Сущность, цели и виды аттестации.
Аттестация – это систематическая комплексная оценка соответствия руководителей и специалистов занимаемым должностям и определение перспектив развития каждого сотрудника.
Комплекс оценочных показателей:
уровень квалификации: профессиональные знания, умения и навыки, накопленный опыт практической работы, степень сложности работ;
личностные качества: устойчивые черты характера, умения налаживать взаимоотношения в трудовом коллективе, инициатива и лидерские способности, коммуникативная компетентность, организационные навыки;
результативность труда: личные достижения, вклад в общее дело, положение дел и успехи подчиненного подразделения.
В качестве основных критериев аттестационной оценки рекомендуется применять основополагающие факторы профессионализма и работоспособности кадровых ресурсов, их перспективность для профессионально-служебного продвижения, в том числе:
качество исполнения должностных обязанностей в виде добросовестности, аккуратности, тщательности, соответствие результатов работы принятым стандартам;
умение рационально планировать рабочее время и реальность планов действий, способность принимать рациональные управленческие решения и адаптироваться к изменяющимся условиям;
рациональность организации труда как способность экономно использовать ресурсы и находить нетрадиционные методы повышения эффективности профессиональных навыков;
лидерские качества как способность руководить людьми, мотивировать их усердие, устанавливать оптимальные задания (стандарты), объективно оценивать результаты труда и способствовать повышению производительности труда без ущерба качеству;
коммуникативные способности, позволяющие налаживать эффективное взаимодействие с людьми, ясно выражать идею, четко ставить задачи в устной или письменной форме;
ответственное отношение к работе, способность трудиться с высокой нагрузкой, не считаясь со временем.
Одновременно с проверкой реальных качеств и результатов работы руководящего состава и специалистов проверяется устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущей аттестации, а также степень перспективности каждого сотрудника, выявляются направления дальнейшего развития. По итогам аттестации производится ранжирование всех кадровых ресурсов по степени их перспективности.
Цели аттестации:
проверка соответствия руководящего состава и специалистов занимаемым должностям;
определение необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников;
формирование и обновление кадрового резерва организации;
совершенствование организационной структуры и технического оснащения;
определение уровня личной ответственности должностных лиц за подбор, обучение и воспитание работников;
оценка условий труда, повышение производительности труда, качества продукции, работ и услуг;
снижение уровня аварийности и травматизма, улучшение состояния социально-психологического климата в трудовом коллективе;
высвобождение сотрудников из-за не соответствия занимаемой должности или выполняемой работе.
Виды аттестации:
коллективная общая: итоговая (очередная), промежуточная, самоаттестация;
коллективная выборочная: по очередности аттестации структурных подразделений, при реорганизации структуры, повторная при существенных недостатках;
индивидуальная плановая: по завершении процесса обучения, по результатам стажировки специалистов в отечественных или зарубежных фирмах, в конце испытательного срока;
индивидуальная специальная: при назначении на должность, при перемещениях и перестановках, при направлении на обучение за счет фирмы.