В психологии: сущность, этапы, пути выхода

В конце XIX – начале XX вв. в психологии начинается методологический кризис, одновременно в ней выделяются психологические отрасли (психология развития, этническая психология, социальная психология, дифференциальная психология). Позитивное содержание кризиса составила работа по созданию новой психологической теории, развернувшаяся как в зарубежной, так и в отечественной науке (А. Н. Ждан).

В философии наиболее распространенными течениями становятся позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуитивизм А. Бергсона, немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э. Гуссерля, идеи А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше.

Исследователи в области истории психологии выделяют разные предпосылки (сущность и назначение психологии, смешанность терминологического аппарата, неопределенность предмета психологии, проблема объективности методов для изучения психики в позитивизме), также их мнение разделяется о сроках начала и окончания самого кризиса. В арсенале психологии имелось несколько концепций о рефлексе, различие в понимании ассоциаций, сознания и т. д. ряд исследователей указывают на то, что методологический кризис привел к особому пути развития психологии, в отличие от других человековедческих наук. Дальнейшую периодизацию развития психологии с учетом методологического кризиса и вопросов, которые он обозначил, но не разрешил, предлагают Т. Д. Марцинковская, А. Н. Ждан, В. С. Степин.

В общем контексте психологии, В. С. Степин выделяет: допарадигмальное состояние науки (становление психологии в рамках философии, попытки определить свой предмет, разработка разных методов, поиск универсального механизма психических феноменов). Итог является появление ассоциативной психологии в качестве первой психологической школы. Она смогла объединить фрагменты психологии в единую систему психологического знания, определила круг психологической терминологии, открыла общий объяснительный принцип (механизм ассоциаций), сформулировала первые психологические законы. Ассоциативная психология ориентировалась на знания естественных наук концепция Дж. Милля (физика); ментальная химия Дж. Милля младшего (химия). На данном этапе в психологии стала формироваться парадигма и началось превращение в классическую науку.

Следующий период развития психологии В. С. Степин обозначает «классической рациональностью». В этот период психология претендует на самостоятельность, пытается определить собственные границы исследований, идет поиск методологии (в русле позитивизма), обозначается кризис. Погоня за точностью приводит к возникновению теорий о комплексе неполноценности, невротической фиксации состояния кризиса. Неадаптивное поведение характеризуют как патологическое. Развиваются такие течения, как антропологизм, антропоцентризм, евроцентризм. Например, два направления в психологии В. Вундта (экспериментальная, психология народов), психологические принципы К. Джемса, феноменологическая психология Э. Гуссерля, диагностические методики А. Бине, потом появляются бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. Актуализируется потребность психологии в разработке новой системы науки посредством критического анализа всех направлений, предпринимаются попытки найти согласие между исследователями и течениями, но они находятся на принципиально разных позициях. К объяснению психологических фактов психология начинает привлекать данные из смежных дисциплинах. В разработку методов исследования привносятся первые математические методы. В начале XX века она превращается в «неклассическую».

Период развития психологии как «неклассической рациональности», по мнению В. С. Степина, можно обозначить и как эпоху методологических сомнений. На этот период приходится расцвет психологических школ основанных на разных схемах анализа психики. З. Фрейд, К. Левин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, затем А. Р. Лурия, концепция человека Ухтомского, физиология активности Н. А. Бернштейна. Психология продолжает поиск опосредующего звена между телесным и духовным, уточняет свое место среди других наук (естественная или гуманитарная), пытается преодолеть постулат непосредственности. Происходит формирование предмета и объекта психологии в границах новой информации о психике, например С. Л. Рубинштейн – принцип единства сознания и деятельности. М. М. Бахтин и Г. Г. Шпет – отсутствие грани между внутренним и внешним в психике.

