Практика выслеживания себя 10 страница

Проблема неоднозначности ментальных описаний отчетливо проявляется в коммуникациях - при попытке точно объяснить собеседнику, какие действия от него требуются, или заранее договориться обо всех деталях и возможных последствиях сотрудничества, или в других подобных случаях.

Вместе с тем поступком очень легко передать конкретное ментальное сообщение. Допустим, человек говорит: «я согласен это сделать». Слова всегда сопровождаются определенным каузальным импульсом, который, как правило, остается незамеченным и создает «тайный смысл» слов. Однако соответствующий поступок неминуемо сделает этот «тайный смысл» проявленным: в нашем примере человек либо действительно делает это, либо не делает. Во втором случае становится очевидно («задним числом» это всегда легко вспомнить), что его слова звучали угрожающе, иронически или протестующе-вынужденно.

В любом случае короткое действие передает намного больше значимой информации, чем все предшествующие словесные объяснения. Иногда проще (и эффективнее) самому сделать что-либо, чем объяснить другому, как это делается. С этим часто сталкиваются управляющие, консультанты, учителя, родители и т.д. Об этом же говорит китайская поговорка: «Лучше один раз пережить (или увидеть), чем сто раз услышать».

Как уже говорилось, эти особенности языков тонких планов связаны с различием в скоростях протекающих в них процессов.

Непонимание этих закономерностей становится источником многих роковых ошибок.

Основная группа ошибок связана с непропорционально раздутым в современном обществе ментальным планом. Его роль настолько преувеличена, что повсеместно принято ментально описывать проблемы, задачи, а также основания ценностного плана или словесно договариваться о ценностях. То есть типичная ошибка связана с перепутыванием ценностного и ментального планов.

Любой объект ценностного плана может формироваться только спонтанно и в естественном для себя ритме. Примерами объектов ценностного плана являются, в частности, корпоративная культура и командное взаимодействие.

Общеизвестно, что во многих фирмах делается попытка ментально проектировать эти ценностные объекты: на общем собрании вырабатываются принципы и правила командного взаимодействия или элементы корпоративной культуры. Неудивительно, что в дальнейшем эти принципы и правила оказываются неосуществимыми декларациями.

Другая подобная ошибка - пытаться «мотивировать» команду (т.е. инициировать активность ее ценностного плана) по ментальной инструкции, полученной у консультанта. Грамотный лидер, желая вдохновить команду, должен не столько сообщить ей некоторую словесную информацию, пусть даже структурированную по правилам психологии управления, сколько передать команде собственное состояние веры, активности, радости пути и т.д. В этом случае конкретные слова и тексты имеют неизмеримо меньшее значение, чем доступ лидера к переживанию собственного ценностного плана. Ошибка состоит, в частности, в том, что люди говорят о вдохновении, не имея силы переживать его. Можно говорить о вере в успех и даже ментально обосновать ее, но это не то же самое, что переживать веру. Точно так же могут говорить о командном духе, но в поступках не следовать ему. То же самое происходит при декларации командных ценностей.

Рассмотрим, например, один из командных принципов ценностного уровня: «командные достижения - это мои достижения». Когда люди формулируют этот принцип ментально, они, возможно, верят в его уместность и осуществимость. На деле же у каждого члена команды есть собственный набор ценностей, сложившийся задолго до того, как он стал членом команды. Невозможно декларативно гарантировать совпадение (или объединение) этих ценностей с теми целями и перспективами (ценностями), которые возникают у команды. Такое объединение ценностей может произойти по прошествии длительного периода, в течение которого командные ценности формируются постепенно, складываясь из ценностей ее отдельных членов. При этом ценности каждого ее члена также эволюционируют в течение этого периода, по мере того как развиваются отношения людей и формируются основные бизнес-направления для данной команды.

Этот процесс может быть существенно ускорен, если использовать энергетические практики, представленные ниже. Буквально для этого можно использовать упоминавшийся выше круг практик - применительно к каждому факту рассогласования командных и личных ценностей, проявляемому в командных событиях и поступках отдельных членов команды.

