Структура психодиагностического интервью
(В. В. Столин, А. А. Бодалев «Семья в психологической консультации»)
1. Общая схема психодиагностики.
В результате первичной психодиагностики консультант может направить клиента к другим специалистам: психиатру, юристу, дефектологу; он может прийти к заключению, что в помощи нуждается прежде всего сам клиент, независимо от того, на кого он жалуется. Консультант может прийти к выводу, что целесообразно на следующую встречу пригласить семью, супружескую пару или одного из членов семьи, он может также прийти к выводу, что “случай” необходимо передать коллеге.
Построение психологического заключения начинается с анализа жалобы который предполагает: а) определение сюжета и структуры жалобы клиента, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры; б) выяснение подтекста жалобы (отношения клиента к лицу, о котором идет речь в жалобе, и к консультанту).
Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить следующие единицы.
1. Локусжалобы, который, в свою очередь, делится на а) субъектный (на кого жалуется клиент) и б) объектный (на что жалуется клиент).
По субъектному локусу в консультативной практике встречаются четыре основных вида жалоб (или их комбинации):
1) на ребенка (его поведение, развитие, психические особенности, здоровье);
2) на семейную ситуацию в целом - в семье «все плохо» и «все не так», как хотелось бы;
3) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения (нет взаимопонимания, любви н т. д.);
4) на самого себя (свой характер, способности, особенности и т. п.);
5) на третьих лиц, в том числе на совместно проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.
По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:
1) на очевидные нарушения психического или соматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);
2) на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, сына (дочери), тещи, свекрови, бабушки (дедушки);
3) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);
4) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т. п. - для ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т. п. - для супруга);
5) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);
6) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.).
2. Самодиагноз – этособственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству и его предполагаемому носителю. Самыми распространенными самодиагнозами бывают следующие:
1. «Злая воля» - негативные намерения лица, о котором идет речь, выступающие как конечная причина тех или иных нарушений. Вариантом этого самодиагноза является указание на непонимание этим лицом каких-то истин, правил, при этом непонимание в устах клиента означает «нежелание понять».
2. «Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь к психически больным, а его поведения - к разряду «болезненного».
3. «Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного, имеются в виду, прежде всего нарушения ЦНС.
4. «Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, - как правило, наследственность со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; применительно к супругу - со стороны родных, с которыми конфликтные взаимоотношения).
5. «Индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особенностей или конкретных действий как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт (а не конкретных мотивов в конкретной ситуации).
6. «Собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в тем числе как воспитателя, супруга).
7. «Собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассивность и т. п. и, как следствие, неправильное поведение.
8. «Влияние третьих лиц» - родителей, супруга, собственных родителей, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в прошлом.
9. «Неблагоприятная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга.
3. Проблемав данном контексте - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Можно назвать следующие распространенные проблемы.
1. Не уверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т. д.).
2. Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т. п.).
3. Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение, супруга, его родителей и т.д.).
4. Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).
5. Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.).
6. Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.
7. Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию. Кроме того, возможна и глобальная формулировка: «Все плохо, что делать, как жить дальше?»
Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. Если идет речь о том, что муж (жена) или ребенок не понимает, не умеет, не знает, это локус жалобы, так как это вовсе не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. д.
4. Запрос - это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Так, если клиент формулирует проблему «не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет – «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы и лишь косвенно связанным с ней. Можно выделить следующие виды запросов.
1. Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я - хороший человек, не правда ли?», «Мое решение правильно, не правда ли?», «То, что у меня, не так ужасно, не правда ли?»).
2. Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понял эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?»).
3. Просьба об информации («Что известно об этом»).
4. Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»).
5. Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка»).
6. Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»).
7. Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «Заставьте его больше любить иуважать меня»).
Спонтанно излагаемая жалоба имеет определенный сюжет, т. е. последовательность изложения жизненных коллизий, предшествовавших возникновению ситуации, о которой идет речь в жалобе, а также содержание и взаимосвязь этих коллизий. Сюжет - это форма жалобы, созданная самим клиентом, и для наивного слушателя сюжет исчерпывает все содержанке жалобы.
