Изменение подспудных убеждений

Сократовское расспрашивание. Консультанты могут задавать клиентам вопросы с целью побуждения их исследовать свои убеждения. Например, такие вопросы: «Выг­лядит ли данное убеждение разумным?», «Вы можете пересмотреть доказательства этого?», «Какие преимущества и неудобства связаны с сохранением данного убежде­ния?».

Проведение когнитивных экспериментов. Консультанты и клиенты совмест­но могут организовывать когнитивные эксперименты; при этом консультанты могут побуждать клиентов проверять истинность своих убеждений. Бек приводит следую­щий пример. Марджори боялась брать на себя мысленные обязательства в отношении своего супруга Кена, так как опасалась обнаружить, что не может ему доверять. Ос­новное убеждение Марджори было таким: «Я ни в коем случае не могу позволить себе оказаться уязвимой». В результате такого искажения мышления отчужденное поведе­ние Марджори и поиски недостатков у мужа внесли холодность в их отношения. Бек организовал для своей клиентки трехмесячный эксперимент, чтобы проверить гипоте­зу: «Если я полностью посвящу себя налаживанию отношений с мужем, буду искать положительное вместо отрицательного, я стану чувствовать себя в большей безопас­ности» (Beck, 1988, р. 224). В результате Марджори обнаружила, что она стала более уверенной и стала меньше думать о разводе с Кеном.

Использование образов. Консультант может использовать образы для того, что­бы помочь клиентам «вновь пережить» случившиеся в прошлом травмирующие собы­тия и таким образом реструктурировать свой опыт и сформированные на его основа­нии убеждения.

Переживание вновь воспоминаний детства. Бек (Beck et al., 1990) полагает, что при хронических расстройствах личности чрезвычайно большое значение имеет использование детского опыта; таким образом можно помочь клиентам пересмотреть и свободно изложить их основные убеждения. Освежая в памяти связанные с развитием «патогенные» ситуации при разыгрывании ролей и обмене ролями, клиенты получают возможность реструктурировать или изменить убеждения, сформированные в течение рассматриваемого периода.

Придание убеждениям новой формы. Консультанты могут помогать клиентам заново формировать убеждения. Бек приводит следующий пример. М. К., директор на­учно-исследовательского института, относящегося к крупному университету, страдал от сильно выраженного депрессивного расстройства и генерализованного тревожного расстройства. Клиент имел твердые убеждения, связанные с мыслями о собственном несоответствии и отвержении со стороны окружающих. Основное убеждение М. К. было таким: «Я должен быть лучшим во всем, что я делаю». Одна из установок М. К. была заново сформулирована таким образом: «Преуспевать в высшей степени полез­но, но и меньший успех полезен и не имеет никакого отношения к моей компетентно­сти или несоответствию. Я адекватен предъявляемым требованиям независимо ни от чего» (Beck, Rush, in press, p. 48).

Поведенческие техники

Поведенческие техники в когнитивном консультировании используются с различ­ными целями. Во-первых, с помощью поведенческих техник можно заложить основу для последующей когнитивной работы. Возникает вопрос: «На чем следует сосредото­читься в первую очередь — на поведении, на когниции или на том и на другом одновре­менно?». Поведенческие техники иногда используются до когнитивных техник с целью уменьшения выраженности симптома и усиления мотивации. Например, клиентам, пребывающим в состоянии сильной депрессии, можно порекомендовать стараться не уходить в себя, вовлекаться в конструктивную деятельность и стремиться осознать, что можно получать удовлетворение от действий, которые ранее доставляли удоволь­ствие. Однако, в отличие от нормальных людей, клиенты, находящиеся в состоянии депрессии, могут заметно изменять поведение, но при этом сохранять свои отрицатель­ные гипервалентные когниции (Beck et al., 1979). Работая с парами, Бек (Beck, 1988) сосредоточивался сначала на изменении поведения, поскольку считал, что легче изме­нить образ действий, чем модели мышления. Каждый супруг может немедленно воз­награждать другого супруга за изменение поведения.