При декларативном внесении подобных принципов в устав команды люди его охотно принимают, но в реальных событиях, как правило, у членов команды развивается внутренний конфликт, порожденный постепенно проявляющимся конфликтом между собственными ценностями и командными тенденциями. Например, если интересы команды требуют перемещения в должности, переезда в другой регион, передачи части полномочий другому лицу и т.д. Иногда между членами команды возникает противостояние, за которым стоят личные предпочтения и амбиции, неосознанно маскируемые под деловые интересы.

Особый тип ошибок связан с популярными в социуме стереотипами тактического и стратегического планирования, а также попыток буквального следования принятым договоренностям. Ошибка не в том, что планы составляются, а в том, что в дальнейшем они принимаются как обязательное руководство к действию - без учета того, что процессы событийного плана обладают гораздо более тонкой структурой и объемностью, чем допускает любое ментальное описание.

Это связано с высокими скоростями событийных потоков. Событие всегда открывает новые смыслы происходящего - такие, которые не могли быть учтены при планировании или попытке договориться. Поэтому в любой момент нужно быть готовым отказаться от принятого ранее плана и создать новый. Иначе говоря, план может служить лишь опорой для действий, но не их обязательным пошаговым описанием.

Человек, адекватный собственному событийному потоку, в любой момент может остановиться и дать описание того, что он делает, и того, что он собирался сделать, хотя, возможно, заранее об этом не думал. Так, хороший лидер в любой момент может дать команде стратегическое описание предстоящего пути, но это описание рождается в данный момент, в процессе текущего взаимодействия с командой, а не подготавливается заранее. Более того, это описание не сковывает лидера, и в следующий момент он способен породить другое описание, объяснив и его основания (или не объясняя их вовсе).

Миссия (отдельного человека или фирмы) тем более невыразима в словах; она невыразима даже в поступках. Она может слегка проясниться для человека, если он имеет достаточный опыт в переживаниях ценностного плана.

Итак, мы перечисляли ошибки, связанные с попыткой словесного описания той информации или того знания, которое присутствует на событийном и ценностном уровнях, а также на уровне миссии. Это именно те уровни знания, которые невыразимы в словах и не могут быть переданы в инструкциях. Грамотный лидер или управляющий, желая пользоваться таким знанием или передавать его своим подчиненным, обязан владеть языками более высоких, чем ментальный, уровней.

Основа каждого из этих языков - особое состояние, в котором рождается (и передается) подобное знание. В частности, упоминавшаяся выше тонкая интуиция ценностного плана представляет собой одно из проявлений такого состояния и неотделимого от него невыразимого (в словах) знания.

В древности это было хорошо известно и обозначалось термином безмолвное знание. В частности, именно это явление подразумевается в знаменитой древнекитайской формуле «.знающий не говорит, говорящий не знает».

4. Типичные искажения в процессе мышления

Типичные ошибки мышления имеют разные источники. 1. Отсутствие осознания на уровнях, более высоких, чем ментальный.

Это связано с недостаточной зрелостью мыслящего, которому доступны только уровни ощущений, эмоций и мыслей. К действию он еще не готов, и категория ответственности ему еще недоступна: он опирается не столько на себя, сколько на объективные или научные истины. В нашем подходе это рассматривается как серьезная ошибка мышления (подробнее см. следующие главы).

Полагая, что ментальный план является высшим из существующих, такой человек верует в объективную истину и в научные обоснования. Действительно, в нашем мире есть место для объективной истины - например, никто не станет возражать против утверждения «Солнце встает на востоке», или против того, что закон всемирного тяготения обязателен для всех материальных объектов. Однако в более тонких планах (а деловая жизнь, в основном, относится к событийному и ценностному планам) нельзя полагаться на объективную истину. Это известно каждому, кто достаточно опытен в бизнесе: выигрывает тот, кто больше полагается на чувствование ситуации, деловую интуицию и собственный здравый смысл, чем на научное планирование и статистические данные. (Хотя и то, и другое стоит принимать к сведению.)

