Quot;• I ' - .\i.:-.-;l.. . ■ •. ' i'. Re>K4;'S;,'»,,' ;..;. 6 страница
==—-^=——-^^^= § 1. Особенности индивидуального имиджа
копирования готового образца. При этом единственной целью процесса, по крайней мере на этапе создания имиджа, является достижение максимального сходства с оригиналом. Приведем пример.
«В начале 70-х годов будущий создатель НЛП Ричард Бэндлер, был студентом математического факультета в Калифорнийском университете в Санта Круз. Сначала большую часть времени он уделял информатике. Вдохновленный беседами с другом семьи, которому было известно множество современных новаторских терапевтических школ, он решает изучать психологию. После тщательного ознакомления с методами работы ведущих терапевтов он открыл для себя, что, если в точности воспроизводить образцы их поведения, можно достичь подобных результатов в собственной работе с людьми. Это открытие стало основой революционного подхода в НЛП, названного Копированием Человеческого Совершенства. Позднее Ричард познакомился с еще одним создателем НЛП, доктором Джоном Гриндером, экстраординарным профессором кафедры лингвистики. Развитие карьеры Гриндера происходило так же необычно, как и у Ричарда. Его искусство быстрого овладения языками, усвоения произношения и культурных традиций усовершенствовалось во время пребывания в Войсках Специального назначения США в Европе в 60-е годы и позднее, когда он был одним из сотрудников работающей в Европе разведки <...>. Обнаружив общность интересов, ученые решили объединить свои знания в области информатики и лингвистики с искусством копирования невербальных поведенческих единиц, чтобы развить новый "язык изменений".
Сначала по вторникам Бэндлер проводил занятия по гештальттера-пии для студенческих групп и местных жителей. Он моделировал себя по образу и подобию создателя гештальттерапии, немецкого психиатра Фрица Перлза. Он так далеко зашел в подражании ему, что даже отпустил бороду, стал заядлым курильщиком и начал говорить по-английски с немецким акцентом. Также по вторникам Гриндер проводил занятия с другой группой, используя вербальные и невербальные модели доктора Перлза, подсмотренные и подслушанные им у Ричарда. Постепенно они начинали опускать поведенческие элементы, которые, по их мнению, были несущественными (немецкое произношение, курение), пока не дошли до основной сути техник Перлза, — того, что отличало его от других, менее эффективных терапевтов. Они открыли метод Копирования Человеческого Совершенства».
(Источник:Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. С. 41-42.)
В соответствии с одним из принципов НЛП, согласно которому «если один человек может что-то сделать, каждый может этому
Раздел II. Индивидуальный имидж
•"—;•-•'**-,- i ( И /.,',,. I Ь > ' 1'
научиться», Ричард Бэндлер копировал поведение Ф. Перлза, создав себе тем самым наведенный имидж. Впоследствии он перестал нуждаться в точном копировании несущественных элементов имиджа известного психотерапевта. В связи с этим мы можем выдвинуть гипотезу о том, что использование наведенного имиджа является необходимым промежуточным этапом на пути создания собственного имиджа, ориентированного на самоощущение.
В следующих параграфах мы рассмотрим некоторые, наиболее важные аспекты создания имиджа. При этом в параграфе, посвященном имиджу, ориентированному на самоощущение, основное внимание будет уделено тем сторонам создания имиджа, которые могут изучаться в контексте теории научения, а имидж, ориентированный на восприятие, мы рассмотрим с точки зрения социального влияния.
Вопросы к параграфу
1. Что такое индивидуальный имидж?
2. Какие два типа мотивации лежат в основе деятельности субъекта по созданию своего имиджа?
3. Что такое имидж, ориентированный на самоощущение?
4. Что такое имидж, ориентированный на восприятие?
5. Каковы критерии хорошего индивидуального имиджа?
6. Какие функции выполняет индивидуальный имидж?
7. Верно ли, что в некоторых состояниях имидж может отсутствовать? Обоснуйте ответ.
8. Может ли быть у одного человека несколько имиджей?
