Террористы живут одновременно в разных культурах, что и приводит к расстройству психики.

Сегодняшние события в Анкаре и Берлине с новой силой вызвали к жизни споры о сущности девиантного поведения некоторых личностей, крайней степенью проявления которого является общеизвестный терроризм. Актуальность вопроса вполне объяснима - до тех пор, пока человечество не поймет логику поведения, а тем более, - внутренние устремления тех, кто убивает мирных жителей (кроме того, высших представителей Державы), тем более, - взрывает здания и самолеты, любые методы борьбы будут неэффективны.

Выдвигая приводимую ниже гипотезу, автор готов рассмотреть любую версию, хотя бы как-то объясняющую внутреннее антидуховное состояние подобного человека, и соответственно разрабатывать варианты квалифицированного реагирования на ситуацию.

При непонимании сути вопроса, ныне практически любые предлагаемые сценарии реагирования почти полностью соответствуют планам террористов. Вступая в «военные» действия, человечество идет на поводу у террористов, и усугубляет ситуацию... Пока не будет вычислена логика принятия человеком террористического решения на уровне подсознания, никакие мероприятия не приведут к хорошим результатам.

Во-первых, надо сразу определить, кто такой террорист. Часто террористов называют бандитами. Часто - потерявшими рассудок воинами, мстителями. Но оба определения не правильны.

Следует разобраться, кто такой воин? Это человек, который борется за определенное дело. Для него существует понятие воинской чести, и, следуя ему, он старается не трогать мирное население даже на вражеской территории, тем более, детей и женщин. Исходя из этой логики, можем ли мы назвать воином террориста?

Конечно, воин может терроризировать людей уже самим своим присутствием... Конечно, он может отступать от кодекса воинской чести. И некоторые военные кодексы (уставы) даже наставляют бойца на беспощадность к "чужим", полагая врагами всех, "кто не с нами".

Но, согласимся, это не является целью, ради которой создаются и поддерживаются большинство военных организаций. Иначе, они были бы совершенно по-другому устроены и действовали, иными методами...

Кто такой бандит? Это тот, кто своими злодеяниями добывает средства на жизнь. И делает это, как правило, тайно. Террористы же обязательно проводят публичную акцию, тем более со своих действий прямую выгоду получают крайне редко. Значит, назвать их бандитами также нельзя.

Они, террористы, сумасшедшие ? Никак нет…! Официальная медико-психологическая экспертиза подтверждает их вменяемость.

Завербованы они ? Зомбированы ? Но, согласимся, далеко не каждый согласится даже за «великие деньги» быть проклятым родственниками будущих жертв.

Чтобы определить сущность и явление терроризма, предлагается рассмотреть вначале Авторскую гипотезу факта существования принципиально различных культурно-исторических типов личности, - психотипов.

Существует несколько способов взаимодействия человека с окружающей средой, отношения его к жизни. Первую модель принято называть западной. Цель там - успех, быть всегда и во всем первым, так как мир представляется изначально несущим агрессию, опасность.

К второй модели - восточной - склонны цивилизации Азии. Они как бы находятся наполовину на Земле, наполовину в Космосе, и считают, что мир земной по отношению к человеку вообще нейтрален. Нереальность земного существования позволяет им с легкостью лишать себя жизни, вспомните хотя бы тех же японских самураев.

И третья модель, северная, к которой относится, в том числе, - Россия. Окружающий мир в этом представлении изначально добр к человеку, а смысл жизни - в постоянном духовном росте. Страдание в этой модели считается символом близости к Господу. Именно поэтому самоубийство в северной культуре является тягчайшим грехом - человек не вправе распоряжаться своей жизнью.

Все три культуры взаимоисключаемы. Нет однозначно плохой и однозначно хорошей, их вообще нельзя оценивать с такой точки зрения. Они хороши, если применяются к человеку с соответствующим психотипом. Кстати, оговорюсь сразу, сопоставление себя с той или иной культурой происходит на подсознательном уровне и публичное определение недопустимо. Эго психологическая тайна адекватна тайне врачебной.

Здесь следует внимательно рассмотреть следующее: Существуют так называемые одноосновные цивилизации, где население с единым психотипом составляет большую часть, до 95 процентов, а также многоосновные, где культурно-исторические психотипы представлены в сопоставимых пропорциях. Если проанализировать, оказывается, что именно государства второго типа наиболее подвержены такому явлению, как проявление девиантного поведения (крайняя степень, - терроризм).