2. Второй тип ошибок связан с чрезмерной выделенностью ментального плана в ущерб эмоционально-интуитивному восприятию мира.

Мышление в этом случае оказывается во власти жестких догм, что лишает человека чувствительности к реальному контексту. Иначе говоря, такое, чисто интеллектуальное, мышление может оказаться никак не привязанным к реальному контексту. Для таких людей проблема часто сводится к неосознаваемому запрету на эмоциональные переживания; они говорят обычно, что не испытывают эмоций по поводу данной ситуации, претендуя на разумное к ней отношение.

3. Третий (схожий) тип ошибок возникает, когда акцентировано буддхиальное тело, независимо от уровня его осознанности.

Эмоциональный или ментальный уровни могут быть в той или иной степени включены, так что человек эмоционально вдохновляется мечтой и начинает о ней рассуждать, но не способен к реалистичному взгляду или конструктивной критике, которые связаны с эмоционально-чувственным восприятием реального контекста. Человек оказывается захваченным фантастическои мечтой или идеей, которые неожиданно получает с ценностного плана, осознает их на плане ментальном и эмоционально увлекается ими, становясь беспочвенным мечтателем. Легко заметить, что из такого стереотипа выключены событийный и сенсорный уровни (совершаемые действия и чувствование реальности).

4. Четвертый тип ошибок связан с чрезмерной выделенностью каузального плана.

В этом случае люди склонны действовать ситуационно; они обладают высоким уровнем тактической активности, легко принимают решения и в конкретном деле способны учесть много мелких тактических деталей. Но они проигрывают из-за слабости стратегического видения и часто жертвуют перспективой, увлекаясь тактическим успехом. Они способны развивать бизнес до таких масштабов, где численность фирмы не превышает пяти-шести человек.

5. Самый распространенный тип ошибок связан с уже обсуждавшимся перепутыванием тонких планов.

1. Перепутывание эмоционального и ментального планов. В этом случае человек неосознанно действует под влиянием эмоционального импульса, ментально аргументируя затем свой поступок. Иначе говоря, он руководствуется своими амбициями, а не интересами дела. 2. Перепутывание эмоционального или ментального планов с ценностным, когда люди переживают сильную эмоцию или захвачены какой-то мыслью, но воспринимают это как проявление ценностного плана.

\. Например, удовольствие от выполнения своей работы или от созерцания ее результатов легко принять за душевную склонность к данной деятельности и основание для выбора профессии, а эмоциональную увлеченность конкретным человеком - за высокую дружбу или любовь (перепутывание эмоционального и ценностного планов).

\\. Еще хуже, когда ментальное рассуждение, вызывающее ментальное же согласие, рассматривают как ценность (перепутывание ментального и ценностного планов). Например, услышав, что справедливость, профессионализм или другая масштабная категория высоко котируется в социуме, и испытав от этого некоторый эмоциональный подъем, человек начинает думать и говорить, что это и его собственная ценность. Многие, пройдя некоторые формы обучающих тренингов, в любой момент готовы декларировать «собственный набор ценностей» - тех самых, которые обсуждались и были приняты на тренинге. Здесь происходит перепутывание мыслей о ценностях и собственно ценностей. Как уже говорилось, истинная ценность не может быть выражена средствами ментального плана, она проживается, но не декларируется; при необходимости ее сформулировать человек должен испытывать естественные затруднения, вынуждающие его очень придирчиво и нетривиально подбирать слова. 3. Перепутывание ментального и событийного уровней. Это повсеместно распространенная ошибка, при которой некто продумывает ментальную схему, а затем рассматривает ее как буквальное руководство к действию. Тем самым он ставит ментальный уровень выше событийного, в то время как последний намного тоньше и информативнее.