От анализа сюжет отличается тем, что его строение и содержание продиктованы не специалистом, собирающим нужные ему сведения, а самим клиентом и тем, что ему кажется важным.
Явное и скрытое содержание жалобыможет анализироваться по одним и тем же вышеописанным параметрам, т. е. с выделением тех же структурных единиц. Иногда скрытого содержания в жалобе нет. Когда оно есть, то оно не совпадает с явным.
Несовпадения могут быть по локусу. Рассогласования могут быть выявлены и по самодиагнозу. Несовпадения могут касаться проблемы. И, наконец, подобное расхождение наблюдается при анализе запроса.
Скрытое содержание жалобы – это недоговоренное содержание. Тактически правильно уже в первой встрече делать попытки перевести скрытое содержание в явное, что возможно, если соответственно сформулировать вопросы.
В отличие от скрытого содержания подтекст жалобы может быть неосознанным или вытесненным, поэтому его выявление перед клиентом при первой встрече может нарушить контакт.
При анализе подтекста жалобы необходимо обратить внимание на два момента. Одни из них касается отношения клиента к лицу, о котором идет речь в жалобе, другой - отношений с самим консультантом.
В первом случае текст жалобы может быть проинтерпретирован в терминах эмоциональных отношений, т.е. в терминах симпатии-антипатии, уважения - неуважения, близости - отдаленности. Во втором случае в ходе беседы и изложения жалобы клиентом наличествует отношение к консультанту. Поскольку клиент не знаком с консультантом, то это отношение вызвано не какими-то особенностями консультанта или его поведения, оно, скорее, провоцируется ими и выражает некоторую общую мотивационную ориентацию клиента. Можно выделить три основные мотивационные ориентации, встречающиеся у клиентов консультации.
1. Деловая ориентация, которая существует в двух основных видах: а) адекватная деловая ориентация. Клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (т. е. в решении проблемы). Текстом жалобы, тоном, мимикой, всей манерой поведения клиент дает понять, что он доверяет учреждению, в которое обратился, не сомневается в личной профессиональной компетенции консультанта, ожидает помощи, возможной в его ситуации, хотя и не переоценивает вероятный эффект такой помощи, клиент готов сотрудничать и выполнять все предписания. Эту позицию можно было бы выразить так: «Я благодарен за возможность встретиться с вами, не сомневаюсь в вашей компетенции и надеюсь,что вы сделаете все возможное, чтобы мне помочь, и что в ваших силах, если вообще мне можно помочь. Сам я готов делать все, что вы мне скажете»; б) неадекватная деловая ориентация. Эта ориентация отличается от предыдущей тем, что клиент преувеличивает возможности консультанта, так или иначе выражает завышенные ожидания эффективности его помощи. Обобщенно словесный эквивалент этой ориентации можно выразить так: «Я уверен, что вы - маг и волшебник и вы, и только вы, можете мне помочь».
2. Рентная ориентация. Эта ориентация также существует в двух видах: а) одну из них можно было бы назвать ориентацией «обаятельного рантье». Клиент как бы считает, что его откровенность, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту - это тот капитал, на который он неизбежно получит проценты в виде переложения ответственности на плечи консультанта. б) другую ориентацию можно обозначить как ориентацию «требовательного рантье». Его позицию можно было бы выразить так: «Ну вот, теперь вы все знаете и теперь уж это ваша забота, принимайтесь за дело и не вздумайте отвертеться - вам за это деньги платят».
3. Игровая ориентация. В случае двух предыдущих ориентаций клиент так или иначе заинтересован в изменении ситуации, существующей вне стен консультации. В случае игровой ориентации возникает впечатление, что клиент обратился для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом, и это, прежде всего, является мотивом его посещения. Так например, клиент дает понять, что он не такой уж профан в психологии, знает многих психологов и кое-что читал, и как бы предлагает консультанту пройти у него аттестацию, т. е. доказать свою компетентность. Доказательства компетентности клиент принимает с заметным оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы».
В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность и трудность своей проблемы, хотя реально безнадежности не чувствует.