§ 2. Имидж, ориентированный на самоощущение
Как вытекает из сказанного выше, создание имиджа, ориентированного на самоощущение, направлено на изменение Я-концепции индивида в направлении ее приближения к идеальному Я а тем самым к повышению самооценки и улучшению самоощущения индивида.
Если, как говорилось, Я-концепция должна отражать то, чем индивид является на самом деле (по крайней мере так предполагает сам индивид), то можно сказать, что описанным путем создается ложная Я-концепция. В действительности это не совсем так.
Дело в том, что, как признают психологи, установки и поведение подвержены изменениям, причем изменение одного из них неизбежно ведет к изменениям другого: установки влияют на поведение, а поведение на установки.
В известном эксперименте, осуществленном в 1971 г. Филиппом Зимбардо, студентам психологического факультета предложили «отсидеть» в импровизированной тюрьме. Путем жеребьевки Ф. Зимбардо разделил участников эксперимента на охранников и заключенных, раздал им, согласно их ролям, униформу и необходимые реквизиты (дубинки, наручники, свистки и т.д.), сообщил правила поведения.
Спустя короткое время (1—2 дня) после того, как участники эксперимента «вжились» в свои роли, они стали пленниками ситуации. «Охранники» начали унижать «заключенных» и издеваться над ними, некоторые из них придумали жестокие и оскорбительные правила. Заключенные взбунтовались, а после «подавления» возмущения впали в апатию. Так возникло, как писал Зимбардо, «все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностью <...>. Эта тюрьма, которую мы создали, стала поглощать нас как созданий своей собственной реальности» [29, 141]. Увидев опасность социальной па-
Раздел И. Индивидуальный имидж
тологии, Зимбардо был вынужден прекратить эксперимент через шесть дней, несмотря на то, что он был рассчитан на две недели. Влияние поведения на установки часто испытывают на себе актеры, играющие роли в театре и кино. «Осознанная игра может исчезнуть, как только роль захватит актера и он начнет испытывать истинные эмоции» [29, 141], происходит то, что называется «вживанием в роль». «Представьте себе, что вы выполняете роль раба, — пишет Д. Майерс, — и не в течение каких-нибудь шести дней, а целые недели». Если учесть, что считанные дни изменили поведение заключенных в «тюрьме» Зимбардо, представьте, какой разрушительный эффект оказывают многие недели раболепного поведения. Причем «господин» может трансформироваться сильнее, потому что его роль предпочтительнее [49, 166]. Д. Майерс приводит рассказ бывшего раба Фредерика Дугласа о том, как происходило перерождение его хозяйки по мере того, как она вживалась в свою роль:
«Моя новая госпожа действительно была именно такой, какой она мне показалась при первой встрече, — женщиной с добрейшим сердцем и нежнейшими чувствами. До меня у нее не было ни одного раба, а до замужества она вынуждена была зарабатывать себе на жизнь своим трудом. По профессии она была ткачихой, и постоянное занятие делом в значительной степени предохраняло ее от пагубного и развращающего влияния рабовладения. Я был просто потрясен ее добротой. Я едва представлял, как вести себя по отношению к ней. Она совершенно не походила ни на одну из тех белых женщин, с которыми мне раньше приходилось сталкиваться. Я не мог к ней подойти так, как к другим белым дамам. Мой прежний опыт был совершенно неуместен. Холуйское пресмыкание, обычно с таким удовольствием воспринимаемое другими качество раба, не подходило по отношению к ней. Этим добиться ее благосклонности было невозможно. Напротив, оно, казалось, выводило ее из состояния душевного равновесия. Она не считала дерзким или оскорбительным, если раб смотрел ей прямо в лицо. Даже самому подлому рабу позволялось вести себя непринужденно, и каждый после встречи с ней чувствовал себя лучше. С ее лица не сходила небесная улыбка, а голос звучал как спокойная музыка. Но увы! Недолго ее доброе сердце оставалось таковым. Губительный яд безответственной власти вскоре начал свою разрушительную работу. Веселые глаза стали наливаться кровью от ярости; голос, мелодичный чудесный голос, сменился резкими, ужасным звуками, а ангельское личико превратилось в лицо демона» [49, 166].