Ошибкой также является полагать, что весь процесс мышления связан со словесными формами и конструкциями и что логика имеет решающее значение в процессе мышления. Словесные формы и конструкции уместны в начале и в конце процесса мышления - на этапах постановки задач и формулирования выводов. Большая и наиболее важная часть процесса мышления осуществляется средствами событийного и ценностного планов. Согласно сказанному выше, это происходит на уровне тончайших невербализуемых ощущений (процессы безмолвного знания), и на скоростях, недоступных ментальному восприятию. Это значит, что основная, центральная часть процесса мышления невербализуема.

Осознанную активность в зоне такого невербализуемого мышления, или безмолвного знания, мы будем определять как целостное мышление. Как уже говорилось, среднесоциальный уровень зрелости делает такое мышление труднодоступным для обычного человека. Оно требует умения останавливать внутренний диалог, абсолютной внутренней честности и свободы от многих страхов и опасений, свойственных нашему современнику.

Однако все это становится возможным, если используются описываемые здесь практики, конечной целью которых и является овладение целостным мышлением.

5. Различные уровни расколов энергии Ци как источник искажений мышления

Неоднократно упоминалось, что в энергетическом подходе любая задача или проблема рассматривается как результат распада энергии Ци на полярные составляющие Инь и Ян. Процессы распада и последующей аннигиляции могут происходить (и постоянно происходят) с энергией Ци любого из тонких планов, а следовательно, и с энергией Ци соответствующего уровня мышления.

Это означает, что, помимо перечисленных «вертикальных» ошибок мышления, связанных с неравномерным осознанием разных тонких планов, или их перепутыванием и принятием одного из них за другой, постоянно возникают «горизонтальные» сбои в работе каждого уровня мышления в отдельности.

«Горизонтальный» сбой является следствием постоянно происходящей череды расколов и аннигиляции энергии Ци. Уже упоминалось, что эти спонтанные процессы представляют собой фундаментальное свойство энергии Ци, являются формой ее существования.

Пары энергий Инь и Ян, соответствующие сплошным внутренним линиям, являются виртуальными. Они не появляются как реальные энергии, если для этого нет особых внешних условий. Однако в ситуации сильного внешнего воздействия (когда человек переживает стресс) энергия Ци раскалывается благодаря этому механизму: виртуальные энергии Инь и Ян превращаются в реальные.

Таким образом, «горизонтальный сбой» является не столько ошибкой, сколько закономерной фазой в функционировании данного уровня мышления, эволюция которого и происходит в постоянной череде расколов и аннигиляции энергии Ци. Однако, если внешнее воздействие значительно (например, в ситуации сильного стресса или цейтнота), эта фаза может оказаться затяжной или вовсе стабилизироваться, и тогда на данном уровне мышления возникают устойчивые образования, имеющие признаки полярных энергий Инь и Ян.

Начать подробное рассмотрение таких расколов мышления удобнее всего с ментального уровня, т.к. именно этот уровень современному интеллектуалу наиболее знаком. При стабилизации раскола на ментальном уровне возникают устойчивые пары убеждений - жесткие взаимосвязанные образования иньского и янско-го характера. Интересно, что в данный момент времени осознается, как правило, только одно из каждой пары убеждений; полярное убеждение становится доступным в другое время, когда происходит неосознаваемый скачок в полярное состояние, - и тогда теряется доступ к первому убеждению.

Приведем примеры пар убеждений, полученных нами на практических занятиях по системному мышлению. Знаками + и - обозначены янские и иньские убеждения, соответственно.

+ Можно полагаться только на себя.

- Никому нельзя доверять.

+ Трудности надо преодолевать.

- Внешние условия угнетают.

+ Надо держать слово.

- Я ненадежен.

+ Все должны меня слушаться.

- Все пренебрегают мною, игнорируют меня.

- Я обязан помогать всем. + Я козел отпущения.

+ Я должен заботиться о людях.

- Я никому не нужен.

+ Хороший человек должен помогать другим.

- Если я не буду соглашаться, то меня отвергнут.

+ Я должен быть успешным.

- Мне не везет.

