Возбуждение уголовного дела и первоначальные следственные действия
Поскольку признание лица невменяемым требует установления ряда признаков и обстоятельств, что сделать в судебном заседании невозможно или затруднительно, закон предписывает в подобных случаях обязательное возбуждение уголовного дела и предварительное расследование, в процессе которого должно быть установлено:
1) обстоятельства совершения общественно опасного деяния;
2) совершение его именно данным лицом;
3) наличие у данного лица душевного заболевания в прошлом, в момент посягательства или ко времени расследования дела; степень или характер заболевания;
4) поведение данного лица до и после общественно опасного деяния;
5) характер и размер ущерба, причиненного общественно опасным деянием (ст. 404 УПК).
Уголовное дело возбуждается при наличии достаточных данных, указывающих на признаки общественно опасного деяния, предусмотренного Особенной частью УК. Этому может сопутствовать информация о поведении лица, совершившего общественно опасное деяние, свидетельствующем о признаках душевной болезни (высказанные бредовые идеи, галлюцинации, расстройство мышления и т. п.).
На основе собранных доказательств и оперативных данных могут быть построены следующие версии о психическом состоянии лица:
общественно опасное деяние совершено лицом в состоянии невменяемости;
душевная болезнь наступила после совершения преступления;
общественно опасное деяние совершено в состоянии временного психического расстройства;
лицо здорово и симулирует душевную болезнь;
симулирует душевную болезнь, являясь душевнобольным;
является душевнобольным, но скрывает это[280].
При расследовании подобных дел необходимо иметь в виду, что психическую ущербность человека могли использовать подстрекатели, поскольку некоторые психические больные сильно подвержены внушению.
При наличии версии о душевной болезни, помимо обычных задач первоначального этапа расследования, необходим сбор информации о психическом состоянии заподозренного. Эта информация может быть получена уже при осмотре места происшествия, "обстановку которого можно рассматривать как овеществленную психологию участников расследуемого события, действовавших на этом плацдарме. Его изучение позволяет с большей или меньшей степенью вероятности судить о психических особенностях преступника"[281]. Такими свидетельствами выступают безмотивность и беспорядочность действий, особая жестокость по отношению к жертве, изощренность сексуального посягательства, бессмысленность повреждений обстановки и т. п.
Особое значение в данной ситуации имеют допросы — потерпевших, свидетелей-очевидцев, родных, сослуживцев, иных знакомых.
При допросе потерпевших и свидетелей-очевидцев выясняются все подробности совершенного против них или при них деяния: что могло быть побудительным мотивом, что делал и как вел себя правонарушитель до, во время и после деяния, какие особенности его поведения обратили на себя внимание допрашиваемого, в чем они заключались;
как реагировал правонарушитель на оказанное ему сопротивление, уговоры; имела ли какие-либо особенности его речь, возгласы, мимика, телодвижения и т. п. Если личность правонарушителя известна потерпевшему или свидетелям, то должно быть выяснено все, что они знают или предполагают о его психическом состоянии. Если личность этого человека неизвестна, но допрашиваемые высказывают мнение о его психической неполноценности, то по указанным ими приметам надлежит произвести оперативную проверку по психоневрологическим учреждениям, где лицо с такими приметами может стоять на учете.
Психическое состояние подозреваемого — основной предмет допроса его родных, сослуживцев и знакомых. Следователь получает возможность подробно выяснить не только образ жизни этого лица, но и какие болезни или травмы оно перенесло, находилось ли на излечении в психоневрологическом лечебном учреждении, в каком именно, когда, с каким диагнозом было выписано; не совершал ли подозреваемый ранее общественно опасных деяний, какие именно, с какими последствиями, не подвергался ли лечению и т. п.
У подозреваемого должны быть произведены обыски — по месту жительства, рабочего места, а при необходимости у его связей. Цели обыска — поиск орудий общественно опасного деяния, медицинских и иных документов, свидетельствующих о его душевной болезни, специальной литературы по психиатрии, старые рецепты на психотропные лекарственные средства и т. п. О душевном заболевании могут свидетельствовать коллекционные предметы (фетишизм), рисунки, исполненные в необычной манере, стихи. Определенное значение могут иметь и действия обыскиваемого во время обыска: истерические реакции, суетливость или агрессивность и др.
Если в ходе расследования уже собраны доказательства психической болезни подозреваемого и есть основание ожидать рецидива общественно опасных действий или посягательств на собственную жизнь и здоровье, принимаются меры к его задержанию и изоляции. Такая изоляция возможна путем избрания мерой пресечения содержание под стражей или назначения стационарной судебно-психиатрической экспертизы с помещением задержанного в специальное психиатрическое лечебное учреждение.
Очень важную информацию может дать допрос задержанного правонарушителя. Однако при этом надо иметь в виду, что его психическое состояние нередко исключает производство подобных следственных действий, допуская лишь те из них, где ему отводится пассивная роль — предъявление его для опознания, получение некоторых образцов для сравнительного исследования, освидетельствование и т. п.
Если препятствий к допросу задержанного нет, то к нему надлежит тщательно подготовиться: проанализировать доказательства и оперативные данные, продумать содержание и последовательность вопросов, посоветоваться с психиатром о средствах эмоционального и логического воздействия на допрашиваемого.
Как отмечает В. В. Радаев, о психических недостатках подследственного, являющегося вменяемым, стало известно из его показаний в 32,2% дел. Обвиняемые, которые ранее были судимы, как правило, не скрывают своей психической неполноценности. Реже других об этом по собственной инициативе сообщают дебилы. Часто душевнобольные, не называя своего заболевания, жалуются на плохую память, слабые нервы и т. п.
При допросе задержанного, когда у следователя имеются обоснованные предположения о его психической болезни, важно выяснить:
1) нет ли у допрашиваемого каких-либо болезненных проявлений, считает ли он, что болен и чем именно, как давно и в чем состоит его заболевание;
2) если допрашиваемый заявляет о психической болезни, то как давно он болен, где лечится, состоит ли на учете и если да, то где;
3) что он может показать о содеянном, когда у него возник замысел его совершить, как он к этому готовился, рассказывал ли кому-либо о своих планах, не надоумил ли его кто-либо сделать это, кто конкретно, при каких обстоятельствах, не обещал ли какое-либо вознаграждение;
4) какие чувства испытывал после содеянного, кому рассказывал о нем; не совершал ли ранее чего-либо подобного, если да, то что именно, когда и при каких обстоятельствах. .
По делам лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, участие защитника является обязательным и он допускается к участию в деле с момента, когда установлен факт душевной болезни (ст. 405 УПК). По делам лиц, совершивших такие деяния в силу психического расстройства, не исключающего вменяемости, защитник допускается с момента либо предъявления обвинения, либо объявления протокола о задержании или постановления об избрании меры пресечения (ст. 47 УПК). По делам лиц, которые в силу психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, участие защитника признается законом обязательным, (ст. 49 УПК). Он имеет право присутствовать при производстве всех следственных действий с участием его подзащитного.