Практически все мировые центры терроризма являются многоосновными цивилизациями - Палестина, Северная Ирландия, Центральная Америка, некоторые регионы Индии. Кстати, в России - многоосновной стране - терроризм зародился в современных формах в 19 веке (приснопамятная "Народная Воля").

Почему происходит данное явление? В одноосновных сообществах примат одной культуры очевиден. Вплоть до гарантии этого первенства со стороны государства. В многоосновных же идет постоянный информационный обмен между всеми культурами. Для человека, который прекрасно знает, к какому типу он относится, данный обмен не представляет опасности.

Но, у людей без внутреннего духовного стержня, которые не относят себя ни к одному из психотипов, возникает соблазн выбрать лучшее из каждого, и создать синтетическую культуру. Ведь и хорошее, и плохое есть в каждой культуре...

Западник-натуралист всегда готов победить, но не всегда обладает необходимыми для этого возможностями. Восточный созерцательный человек, при наличии фундаментального знания, часто подвержен легкому расставанию с жизнью, вплоть до суицида (но по собственной воле и не затрагивая право на жизнь других). А опережающая доброта северного часто заставляет его "лезть ко всем" с совершенно ненужными советами. И если они все изучают друг друга, но не вмешиваются, не навязывают себя иному психотипу, то общество процветает.

Именно НЕОБДУМАННЫЙ СИНТЕЗ ТРЁХ КУЛЬТУР И ПОРОЖДАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (ТЕРРОРИЗМ).

На подсознательном уровне у террориста отпечатывается следующая программа действий - публично победить, после чего красиво уйти из жизни. Но поскольку северная культура налагает табу на самоубийство, террористу нужен палач. Им и становится доведенный до состояния аффекта мирный житель, на глазах которого покусились на символы его державы. А тем более, - обидели жену и детей!

Следовательно, одной из причин терроризма является равная доступность каждой культуры, право каждого изучать все, не относя себя ни к чему. Как ни печально это сознавать, но именно «прогрессивное человечество», определив для своего общества примат именно, "общечеловеческих" ценностей, никак не установили специфические правила возможного "смешения". Что в обстановке «безграничного распространения информации» и породило эту самую, достаточно массовую, - девиантность.

Автор данных строк, изучая на протяжении последних 30-ти лет особенности психологии девиантного поведения, отмечает, что именно отсутствие культурологического (Вероучительного) духовного стержня

Прошу не принимать последующее заявление за дешёвый русский популизм, но многовековая культура именно русского, многонационального общества выработала системные методики преодоления подобных кризисов. Более того, именно появление во второй половине 19-го века вышеупомянутой "Народной Воли", - есть прямое следствие двухсотлетнего забвения исконно русской культуры взаимодействия лиц разных национальностей и различных Вероучений.

Ссылки на якобы «исламский шовинизм» также неуместны. Отсутствует у террористов глубинное понимание сущности Вероучения Мухаммада. Также как и у некоторых «якобы иудеев» и «якобы христиан».

Конечно, проблему, назревавшую у человечества в течение сотен лет, "за один вечер" не решить. Но... уже само принятие четкой позиции, по крайней мере, снизит вероятность рождения и воспитания потенциальных "будущих террористов"...

Наша русская (в корне своём, - многонациональная (!)) культура имеет варианты именно квалифицированного смешивания элементов различных традиций. И без негативных последствий для личности и общества. Это, - уже тема иного повествования

12.09.2001 – 20.12.2016


Литература

1. Г. С.Чеурин "ГИПОТЕЗА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ТЕРРОРИЗМА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ"
(Обучение населения методикам предотвращения чрезвычайных ситуаций - стратегическая задача курса ОБЖ//Материалы региональной научно-практической конференции - 14.11-16.11.2001 г.), Министерство образования Свердловской области - Кафедра БЖ ИФК УрГПУ // Екатеринбург - 2001, 60 с., с. 28 - 30.

2. Чеурин Г.С. "Терроризм. Загадка и разгадка" // Материалы межрегиональной НПК "Наука и оборонный комплекс - основные ресурсы российской модернизации", 25-26. 04.02, центральная научная библиотека УрО РАН, Екб., 2002, 573 с., стр.165-173.

3. Кураев А. Всё ли равно, во что верить? (Цикл лекций 1994 - 98 гг.).

4. Романенко Б. "Учимся защите от терроризма" // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002, №2, с.20-22.

5. Интервью с З. Яндарбиевым. Аргументы и факты. 1994, №22.

6. Савинков Б. "Конь вороной." М., 1990. Он же. "Конь бледный." М., 1991.

7. Федеральный закон РФ "О борьбе с терроризмом", от 25.07.98 № 10-Ф3.

Наши рекомендации