Все пары убеждений представляют собой замкнутую систему, и во всех парах легко просматривается прочная структура отношений, их связывающих. У социально адаптированного и успешного человека в сознании (и «на флаге») представлено обычно янское убеждение. На поверхностный взгляд, оно свидетельствует об активной жизненной позиции, оптимизме, ответственности, мужестве, честности, принципиальности и т.д.

Однако это только янская часть системы. Вся же система организована следующим образом: янское убеждение связано с утверждением некоторой необходимости (я должен..., люди должны...), эта необходимость продиктована угрозой (я должен, иначе последует нечто опасное или нежелательное), а угроза обоснована иньским убеждением, констатирующим бессилие или некомпетентность (я должен, иначе последует нечто опасное или нежелательное, потому что на самом деле я только этого и заслуживаю, и сам это прекрасно знаю).

Иньское убеждение вызывает сильнейший страх, ибо говорит о качестве, в котором опасно признаться даже самому себе; это качество нужно скрыть (или компенсировать) любой ценой, для чего - «я должен...» - тут снова включается янское убеждение, и система замыкается. Понятно, что иньское убеждение звучит тихо, а янское громко, янское представлено в сознании, а иньское вытесняется как можно глубже в область бессознательного.

Так выглядит раскол энергии Ци ментального плана.

Раскол энергии Ци эфирного и астрального планов подробно обсуждался в главе IV. Напомним здесь, что все эмоции, так же как и ощущения, могут быть разделены на два класса - иньские и янские.

К иньскому типу эфирной энергии мы относили ощущения пустоты, холода, влажности, тянущие, ноющие, тупые боли и т.д., а к янскому типу - ощущения сухости, жара, повышенного давления, острые, рвущие, колющие боли и т.д.

Аналогичная картина имеет место и в случае астральной энергии. Эмоции, связанные со страхом и стремлением к сокращению своей территории, относятся к иньскому типу, а эмоции, связанные с агрессией и экспансией, - к янскому.

Астральная энергия Ци переживается как способность в каждое мгновение спонтанно проявлять любую из этих эмоций, не доводя себя до раскола. Если человек остается внутренне спокойным и лишь демонстрирует актуальные в данный момент эмоции, осознанно пользуясь ими как языком коммуникации, то в этом случае можно говорить о виртуальных эмоциях (см. главу IV). В этом случае любая эмоция возникает как одна из граней энергии Ци.

Если же происходит реальный раскол, то человеком обычно владеют две эмоции одновременно: одна представлена в сознании, а другая в бессознательном. Например, в сознании обида, в бессознательном гнев - или наоборот, в сознании гнев, в бессознательном обида. Одному из этих состояний - иньскому -мы припишем знак (-) другому, янскому - знак ( + ), подобно отрицательному и положительному зарядам (в материальном мире такими зарядами обладают электрон и позитрон - частица и античастица).

Приведем некоторые закономерности развития проблем мышления.

1. Серьезные проблемы зарождаются, как правило, на ценностном плане.

2. Существуют следующие фазы опускания проблемы в плотные планы:

a. Ценностный план - смутная тревога, когда все идет хорошо, но что-то тревожит; мрачные предчувствия на фоне полного благополучия.

b. Каузальный - появление суеты или большой загруженности конкурирующими и малосовместимыми делами.

c. Ментальный - проблема выбора (или - или).

д. Астральный - эмоциональные конфликты.

е. Эфирный - болезненная симптоматика и бессилие, депрессия.

\. Физический - заболевание как телесный недуг.

3. Если на некотором тонком плане нет осознания, то всегда происходит спуск на нижележащий план; как будто «мир» или «судьба» переводит проблему на язык, доступный данному человеку, и проблема осознается на более плотном плане - например, проблема ментального выбора (принятия решения) или проблема эмоционального реагирования (эмоциональные конфликты), или заболевание. Чем дольше проблема не решается осознанно, тем более низкий план оказывается вовлечен в проблему.