Так роль, через поведение, оказывает влияние на установки. Установки же, «в числе прочих факторов, определяют наше са-
§ 2. Имидж, ориентированный на самоощущение
мовосприятие» [29, 58] и, таким образом, оказывают влияние на
Я-концепцию.
Описанный механизм можно определить как механизм «вживания» в имидж.
При этом происхождение роли может быть различным. В обоих приведенных примерах оно оказалось чисто внешним, предзадан-ным обстоятельствами. Но роль может стать выбором самого человека, связанным именно с задачей строительства имиджа.
В предыдущем параграфе был упомянут один широко распространенный путь формирования имиджа, который состоит в том, что один индивид копирует в своем поведении другого индивида. Имидж, создаваемый таким путем, мы назвали наведенным имиджем. Создание наведенных имиджей особенно распространено в детстве и подростковом возрасте. Дети, как правило, копируют своих родителей, подростки — какой-нибудь эталонный образец, признанный референтной группой.
В теории научения указанное явление описывается как викарное научение — научение посредством наблюдения за определенными моделями поведения, их последствиями имитацией продемонстрированного поведения [29, 61]. Викарное научение служит простейшим механизмом принятия наведенного имиджа. Рассмотрим подробнее процесс создания индивидуального имиджа путем викарного научения.
Социально-когнитивная теория связывает викарное обучение с процессом моделирования, выполняющим информативную функцию [108]. Во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Обязательным условием обучения через наблюдение является выделение характерных черт поведения модели и правильное понимание их. Иными словами, человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает, он должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию для использования в имитации. Следовательно, на то, что выборочно постигается в модели, к которой человек обращается, и на то, что приобретается в результате наблюдения, влияют процессы внимания. Как замечают Л. А. Хьелл и Д. Дж Зиглер, «любой профессор может подтвердить, что присутствие студента в классе ни в коей мере не гарантирует, что студент усваивает учебный материал. Весенняя
9 - 6675
Раздел II. Индивидуальный имидж
лихорадка, жуткий холод, духота в помещении, вечеринка накануне, мечты и несметное число других факторов могут быть причиной того, что студент потерял ход мыслей (или даже не находил его), тем самым искажая процесс научения» [89, 382].
Сущность научения через наблюдение составляет моделирование. Как показывает Альфред Бандура, среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, наиболее важными являются ассоциативные модели. Люди, с которыми мы регулярно общаемся, определяют типы поведения, которое можно наблюдать и, следовательно, изучить наиболее полно [108]. Функциональная ценность, соответствующая поведению, представленному различными моделями (т.е. получило поведение данной модели поощрение или наказание), оказывает существенное влияние на выбор тех моделей, которым человек будет подражать, и тех, которые он будет игнорировать. Внимание к модели регулируется также ее личной привлекательностью. Чаще всего люди используют модели, олицетворяющие харизматические качества, тех же, кто демонстрирует неприятные качества, обычно не замечают или отвергают. Не случайно рекламодатели, предлагающие товар, начиная от обуви и кончая предметами женской гигиены, используют в своей рекламе телевизионных ведущих, спортивных звезд. Модели, представленные высококомпетентными людьми, признанными специалистами, знаменитостями или суперзвездами, вероятно, привлекают большее внимание, чем модели, лишенные этих качеств. Другие переменные, которые особенно важны на этой стадии, — это собственные способности и мотивы наблюдателя. Например, если наблюдатель-мужчина обращает внимание на физическую привлекательность модели-женщины, он будет особенно пристально наблюдать за тем, что она делает. По существу, любой набор характеристик, который превращает наблюдение за моделью в течение длительного времени в поощрение, увеличивает вероятность проявления внимания к модели и, следовательно, вероятность моделирования [89, 383].
Второй набор процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касается запоминания модели, т.е. долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то. Наблюдение за поведением модели не будет эффективным, если человек не запомнит ее. Действительно, не имея возможности вспомнить, что делала модель, наблюдатель едва ли продемонстрирует стойкое изменение поведения.
