Результаты исследований клиники неврозов института психиатрии и неврологии в варшаве
Б. БИГО, А. КОСЕВСКА, С. ЛЕДЕР, Ч. ЧАБАЛА (В. ВЮО, A. KOSEWSKA, S. LEDER, CZ. CZABALA)
По мере развития Клиники неврозов все большее значение приобретали групповые формы психотерапевтического воздействия, увеличивалась численность па-. циентов и лечебного персонала, возникали разнообразные организационные и лечебные структуры (дневной стационар, амбулатория, клуб бывших пациентов), расширялся арсенал используемых психотерапевтических методов.
Идеи, реализуемые на практике, требовали теоретического обоснования, вызывали появление новых психотерапевтических форм, ставили перед коллективом новые проблемы. Возникающие гипотезы проверялись в ходе проведения научно-исследовательских работ.
В становлении и развитии клиники можно выделить определенные этапы.
В 1960—1968 гг. проводились разработка и апробирование определенных методов групповой психотерапии и анализ ее сущности. В 1969—1975 гг. была разработана концепция о связях групповой психотерапии с динамикой группы, выявлялся характер действия механизмов этого лечебного метода, его зависимость от индивидуальных характеристик группового психотерапевта и пациентов, лечебной атмосферы и фазы психотерапевтического процесса. В период 1975—1980 гг. акцент был сделан на работах, посвященных сравнению результатов лечения с помощью групповых и других отдельных методов в системе комплексной психотерапии. Разрабатывались специфические методы воздействия в рамках группы (например, арттерапия, хореотерапия, музыкотерапия), исследовались явления, возникающие в результате их применения.
По мере развития научной базы наблюдался переход от работ описательного характера к исследованиям, проводимым на основе экспериментальных и корреляционных моделей. В ведущихся исследованиях одни переменные подвергались контролю, другие — направленному изменению. К независимым следует отнести переменные, связанные с видом групповой психотерапии, характеристиками группы и психотера-
певта. К опосредующим переменным относятся индивидуальные характеристики пациента и ситуационные, к зависимым — изменения, происходящие у отдельного индивида или в группе пациентов. Контроль независимых и опосредующих переменных предполагает описание и измерение многих их характеристик, подбор адекватных сравнительных групп. Переменная, характеризующая группового психотерапевта, довольно трудно поддается контролю, почти невозможно отделить результаты его действия как личности от используемых им методов. Контроль зависимых переменных требует использования единичных, но разнообразных критериев для определения и оценки изменений, происходящих в различных областях. Необходим разнообразный методический аппарат для их измерения. Важно, чтобы измерения и оценки проводили независимые лица, включая как психотерапевтов, так и пациентов, а также нейтральные наблюдатели-исследователи.
Для выявления динамики происходящих изменений необходим многократный повтор измерений в ходе лечения и после его окончания. В большинстве своих работ мы старались соблюдать перечисленные условия, хотя часто это и было связано с большими трудностями.
Исследования психотерапевтического процесса были сконцентрированы на анализе поведения и техник, используемых групповым психотерапевтом, на содержательных и коммуникативных аспектах активности и интеракций участников, на анализе динамики явлений, происходящих в группе. Это вытекало из принятого нами положения, что психотерапия — процесс пассивного и активного научения в ходе воздействий и интеракций, а основные его механизмы — подражание, обусловливание и познавательное научение. Для выяснения роли факторов, влияющих на процессы научения, воздействия и интеракции, изучались индивидуальные характеристики пациентов, психотерапевтов, атмосфера, в которой протекает процесс лечения. Для определения эффективности используемых методов изучались результаты, полученные после окончания курса лечения и в катамнестическом периоде, причем критерии улучшения чаще всего касались симптоматической сферы, изменения установок (в познавательных компонентах — инсайта, в поведенческих — реориента-ции) и в социальном функционировании.
Эффективность групповой психотерапии
В соответствии с принятой теоретической моделью в экспериментальных исследованиях использовались следующие критерии эффективности процесса групповой психотерапии:
1) степень симптоматического улучшения;
2) тип и уровень достигнутого вербального и эмо
ционального понимания причин возникновения невро
тических симптомов (инсайт);
3) степень и тип изменения поведения (реориен-
тация).
Значение групповой психотерапии
Как следует из работы S. Leder (1965), из 148 больных неврозами симптоматическое улучшение наблюдалось у 80% пациентов (измерения проводились после окончания лечения с помощью симптоматического опросника и клинической оценки). По другим исследованиям [Czabala Cz. et al., 1979], после курса групповой психотерапии и год спустя у пациентов отмечали статистически достоверное уменьшение невротических симптомов.
Не было выявлено достоверных различий в результатах лечения при использовании групповой психотерапии или сочетании индивидуальной психотерапии и групповой.
Метод групповой психотерапии использовался в реабилитационно-лечебном лагере для 95 студентов, страдающих неврозами. Оказалось, что групповая психотерапия дает хорошие результаты по критерию симптоматического улучшения. Спустя полгода улучшение отмечалось у 94% обследованных [Zarebska-Jakubik I. et al., 1974]. В указанной работе симптоматическое улучшение определялось двумя методами: трижды заполняемым пациентами симптоматическим опросником М. Siwiak-Kobayashi и с помощью 4-балльной шкалы клинической оценки, начиная от «отсутствия улучшения» до «значительного улучшения». Подобный опросник психотерапевт заполнял один раз в конце лечения. Клинический симптоматический опросник содержал 64 вопроса, относящихся к различным невротическим симптомам. Вопросы были разбиты на 6 групп симптомов: страх, напряжение, депрессия, обсессивно-компульсивные, соматические и смешанные симптомы.
И Заказ № 1244 321