4. Поскольку люди долго сохраняют свойственный им стереотип мышления (медленно эволюционируют), их жизнь «заражена» определенным набором (стабильных, сформировавшихся, оформившихся) проблем, который они воспринимают как индивидуальную норму и не делают попыток их решать - до поры до времени, пока не возникнет серьезного обострения - точно так же, как с заболеваниями.

5. Каждая такая оформившаяся проблема связана с определенным стереотипом мышления, который представлен на всех уровнях, включая физическое тело.

6. Для решения проблемы, на каком бы плане она ни осозна-лась как проблема, необходимо поднять ее до того уровня, на котором она зародилась. (Это делается с помощью энергетических практик.)

7. Решить «сформировавшуюся» проблему (если она зародилась выше ментального плана) можно только, исправив ошибки мышления, т.е. изменив весь стиль мышления. Никогда нельзя до конца решить проблему, ограничиваясь только ментальным планом: реальные ошибки в каузальном и ценностном планах не улавливаются средствами ментального плана и, в том числе, не могут полностью быть описаны его языком.

8. Вплоть до ментального плана есть проблема противостояния («старый бизнес - новый бизнес» и т.п.), и ментальный план всегда окончательно закрепляет раскол - всякая проблема всегда начинает осознаваться как проблема именно с ментального плана. Оказывается, интеллектуально невозможным придумать, как действовать, чтобы объединить полярности, но всегда есть конкретный шаг, который это делает возможным.

В свою очередь, последовательность конкретных технических шагов делает возможным объединение противостоящих ценностей, например, стабильность - развитие, старый - новый, основательность - быстрота решений и т.д., и на ценностном плане объединение всегда возможно как следствие общего принципа устройства энергии Ци, всегда объединяющей в себе энергии Инь и Ян. То есть полярности, в действительности, не разрушают, а поддерживают одна другую, но это знание всегда есть на более высоком логическом уровне, чем тот, на котором противостояние предъявлено. Так, эмоциональный конфликт можно решить логически, логический конфликт можно разрешить только через поступки и т.д.

Рассмотрим в качестве примера следующую реальную ситуацию.

Владелец бизнеса Ф. обратился с проблемой, которая, по его словам, имела определенную историю. Проблема заключалась в том, что он не знал, как (и нужно ли) реорганизовать прежний бизнес, достаточно надежный, приносящий доход, но созданный еще в те времена, когда получение дохода было для Ф. единственной ценностью.

На текущий момент этот бизнес, при всей своей рентабельности и надежности, вызывал у владельца много неприятных чувств. Ф. было скучно, он с трудом заставлял себя приходить в офис, каждодневные задачи решались относительно легко, но вызывали в нем большое раздражение. Ф. стоял перед выбором -развивать старый бизнес либо извлечь из него значительную часть средств и вложить их в новый проект, который выглядел перспективным, интересным и творческим, хотя и несколько рискованным.

Любое решение в подобной ситуации имеет глобальные стратегические последствия, так что проблема выбора относилась к ценностному плану.

Выбор в пользу развития прежнего бизнеса создавал у Ф. ощущение гарантированной стабильности, а сам бизнес, казалось бы, становился надежной опорой для любых личных и семейных проектов Ф. Однако в этом случае в жизни Ф. не было радости и вдохновения, которые, по его собственному признанию, были совершенно необходимы для осуществления таких проектов.

С другой стороны, перенесение деловой активности в новый проект ставило под удар стабильность жизни Ф., к которой он давно привык и которую высоко ценил. Кроме того, его пугал некоторый оттенок рискованности, который сильно им преувеличивался - как выяснилось впоследствии. Поэтому Ф. испытывал безотчетный страх при мысли о возможных последствиях перемен.

В этой ситуации Ф. проявлял много нерешительности. Не отдавая себе в этом отчета, он боялся отказаться от нового направления, но также боялся и принять его. Действуя под влиянием этих неосознаваемых страхов, он невольно создал в своей жизни много суеты и напряжения, оказавшись втянутым в различные противоречащие одна другой сферы деятельности.