§ 2. Имидж, ориентированный на самоощущение
А. Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая модель — это образное кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что
| было увидено. Мысленные образы формируются так, что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. Бандура предполагает, что это повседневный феномен, и объясняет им способность человека «видеть» образ друга, с которым он обедал на прошлой неделе, или образ деятельности (езда на велосипеде, игра в гольф, плавание под парусом), которой он был занят прошлым летом. Следует отметить, что визуальные образы играют решающую роль в научении через наблюдение особенно на ранних стадиях развития, когда отсутствуют лингвистические навыки, а также в науче-
j нии паттернам поведения, которые не поддаются вербальному кодированию.
Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых событий. Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти невокализованные речевые описания (коды) позже могут внутренне повторяться без
I открытого выстраивания поведения; например, человек может мысленно «проговорить», что надо сделать, чтобы улучшить сложные моторные навыки (например, спуск с горы на лыжах). Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения моделируемой деятельности. Такие вербальные коды в значительной степени способствуют научению через наблюдение, потому что они несут большую информацию, накопленную ранее.
Третий компонент научения через наблюдение — это перевод информации, символически закодированной в памяти, в соответствующие действия, т.е. моторно-репродуктивные процессы. Несмотря на то что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно касается сложных действий, которые требуют мастерства для их точного выполнения.
Необходимо отметить, что наблюдение используется не только в качестве способа научения при создании наведенного имиджа, но, что гораздо важнее, уже при выборе моделей для подра-
9*
Раздел И. Индивидуальный имидж
жания. Это положение подтверждают исследования влияния телевизионного насилия на социальное поведение детей. Начиная с лабораторных исследований, предпринятых А. Бандурой и его коллегами в 60-х годах, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к: 1) увеличению агрессивности поведения; 2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4) формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий.
В 60-х годах Альберт Бандура провел серию классических экспериментов, предметом которых было викарное научение агрессивному поведению [110]. В типичной ситуации на глазах экспериментальной группы младших школьников подсадной участник эксперимента колотил надувную куклу размером с настоящего ребенка. Экспериментаторы в одних случаях хвалили «агрессора» и угощали конфетами и лимонадом, в других — ругали и шлепали, в третьих — за избиение куклы не следовали ни награда, ни наказание. В некоторых модификациях «подсадной» мирно играл с куклой. В контрольной группе примеров для подражания не было.
В результате этих наблюдений, когда детям предлагали самостоятельно поиграть с куклой и другими игрушками, те из них, кто был свидетелем насилия, вели себя по отношению к кукле более агрессивно, чем другие. Самыми агрессивными оказались те дети, на глазах которых «агрессор» остался безнаказанным. Примечательно, что дети проявили склонность к подражанию агрессивному поведению даже в тех случаях, когда за проявлением жестокости не следовало никакого подкрепления. Из этого был сделан вывод, который впоследствии подтвердился и другими экспериментами, что наблюдательное поведение не требует поощрения наблюдаемой модели. Достаточно, чтобы наблюдатели обратили внимание на действие, запомнили его и были способны повторить.
В этот же период и позднее несколько ученых провели полевые исследования по измерению влияния демонстрации насилия в различные периоды времени вне лабораторных условий. Среди этих лонгитюдных статистических исследований наиболее достойна внимания работа Л. Ирона и его коллег [134]. В 1960 г. они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в полуаграрном городке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые поведенческие и личностные
— § 2. Имидж, ориентированный на самоощущение
характеристики этих детей, а также собрали данные об их родителях и домашнем окружении. Основным открытием этого начального исследования было то, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наиболее агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Исследователи обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, т.е. наблюдалась стабильность в агрессивном поведении на протяжении 10 лет. Более того, дети, считавшиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрессивен.
Можно предположить, что именно копирование образца изначально служило главным механизмом создания имиджа в антропогенезе. Это было связано с групповой деятельностью в условиях высокой степени риска и ограниченным временем, отведенным на решение задачи, например на охоте, что способствовало выработке поведенческих схем, ориентированных в первую очередь на быстроту решения. В наибольшей степени этому требованию отвечало копирование типового поведения других членов группы, в первую очередь лидера.
