействия – это:
1) исторические закономерности
2) социальные факты
3) социальные интерпретации
4) конкретно-исторические подходы.