Тема 3.2. Организация, методы и стратегии консультативной помощи.
Вопросы лекции:
1. Классические модели психологического консультирования
2. Организация консультативной помощи
3. Методы и стратегии психологического консультирования
Классические модели психологического консультирования
Наиболее эффективными направлениями практической психологии, которые используются в процессе психологического консультирования являются:
1. Классический психоанализ
Его основоположником является 3. Фрейд. Центральное понятие классического психоанализа – понятие конфликта. Именно конфликт является причиной всех нарушений в поведении человека и его эмоциональной жизни.
Главной задачей психоанализа является помощь в осознании конфликтной ситуации, при которой бессознательные влечения не признаются сознанием.
З. Фрейд анализирует структуру личности и выделяет в ней три компонента: "Я", "Сверх Я" и "Оно".
"Я" – контролирует поведение, осуществляет анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.
"Сверх Я" – осуществляет оценку действий и намерений человека с учетом социальных норм, ценностей. Шкала ценностей программируется родителями.
"Оно" – вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Это неосознаваемая часть личности. Именно она является источником влечения и действий.
Конфликт возникает между "Я", "Оно", с одной стороны, и "Сверх Я", с другой. У "Я" существуют механизмы защиты: рационализация, отрицание, проекция, сублимация, ритуал, вытеснение и т. д. Используя технику психоанализа при консультировании, практический психолог помогает клиенту понять и осознать истинную причину его поведения, минуя защитные механизмы...
Психолог должен быть готов к тому, что "Я" клиента будет защищать себя, сопротивляясь влиянию психолога. Формы сопротивления могут быть, разнообразные: молчание, юмор, перенос на психолога чувств, вызванных значимыми для клиента людьми.
Техники, используемые при психоанализе
1. Метод свободных ассоциаций. Психолог предлагает клиенту высказать любые ассоциации и предположения клиента, связанные с его переживаниями.
Сам обращает внимание не только на содержание высказываний, но и на их последовательность, а также на моменты, которые клиент избегает обсуждать.
2. Толкование сновидений. Фрейд считал сны самым коротким путем в подсознание. Именно во время сна ослабевают защитные механизмы "Я" и открываются скрытые от сознания желания и переживания. 3адача практического психолога – раскрыть содержание снов и помочь клиенту найти причины из его настоящего, вызвавшие именно этот сон.
3. Анализ сопротивления. Цель применения этой техники – помочь клиенту понять, какие именно механизмы психологической защиты являются помехой для реального осознания им своих проблем и что именно эти механизмы в данной ситуации действуют там, где защитная функция уже не нужна.
4. Анализ переноса. В классическом психоанализе перенос на консультанта эмоций клиента, связанных с психологическими травмами его прежней жизни, даже поощряется психологом. Это помогает консультанту наблюдать и анализировать причины душевных травм и причины именно такой формы поведения клиента. Благодаря анализу переноса, можно переработать и изжить негатив в эмоциональном мире консультируемого.
5. Интерпретация. 3начение интерпретации при консультировании трудно переоценить. Этот метод ставит своей целью разъяснить консультируемому неясные или скрытые причины его переживаний и поведения. Причем делать это следует психологу очень осторожно, объясняя клиенту лишь то, что он уже способен принять, говоря с ним на языке, понятном ему.
Логотерапия
Многие авторы пытались систематизировать все поступки и переживания человека. Некоторые из авторов свели все желания и действия к двум мотивам: достижение максимальной любви и власти. Другие – к поискам смысла жизни и самоактуализации. Направление практической психологии, которое считает поиск смысла жизни и его реализацию мотивом всех поступков человека, называется логотерапией. Основателем этого направления является В. Франкл.
Основные положения логотерапии:
человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни;
смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно.
Франкл рассматривает поиск смысла жизни основным двигателем поведения человека. Все человеческие поступки Франкл делит на способствующие развитию, разрушающие и безразличные. Человек несет ответственность за свои поступки. В принятии решения и выборе он свободен, но смысл жизни каждого реализуется только тогда, когда мы совершаем поступки, способствующие созиданию нашей духовности.
Для того чтобы помочь человеку найти смысл жизни, Франкл предлагает следующие техники:
1. Методика дерефлексии заключается в снятии излишнего самоконтроля, чрезмерного самокопания. Психологу важно показать клиенту, что самокопание непродуктивно, оно только отнимает время и энергию.
2. Методика парадоксальной интенции (интенция – намерение). 3аключается она в подведении клиента к осуществлению именно того, чего он стремится избежать. Вдохновить клиента на это поможет использование юмора, т. к. юмор Франкл считает формой свободы. Так, если человек боится закрытых помещений, ему предлагают заставить себя находиться там длительное время. В результате, как правило, страх исчезает, а человек перестает бояться того, чего раньше избегал.
3. Сократовский диалог – это своего рода словесный поединок, вскрывающий противоречия в суждениях клиента. Психолог последовательно, при помощи вопросов, подводит клиента к запланированному выводу. Вопросы подбираются таким образом, чтобы клиент давал как можно больше положительных ответов.