Механизм подражания лежит в основе тотемизма. Как отмечал 3. Фрейд, «тотем должен представлять верное убежище для души, куда она прячется, чтобы избежать опасности» [86]. В первобытном обществе это понималось буквально, с точки зрения вселения душ в иные тела. В современном обществе отождествление с образцом, по-видимому, также выполняет функцию защитного механизма. Как всякий защитный механизм, оно может тормозить активное личностное развитие, не случайно глава в работе Фрейда названа «Инфантильное возвращение тотема», но зато помогает индивиду «скрыться», избежать непереносимого внешнего давления общества, противопоставив ему свой идеальный образ, что служит гарантией принятия своего Я и непременным условием самоуважения.
В целом, учитывая, что, как уже отмечалось в § 5, повышение самооценки, подкрепляющее предрасположение в пользу своего Я,
Раздел II. Индивидуальный имидж
способствует избеганию депрессивных состояний, можно сказать, что одной из главных функций индивидуального имиджа, ориентированного на самоощущение, является функция психической защиты. Она связана с тем, что имидж помогает человеку скрыть от других свои недостатки, внушить им желаемое представление о себе, а затем, получив от них подтверждение желаемого образа, присвоить его и тем самым снизить неприятные ощущения, порождаемые осознанием этих недостатков.
Кроме того, как указывает один из исследователей индивидуального имиджа И. А. Федоров, индивидуальный имидж выполняет и другие функции:
♦ функцию социального тренинга: создавая имидж, человек сознательно или стихийно корректирует собственные проявления, приспосабливая их к выполнению групповых ролей;
♦ иллюзорно-компенсаторную функцию. Она проявляется в том, что «имиджи позволяют как бы "поиграть в несбывшееся", компенсировать стереотипность обычной жизни, сохраняя тем самым личность, но не нарушая поведенческой рамки групповых ролей» [83]. Степень эксцентричности имиджа определяется конкретной ситуацией, она тем выше, чем меньше возможность верификации имиджа. Классическим примером создания фантастического имиджа, ничего общего не имеющего с действительностью, может служить сюжет гоголевского «Ревизора»;
♦ функцию социально-символического опознавания: посредством имиджа индивид демонстрирует членам группы свою готовность к социальным интеракциям и выполнению соответствующих ролей, со своей стороны, другие члены группы благодаря имиджу опознают в индивиде потенциального партнера.
Исходя из данных определений, как считает И. А. Федоров, можно заключить, что возможны состояния, характеризующиеся отсутствием имиджа. К таким состояниям И. А. Федоров относит некоторые психические заболевания, несоциализированные состояния, такие как сон, интуитивные акты, страсти, а также программированное поведение (в состоянии гипноза, внушения либо внушенное через масс-медиа массовидное поведение). Разумеется, поскольку имидж создается в процессе социального взаимодействия, субъект, неспособный к социальному взаимодействию, не способен и к деятельности, направленной на создание имиджа.
§ 2. Имидж, ориентированный на самоощущение
Однако это не означает, что имидж отсутствует, например, у спящего человека или человека, находящегося в состоянии гипноза. Как было показано, имидж представляет собой символическую структуру, которая, будучи созданной, не может прекратить существование с засыпанием субъекта-прообраза, подобно тому как портрет человека не прекращает своего существования в момент отсутствия и даже смерти модели. Например, имидж политического деятеля, воплощенный в журнальных и газетных публикациях, радио- и телепередачах, книгах, фотоснимках и т.д., существующий в сознании многих людей, не может перестать существовать, когда данный политический деятель спит.
