Психология как наука. Предмет психологии.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа для студентов по специальности

Психология

Министерство образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

«Республиканский институт высшей школы»

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

___________ А.И. Жук

__________

Регистрационный № ТД - ____ / тип.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа для студентов по специальности

Психология

МИНСК

УДК 159.9.01 (075.8)

ББК 88я73

О­–28

Составители:

И.А.Фурманов – профессор кафедры психологии Белорусского государственного университета, доктор психологических наук, профессор;

Л.А.Вайнштейн – доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник;

В.А.Поликарпов – доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.

Рецензенты:

кафедра психологии факультета психологии, социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования»;

зав. кафедрой общей и дифференциальной психологии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор психологических наук, профессор Л.В. Марищук

Рекомендовано:

Кафедрой психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета;

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета;

Научно-методической секцией по специальности 1 – 23 01 04 «Психология»;

Президиумом Совета Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию.

С о г л а с о в а н о:

Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию;

Управление высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь;

Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая психология как раздел психологии является фундаментальной научной дисциплиной, которая опирается на результаты теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, методологические и теоретические принципы, методы, основные понятия и категории психологии.

Основной целью изучения дисциплины «Общая психология» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области общей психологии.

Задачами изучения курса являются:

1. Формирование основных базовых представления о психике.

2. Изучение методологических оснований научного понимания предмета общей психологии.

3. Рассмотрение теоретических положений современной психологии.

4. Ознакомление с основными методами исследования психики.

5. Формирование понятийно–категориального аппарат общей психологии.

  1. Изучение закономерностей и механизмов протекания психических процессов.
  2. Ознакомление с феноменологией эмоциональной и мотивационной сферы человека.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

- методологические и теоретические основы общей психологии;

- основные категории общей психологии;

- особенности и закономерности протекания психических процессов;

- основные теории мотивации и эмоций.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

- определять объект, предмет, цели и задачи исследования;

- планировать и проводить экспериментальное исследование;

- интерпретировать результаты исследования в рамках той или иной психологической теории.

Образовательным стандартом отводится на изучение дисциплины «Общая психология» 576 часов, из них 272 часа аудиторных занятий: лекций – 136 часов, лабораторных занятий – 30 часов, семинарских занятий – 106 часов.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы Количество часов
лекционные практические лабораторные всего  
1. Психология как наука. Предмет психологии    
2. Основные отрасли психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики    
3. Природа психики    
4. Психика и центральная нервная система  
5. Развитие психики в эволюции животных    
6. Развитие психики в становлении человека    
7. Развитие психики в онтогенезе  
8. Социальные факторы онтогенеза  
9. Сознание  
10. Бессознательное  
11. Методы психологического исследования  
12. Метод эксперимента  
13. Определение ощущений  
14. Зрение    
15. Слух    
16. Осязание    
17. Вкус. Обоняние. Проприоцептивные ощущения. Органические ощущения    
18. Феномены восприятия  
19. Восприятие пространства, времени, движения    
20. Восприятие объектов    
21. Понятие внимания    
22. Экспериментальное изучение внимания. Непроизвольное и произвольное внимание    
23. Основные характеристики памяти  
24. Память и деятельность    
25. Использование мнемических средств    
26. Память как процесс приёма, хранения и переработки информации      
27. Память и представление    
28. Психология мышления. История исследования проблемы  
29. Предмет психологии мышления    
30. Методы изучения мышления    
31. Структура процесса мышления    
32. Мышление в индивидуальной деятельности    
33. Интеллектуальные способности    
34. Понятийное мышление    
35. Общее понятие о языке и речи  
36. Слово и его семантическое строение    
37. Речевое высказывание    
38. Понятие об эмоциях    
39. Свойства эмоций    
40. Структура эмоций    
41. Функции эмоций    
42. Нейрофизиологические механизмы эмоций    
43. Формы эмоционального реагирования    
44. Теории эмоций    
45. Классификация эмоций    
46. Потребности  
47. Мотивы    
48. Основные проблемы психологии мотивации    
49. Классификации потребностей и мотивов    
50. Эмоциогенные ситуации  
51. Мотивация и эффективность деятельности  
ВСЕГО часов:  

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.Введение в психологию.

Психология как наука. Предмет психологии.

Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии. Из истории становления научно-психологических теорий. Описание психологических явлений, доступных психологическому изучению. Психология как естественная и гуманитарная дисциплина. Специфика психологического знания.

Наши рекомендации