Во-вторых, с помощью поведенческих техник можно научить клиентов проверять истинность своих автоматических мыслей и убеждений. В-третьих, использование по­веденческих техник наряду с когнитивными побуждает клиентов заниматься деятель­ностью, которая их пугает. В-четвертых, применяя поведенческие техники, консуль­танты обучают клиентов конкретным поведенческим навыкам. Поскольку цели приме­нения поведенческих техник частично совпадают, эти техники не классифицируются в соответствии с целью. Рассмотрим некоторые поведенческие техники, наиболее часто используемые когнитивными консультантами.

Планирование деятельности. Планирование деятельности подразумевает со­ставление расписания (графика). Совместное планирование конкретных действий име­ет большое значение, так как такое планирование позволяет клиентам осознать, что они могут правильно распределять свое время. При планировании деятельности глав­ное — определить, какой деятельностью клиент согласен заниматься, а не установить, какой объем работы он должен выполнить. Клиенты могут каждый вечер отводить оп­ределенное время для планирования своих действий на следующий день.

Оценка мастерства и удовольствия. Используя десятибалльную шкалу, клиен­ты могут оценивать свое мастерство и степень удовольствия, которое они испытали при совершении в течение дня какого-либо действия. Такое оценивание может помочь клиентам, пребывающим в состоянии депрессии, осознать, какие действия поднимают их настроение.

Проведение поведенческих экспериментов. Консультанты могут разрабаты­вать (это рекомендуется делать на поздних стадиях консультирования) поведенче­ские эксперименты. Таким образом клиентов можно обеспечивать информацией, ко­торая противоречит имеющимся у них автоматическим мыслям, ошибочным прогно­зам и подспудным убеждениям. Молодому человеку, собиравшемуся отменить сви­дание из-за страха («Я не буду знать, что говорить»), было рекомендовано отправить­ся на свидание и исходить из экспериментальной гипотезы, согласно которой он не знает, что говорить. Результаты этого специфического эксперимента опровергли дан­ную гипотезу (Beck, Emery, 1985). Вернемся к ранее рассмотренному примеру. Мар­джори, предполагая, что она изменила свое поведение вместе с когнициями, приняла участие в поведенческом и когнитивном эксперименте, чтобы проверить верность своей основной установки «Я ни в коем случае не должна позволить себе быть уяз­вимой».

Репетиция поведения и разыгрывание ролей. Консультанты могут использо­вать репетицию поведения, чтобы развивать у клиентов навыки, которые могут понадо­биться им в определенных напряженных ситуациях. При обучении этим навыкам мож­но использовать демонстрацию и обратную связь (здесь может помочь видео). Репети­ции поведения должны включать в себя многократные проверки и обучение клиентов разнообразным реакциям. Клиенты могут также репетировать ситуации, используя воображение.

Постановка постепенно усложняющихся задач. Часто клиентам не удается выполнить поставленные задачи, потому что они пробуют сделать слишком многое сра­зу. Консультанты и клиенты могут выстраивать иерархии вызывающих страх или слож­ных ситуаций. Клиентам следует начинать с менее сложной деятельности и только че­рез определенное время переходить к деятельности, которая вызывает у них страх.

Использование методов отвлечения. Клиентов можно побуждать совершать действия, которые смогут отвлечь их от сильных отрицательных эмоций и мыслей. Можно рекомендовать работу, игру, общение, совершение каких-либо физических дей­ствий.

Рекомендация упражнений для выполнения в домашних условиях. Домаш­нему заданию в когнитивном консультировании придается большое значение. Выпол­нение домашнего задания позволяет как сократить время, затраченное на консульти­рование, так и развить когнитивные и поведенческие навыки, которые можно будет использовать после консультирования. Домашнее задание должно включать в себя развитие самоконтроля, проверку верности автоматических мыслей и подспудных убеждений, развитие навыков, необходимых для преодоления определенных трудно­стей, развитие когнитивных навыков, которые требуются для идентификации когни­тивных ошибок, для рационального реагирования и изменения формулировки убежде­ний.

Наши рекомендации