4. Персональное осмысление жизни. Эта техника помогает найти смысл жизни, когда он потерян, путем осознания своей уникальности и незаменимости. Человеку, утратившему смысл жизни, нужно показать, что он нужен другому человеку, что жизнь другого без него теряет смысл (например, женщина, потерявшая ребенка, может создать фонд помощи матерям, оказавшимся в подобной ситуации).
Трансактный анализ
Э. Берн создал популярную концепцию, уходящую корнями в психоанализ.
Изучая общение людей, он описал три Я-состояния, которые есть в каждом человеке. В зависимости от ситуации общения одна из этих трех составляющих, а иногда они вместе, выходит на первый план. Все эти три составляющих личности необходимы.
Родитель – это правила поведения, запреты, нормы, необходимость советовать, опекать. Эту информацию человек усваивает от родителей или других авторитетных для него людей. Когда Родитель блокирован в структуре личности, человек становится аморальным, беспринципным.
Ребенок – это эго-состояние, когда проявляется доверчивость, непосредственность, творчество, а также капризность, обидчивость, упрямство, легкомыслие.
Взрослый – это состояние, когда преобладает рационализм, объективность, принятие решений на основе собственного опыта. Коррекция, по Берну, должна быть направлена на закрепление постоянного взрослого поведения.
Девизы:
Ребенка – хочу, нравится.
Взрослого – целесообразно, полезно.
Родителя - должен.
Э. Берн описывает определенные стереотипы в общении людей друг с другом.
1. Первый стереотип поведения – игра. Это неосознаваемая программа поведения человека, целью которой является избежать близкого общения с другим человеком или получение положительных эмоций. Каждый участник играет определенную роль. Этапы игры содержат удар, ответ, ловушку, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами.
Игра разыгрывается между состояниями одной личности (Родитель, Взрослый, Ребенок) или между двумя личностями, иногда между личностью и коллективом. Исход игры всегда предсказуем. Выигрышем выступает эмоциональное состояние, к которому стремится игрок.
2. Вторым стереотипом в межличностном общении являются поглаживания и удары. Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, с их помощью люди друг другу передают положительные или отрицательные эмоции. Поглаживания бывают позитивные ("Сегодня вы чудесно выглядите") и фальшивые ("Вам очень идет этот платок, он закрывает морщины на вашей шее"). Положительные поглаживания необходимы каждому человеку. В случае недостатка физических поглаживаний человеку необходимо большое число психологических поглаживаний. Психологические удары и поглаживания связаны между собой: чем больше человек получает положительных поглаживаний, тем меньше производит психологических ударов.
3. Существует такой способ поведения, как вымогательство. Это способ общения, при котором личность вызывает у самого себя отрицательные эмоции, требуя от других, чтобы его успокаивали. Например, человек постоянно жалуется. Делает он это для того, чтобы получить от партнера по общению эмоциональную и психологическую поддержку.
4. Трансакции. Единицей общения является трансакция, состоящая из стимула и ответа. А обращается к Б, посылая коммуникативный стимул, Б ему отвечает. Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое Я-состояние А послало стимул Б и какое Я-состояние Б ответило. Когда Взрослый одного человека посылает сигнал Взрослому другого человека, Родитель – Родителю, Ребенок – Ребенку – это вид параллельных трансакций. При такой трансакции развиваются неконфликтные отношения, которые могут длиться довольно долго. Конфликт же начинает развиваться при перекрестных трансакциях. Эти трансакции осуществляются между неравноценными составляющими структуры личности (Родитель – Ребенок, Родитель – Взрослый, Ребенок – Взрослый, Ребенок – Родитель). Результатом этой трансакции будут упреки, конфликты. Скрытые трансакции включают более двух эго-состояний. Стимул при такой трансакции маскируется под социально приемлемый, а реакция на него ожидается реальная.. Например, молодой человек приглашает понравившуюся ему девушку выпить кофе. Она благодарит его и соглашается. На осознаваемом уровне беседа идет по линии Взрослый – Взрослый, а на психологическом уровне по линии Ребенок – Ребенок («Вы мне нравитесь» – «Вы мне тоже»).
5. Психологическая позиция и установки личности. У каждого человека существуют базовые представления о себе, о других и об окружающем мире. Именно эти базовые установки влияют на его поведение и принятие им решений. Если человек удачлив, принят другими людьми, уверен в себе, нет сомнений, что его жизненная позиция: "Я благополучен – ты благополучен". Человек с такой позицией считает, что жизнь его и каждого человека – это огромная ценность. Поэтому он поддерживает добрые отношения с окружающими, избегает конфликтов, не тратит время и энергию на борьбу с самим собой и с окружающими.
Тот, кто считает, что его жизнь и жизнь других людей ничего не стоит, кто злоупотребляет алкоголем, курением, наркотиками, ведет асоциальный образ жизни, имеет жизненную установку: "Я неблагополучен – ты неблагополучен". Это позиция отчаяния и разочарования. Формируется она у человека, избалованного вниманием и заботой, а потом по каким-либо причинам лишенного такого отношения.