Что касается психически больных людей, то их способность к созданию своего имиджа ограничивается настолько, насколько ограничивается в связи с заболеванием способность участвовать в социальном взаимодействии. Так, психиатры отмечают в качестве одного из проявлений депрессии «утрату социальной роли» [88, 2Щ. Д. Хелл отмечает, что депрессивные больные «чаще, чем здоровые люди, чувствуют направленные на них взгляды. Глаза других, как им кажется, рассматривают их тем более внимательно и испытующе, чем подавленнее и беспомощнее они себя чувствуют. Если депрессивный больной чувствует на себе взгляд постороннего, который как будто пригвоздил его к месту, то приходит к выводу, что не только он сам критикует себя, но и подвергается критике со стороны других. Он сильнее чувствует свою отрицательную самооценку, когда она объективно подтверждается другими. <...> Для некоторых больных, страдающих тяжелой депрессией, это чувство отчуждения является настолько угрожающим, что они пытаются с целью защиты изолироваться от окружающих». <...> 35-летняя пациентка Дж. «живет в невероятном одиночестве <...>. Дома, в своей трехкомнатной квартире, она опасается любого визита, зорко следит за тем, чтобы ни с кем не встретиться в подъезде. Она вздрагивает при каждом телефонном звонке. Она старается свести до минимума все необходимые действия. Возможность того, что кто-то заговорит с ней, внушает страх. <...> В городском транспорте она чувствует, что люди разглядывают ее: "Я не могу свободно двигаться. Хуже всего то, что я не знаю, чего же от меня хотят люди, в поле зрения которых я нахожусь. Часто я бываю вынуждена выйти из автобуса на ближайшей остановке". Пациентка неоднократно отказывалась от поездки на транспорте и преодолевала пешком значительное расстояние от дома до места работы, чтобы никого не встретить, и с этой целью могла сделать большой крюк».
Подобные трудности, в такой же или несколько менее тяжелой форме, испытывает большинство депрессивных больных. С другой стороны, люди, которым приходится общаться с депрессивными больны-
Раздел II. Индивидуальный имидж
§ 2. Имидж, ориентированный на самоощущение
ми, тоже испытывают дискомфорт. Д. Хелл пишет, что «у большинства собеседников депрессивных лиц тем или иным образом выражается неуверенность. Многие чувствуют, что "не могут достучаться", что им чего-то на хватает, что они "не доходят" до депрессивного собеседника. Многие друзья и родственники депрессивного больного хотели бы "встряхнуть" его, "пробудить от спячки". <...> Такие же фазы неуверенности в себе характерны для повседневной практики психотерапевтов (лечащих врачей), которые близко соприкасаются с депрессивными пациентами. Это чувство пустоты я не раз пережил сам во время продолжительных сеансов психотерапии, которые проводил с депрессивными больными. В отдельные моменты я чувствовал, что мой интерес к пациенту угасал. Я ловил себя на том, что не знаю, о чем говорил больному минуту назад. В других случаях я ощущал, как меня охватывает беспокойство, которое сопровождалось чувством бессмысленности того, что я делаю».
(Источник:Хелл Д. Ландшафт депрессии. М.: Алетейа, 1999. С. 55-62.)
Что касается больных шизофренией, то у них процесс создания имиджей затруднен вследствие искаженного восприятия действительности в психотическом состоянии. Как отмечают Д. Хелл и М. Фишер-Фельтен, «переживания больными жизненных реальностей во время болезни настолько видоизменены, что не идут ни в какое сравнение с нашими повседневными "нормальными" переживаниями. Они "перевернуты" и "повернуты". Больной шизофренией выходит за пределы считающегося здоровым восприятия и общепонятного языка, он вступает не в осознанную "жизнь грез", а в неведомую, чуждую сферу, которую познает более или менее сознательно». Это состояние одна больная описала так:
«Здоровый человек может представить себе легкое изменение сознания, сравнивая его, к примеру, с психическим отсутствием. Это состояние испытывал каждый, кто недосыпал, переутомлялся, с головой погружался в какую-то работу или сильно влюблялся. Если в такую минуту кто-то обращается к нему с банальным вопросом, то наступает "короткое замыкание". После затянувшейся паузы вы отвечаете невпопад или даже просите повторить вопрос, так как обращение просто не дошло до вас. Во время шизофренного состояния постоянно пребываешь в состоянии подобного "короткого замыкания", психического отсутствия».