Он продолжал поддерживать прежний бизнес, время от времени предпринимая разрозненные шаги в новом направлении, и для внешнего наблюдателя его действия выглядели активными, но по сути они были полуавтоматическими - Ф. пассивно «плыл по течению», не осознавая собственных мотивов и не принимая ответственности за свои поступки.

Вся его активность оборачивалась ненужной суетой. Каждый раз Ф. ссылался на «объективные внешние обстоятельства», вынуждающие его действовать.

Шло время, и Ф. стал чувствовать уныние, депрессию и усталость от всего происходящего. На работе было много напряженных и конфликтных взаимодействий с сотрудниками, которые его раздражали, а попытки действовать или думать в новом направлении вызывали все возрастающую тревогу.

В конце концов, Ф. пришел к выводу, что он должен принять окончательное решение, и именно в этот момент обратился за консультацией. По умолчанию предполагалось, что в процессе консультации у него возникнет интеллектуальная ясность - он получит четкие аргументы в пользу того или другого направления бизнеса и сможет сделать окончательный выбор.

К сожалению, это было нереально.

Во-первых, полагаясь на интеллектуальные аргументы, он неосознанно снимал с себя ответственность за решение.

Во-вторых, дело зашло слишком далеко. Одних только интеллектуальных решений было бы теперь недостаточно, потому что проблема выбора, которую нужно рассматривать здесь как внутренний конфликт, успела получить определенное развитие.

Кроме того, событийный и ценностный планы обладают большей значимостью, если они затронуты, чем ментальный, и уж во всяком случае, они не могут корректироваться средствами ментального плана.

С точки зрения модели тонких тел это развитие можно описать следующим образом. Ошибки мышления, которые допускались на первом этапе, относятся к пункту 2 (фазы опускания проблемы в плотный план).

Вначале проблема выбора касалась только буддхиального плана. Так как Ф. был не в силах ее решить и тянул время, она стала опускаться на более плотный - каузальный - план, породив на нем множество неточных шагов, суеты и ненужных обязательств. Причина в низкой чувствительности Ф., при которой импульсы каузального и буддхиального планов оказались для него недоступными.

Как уже было сказано, каждый раз, когда осознание проблемы отсутствует на тонком плане, она начинает опускаться на более плотный - до тех пор, пока не будет осознана.

Продолжая затем опускаться, проблема породила в ментальном плане большое количество противоречивых рассуждений, аргументов и интеллектуальных концепций. Теперь она дополнилась проблемой ментального плана, которую Ф. осознавал как необходимость понять, как дальше жить и вести свой бизнес.

Поскольку на ментальном плане проблема уже осознается, только здесь возникло ощущение реальности проблемы - на предыдущем уровне она воспринималась как невезение, превратности судьбы, несправедливость людей и мира, чрезмерное давление обстоятельств, смутное уныние и тревога по поводу ускользающих возможностей, которые всерьез не осознавались и не рассматривались, и т.д.

В действительности, проблема по-прежнему относится к буддхиальному плану, т.е. остается проблемой глобального выбора.

На этом этапе, какой бы выбор ни сделал Ф., этот выбор неизбежно был бы ошибочным. Предположим, Ф. принимает ментальное решение в пользу старого бизнеса. Тем самым он откажется от всех новых перспектив и возможностей - причем на очень длительный срок, потому что энергия для новых активных действий появится у него нескоро.

Конфликт, закрепившись (в виде победы одной из сторон) на ментальном плане, начнет опускаться дальше, в еще более плотный план - астральный, и начнут усиливаться эмоциональные конфликты. Более того, появятся и новые конфликты, потому что каждый раз, когда Ф. будет видеть людей, участвующих в интересных рискованных проектах, у него будут возникать тяжелые чувства, что создаст тенденцию отстаивать перед такими людьми свою позицию. Тогда он станет упорным пропагандистом идеи о безрассудности новых проектов. (Это ошибки первого типа: астральный план оказывается сильнее ментального.)

Наши рекомендации