Человек, который себя и свою жизнь ценит очень низко, а других – высоко, стоит на позиции "Я неблагополучен – ты благополучен". Этот человек неуверен в себе, не берет на себя никакой инициативы, низко оценивает свой труд, за все происходящее берет вину на себя.
"Я благополучен – ты неблагополучен" – эта установка надменного превосходства. Человек с такой установкой весьма высоко ценит свою жизнь и свое "Я", но не ценит другого человека. Такая установка формируется либо у детей, взращенных в атмосфере почитания и всепрощения, либо у детей, которые пребывают в условиях, угрожающих жизни и их достоинству.
Все эти установки, родительские программы, социальные роли, которые играют люди, серии трансакций предопределяют жизнь каждого человека. Проанализировав их, можно предугадать следующий этап жизни человека, а иногда и чем закончится пьеса жизни. Поэтому Э. Берн говорит о жизненном сценарии, которому человек неуклонно следует или яростно сопротивляется ему.
Так вот, трансактный анализ включает в себя анализ структуры личности, анализ трансакций, анализ психологических игр, анализ индивидуального жизненного сценария. Трансактный анализ проводится для того, чтобы помочь клиенту осознать свои игры, свой жизненный сценарий. В случае непродуктивности поведения и жизни клиента – помочь ему освободиться от навязанных программ поведения и психологических игр, стать независимым, спонтанным, ответственным за свои поступки и чувства.
При трансактном анализе психолог для клиента – это партнер, учитель и эксперт. А общение между психологом и клиентом идет по линии Взрослый – Взрослый.
Гештальттерапия Ф. Перлза
Гештальттерапия – один из популярнейших подходов психотерапии в мире. Она широко используется в психологическом консультировании.
Что такое гештальт? Этот термин немецкого происхождения, переводится как "форма". Следовательно, гештальттерапия – это теория формы.
Гештальт помогает узнать себя, принять себя таким, какой ты есть, и изменить себя, ориентируясь на эталон (социальный или индивидуальный, внутренний или внешний).
Перлз называет пять способов убить в себе личность, индивидуальность. Это интроекция, проекция, рефлексия, конфлуенция. Попытаемся разобраться, что все эти слова обозначают.
Интроекция. Интроект – чужой опыт, тот, что усваивается человеком в детстве без критических замечаний. Человек усваивает чувства, опыт, взгляды, нормы других людей, которые вступают в противоречие с его собственным опытом. Со временем интроекты и свои убеждения сложно разделить.
Проекция. При проекции человек не признает в себе те качества, которые не укладываются в его "Я-концепцию", но видит эти качества в других.
Рефлексия. Она наблюдается, когда потребность личности блокируется социальной средой, в этом случае неизрасходованная на реализацию потребностей энергия направляется на себя. Неудовлетворенные потребности – это незавершенные гештальты. Худшим вариантом незавершенного гештальта является обида, которая мешает полноценному общению. Поэтому завершить незавершенное, освободиться от невыплеснутых эмоций – существенный момент в гештальткоррекции.
Конфлуенция – слияние человека с его средой, ситуация, когда свои мысли, желания не отличаются от чужих.
В результате этих способов обезличивания человек отказывается от своего подлинного "Я".
С помощью гештальткорреции можно открыть истинное "Я" клиента. Это долгий и болезненный процесс, включающий несколько уровней. В результате совместной работы психолога и клиента, последний сможет сбросить все фальшивое, привнесенное и начать жить и действовать от своего "Я". Психолог в процессе гештальттерапии – это помощник, соавтор, который пытается облегчить выражение чувств клиента и активизировать его резервы для личностного роста.
Чтобы дать самое беглое представление о гештальттерапии, следует перечислить техники, наиболее распространенные и чаще всего используемые в гештальттерапии. Они именуются играми и экспериментами.
1. Техника усиления. Одна из задач гештальттерапии – понять и осознать свое "Я". Техника усиления помогает выполнить это путем проецирования на внешнюю сторону того, что проигрывается внутри. Для этого можно использовать игру "Преувеличение". Клиенту предлагается усилить какие-либо телесные, вокальные движения (громче и громче произносить фразу, усилить жест), чтобы яснее осознать смысл и причину подобных действий.
2. Монодрама. Это вариант психодрамы, в которой диалог ведется между фрагментами одной личности, значимыми для клиента. Например, между его активным и пассивным началом. Происходит это так: на "горячий стул" сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, отождествляя себя то с одной, то с другой позицией.
Еще одним широко распространенным приемом в рамках монодрамы является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенoк". Большой пес олицетворяет обязанности, требования, оценки. Щенок – уловки, отговорки, уклонение от обязанностей. Включаясь в такую игру, клиент начинает осознавать бессмысленность манипуляций над своей личностью, учится продуктивно управлять самим собой.
3. Прямое обращение. В гештальттерапии речь адресуют только тому, о ком говорят. Так, например, претензии умершему выговаривают, представляя его на стуле напротив.
Перечислены далеко не все техники гештальттерапии. Их огромное количество, но все они направлены на психологическую поддержку личности, освобождение человека от психологических проблем, на личностный рост.