Для периода развития психологии «постнеклассической рациональности» или современной психологии характерно критическое самоосмысление науки, дисциплины, интенсивное установление научных коммуникаций, стремление согласованности между психологическими школами. Развитие постнеклассической психологии В. С. Степин связывает с последней четвертью XX века, когда происходит изменение информационного состояния мира. Теории пытаются учитывать достижения других, например концепция индивидуализации К. Г. Юнга дополняет концепцию Л. С. Выготского, историко-генетический метод А. А. Потебни дополняется Г. Г. Шпетом (Л. И. Анцыферова). Внутренние исследования указывают на ряд недостатков: искусственное противостояние между науками о природе и душе, наличие общенаучного языка, отказ от единой методологической базы. В ряде теорий предпринимаются исследования, в которых можно обнаружить переход от системы к сетям, от предметов к проблемам, от текстов к интерпретации, объектом исследований становятся уникальные саморазвивающиеся системы. Психология пытается выйти на междисциплинарный принцип, когда одна и та же реальность описывается с разных точек зрения, сторон.

Отличия постнеклассического периода психологии от неклассического состоит в том, что, там влияла физика (энергетическая метафора в психоанализе), здесь – культурология, там философский контекст – здесь возможен любой выбор. Открытость новому опыту, междисциплинарность, креативность, социальное конструирование, креативность субъективного опыта, возвращается метод интроспекции. Там представление о рациональности связано с эволюцией, поиском универсальных законов – здесь взрывы, периоды, уделяется внимание расшифровке внутренней логики развития. Там – владение человеком своим поведением, здесь – средства защиты человека от власти, принцип развития перед принципом вмешательства в реальность. Там – биологический, механический детерминизм, здесь – социодетерминизм, ситуативный, свобода выбора, воли. Там – объективизм, здесь – культурная аналитика, если изучается субъект, применяется герменевтический, диалогический метод, эгоцентризм сменяется установкой на коммуникативность, а истина приобретается в согласованности практики и теории на основе принципа дополнительности.

В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ В. Дильтей (1833–1911), основатель «философии жизни». Он выступил с критикой академических философских школ, с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Основной психологический труд «Описательная психология» (1894).

Он исходил из положения о том, что все системы культуры – хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души и не могут в конце концов быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факторы образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа.

Подверг критике подвергались принципы психологии, которую называет объяснительной, ее гипотезы, представления об элементах – атомах и их ассоциациях и др., которые не доказуемы. Объяснительная психология не может объяснить подлинную жизнь души потому, что занимается незначительными феноменами и трактует их неправильно. Эти ошибки проистекают из непонимания специфики психологии как одной из наук о духе, по сравнению с естественными науками по предмету и по методу. Естественные науки имеют дело с фактами, которые даются извне, при' посредстве чувств как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополняющих заключений. В психологии факты выступают изнутри как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто, первично данное. Связные комплексы первоначальны и даны в переживании, они представляют неразложимую цельность. Естественные науки пользуются объяснением, привлечением гипотез, экспериментом. Природу мы объясняем. Психология имеет дело с сознанием, которое нужно описать. Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип описательной психологии. Понимание как метод понимающей психологии принципиально отлично от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. Понимание не тождественно иррациональному познанию в понятиях: описательная психология обязана выяснить возможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. Понять – это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве. В противоположность абстрактной схематичной объяснительной психологи» описательная психология (или расчленяющая) есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее цельности. Каждое состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальную часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится – не нравится), волевой компонент как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс. Побуждения и чувство занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Они объединяют всю нашу душевную жизнь в единую связь таким образом, что именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия и удовлетворения побуждений: таким образом, находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяются чувства удовлетворения, становится ценным. Таким образом, жизненная ценность не есть нечто объективное – это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения. Мы постигаем ценность жизненных отношений, взглядов и идей, деятельности, выбирая из этого то, что нам полезно, и создаем новые ценности в процессе жизни, постижение ценностей и созидание новых ценностей составляет сущность душевной жизни и психического развития. Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности. В детстве игра является необходимым проявлением жизни. В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых не испытаны. В зрелости происходит сознание действительных ценностей. В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью. Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий ее момент был бы исполнен чувства своей самодовлеющей ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям.

Конец XIX века – социальный кризис – переосмысление методологического подхода (подход В. Соловьева). Развитие научно-экспериментальной психологии.

Важной областью развития русской психологической науки была педагогика. Связанная с передовым движением в области народного просвещения непосредственно в предреформенный период, но особенно в 60-х гг. XIX в., она привлекала внимание не только специалистов, но всей прогрессивной русской общественности. Исключительный общественный резонанс получила статья выдающегося русского хирурга Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» (1856). Лейтмотивом передовой педагогической мысли стали идеи о формировании всесторонне развитой, высоконравственной личности как цели воспитания, о гуманистическом отношении воспитателя к воспитаннику. Органичное соединение педагогики с психологией происходит в фундаментальном произведении русской педагогической мысли – труде К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания». Здесь были использованы достижения всей мировой психологической мысли. Признавалась исключительная роль деятельности, особенно труда, в духовном развитии, в формировании характера и нравственных качеств. Труд Ушинского явился предтечей отечественной педагогической психологии. Переход к ней осуществил П. Ф. Каптерев (1849–1922), автор «Педагогической психологии» (1877).

Связь психологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная практика. В 80-х гг. XIX в. в связи с развитием капиталистического производства в России появляются работы по учету психики человека в труде, с чем связаны надежная работа персонала, устранение причин нарушений его деятельности, подбор и обучение людей. К психологии обращаются юристы, военные деятели, психиатры, физиологи.

Во второй половине XIX в. одним из источников психологических знаний явилось языкознание. Колоссальным событием было появление толкового словаря В. Даля. Особое значение для психологии имела развернувшаяся в Харькове деятельность замечательного лингвиста, создателя научной школы исторического языкознания А. А. Потебни (1835–1891).

В дореволюционной России официальной психологией была психология идеалистическая: она преподавалась с университетских кафедр, в ее руках был главный печатный орган – журнал «Вопросы философии и психологии», ее представители возглавляли Психологическое общество. Идеалистическая психология не была однородной. В ней различаются 2 варианта: умозрительно-философская и эмпирическая.

20–30-е годы XX века – марксистская психология. Доминировала объективная и социогенетическая методология, сохранились гуманитарная и философская линии (школа Г. Шпета). С середины 30-х годов усилились авторитарные тенденции, запрещена часть психологических школ. Вторая половина XX века – дальнейшее развитие идей В. М. Бехтерева; устанавливаются контакты с представителями зарубежной психологии; нейропсихологические исследования А. Р. Лурии, теория о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского. Конец XXвека – попытка интеграции зарубежных и российских достижений, интерес к методологии.

За короткий период развития с середины XIX до начала XX века российская психология прошла значительный путь, внесла значимый вклад в развитие мировой психологии. В. Ковалевский заложил основы эволюционного направления в палеонтологии, Менделеев – основы химии, Н.И.Сеченов – основы нервной физиологии и психологии, психофизиологии, Л. И. Петражицкий разрабатывал психологию права, Д. Н. Овсянников-Куликовский обращался к психологии творчества.

В числе факторов, повлиявших на развитие российской психологии Т. Д.Марцинковская обозначает: популярность естествознания и медицины в России; параметры социальной ситуации: ментальность, идеология интеллигенции, особенности реформ. Социальные изменения, реформы, которые проходили с трудом, вызывали интерес к собственному национальному происхождению, укладу русской жизни, поэтому в психологии обращалось внимание не на методологию и вопросы познания, а на вопросы духовности человека; стремление к самопознанию, описание своих национальных психологических качеств и особенностей. Оппозиционность интеллигенции – исследование взаимоотношений разных социальных групп (власти, интеллигенции и народа). Стремление к просвещению народных масс – ориентация на практику. Замкнутость группы образованных людей – идеологизация, универсализм, антропологизм науки.

Наши рекомендации