Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 11 страница

когда они чувствуют себя в группе слишком напряженно;

когда имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы (например, связанные с недолгим пребыванием больного в стационаре), заставляющие сфокусировать внимание на определенных темах и проблемах;

когда необходимо сплотить группу;

Глина 5. Формы групповой арт-терапии 107

Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 11 страница - student2.ru когда нужно предоставить членам группы выбор и дать возможность определить наиболее значимые для них вопросы;

когда требуется активизировать взаимодействие между членами группы;

когда необходимо вывести членов группы из их погружения в свой внутренний мир и побудить к более активным совместным действиям.

В ходе работы тематической группы могут использоваться не только изобразительная деятельность и обсуждение рисунков, по и различные телесно-ориентированные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем как ио отдельности, так и в сочетании. В целом значение фактора художественной экспрессии при использовании данного подхода несколько менее значимо, чем, например, при использовании студийного подхода. Все это делает данную форму групповой арт-терапии весьма доступной для использования разными специалиста­ми — не только теми, кто имеет глубокую подготовку по арт-терапии, но и теми, кто применяет в основном вербальную или семейную психотерапию.

Длительность существования тематических групп гораздо меньше, чем дина­мических или студийных. Иногда они даже организуются как группы однократных встреч, в частности «группы выходного дня*. Тематические группы, так же как динамические, имеют определенную периодичность сессий (от одной в две недели до нескольких раз в неделю). Продолжительность сессий обычно составляет 1,5-2,5 часа, хотя иногда сессии могут длиться дольше. Оборудование помещения примерно такое же, как и при работе динамической группы.

Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом ее участников, в частности их возрастом, интересами, культурным и социальным опытом, наиболее актуальными для них проблемами, типом психических расстройств, степенью физических, интеллектуальных и коммуникативных ограничений и дру­гими факторами.

При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную структуру и включают: вводную часть, связанную с подготовкой членов группы к изобразительной работе или более активному взаимодействию посредством художественной экспрессии, игр или телесных упражнений; основную часть, связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней чувств, мыслей и образов в визуальной форме; и завершающую часть, предполагающую обсуж­дение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и краткое подведение итогов сессии.

С учетом условий и целей работы тематической группы, а также используемых в ходе ее психотерапевтических интервенций и форм взаимодействия участников она может предполагать проявление различных факторов психотерапевтического воздействия. В то же время в силу более значительной структурированности сессий, по сравнению с динамической или студийной группами, а также с индивидуальной арт-терапией, действия членов группы имеют менее спонтанный характер, а их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы главным образом на исследование вполне определенных аспектов их личного опыта и системы отношений. Поэтому действие фактора художественной экспрессии и разнообраз­ные связанные с групповой динамикой феномены при этой форме групповой арт-

108 Части Н. Групповая арт-терапия

Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 11 страница - student2.ru терапии менее проявлены, чем при использовании динамического подхода. Менее значимым в деятельности тематических групп оказывается и фактор психотера­певтических отношений. Взаимоотношения членов группы друг с другом и с пси­хотерапевтом более жестко регламентированы, чем при использовании динамиче­ского подхода, что не дает достаточной возможности для отреагирования членами группы неосознаваемых, латентных потребностей и переживаний. Все это дает ос­нование представителям динамического подхода к групповой арт-терапии (Moloy, 1997; McNeilly, 1987) критиковать тематический подход, называя его, в частности, «слишком инвазивным и связанным с директивным вторжением во внутренний мир членов группы» (Moloy, 1997).

Позиция психотерапевта при использовании тематического подхода действи­тельно отличается большей директивтгостью по сравнению с динамическим и сту­дийным подходами. On выступает в качестве безусловного лидера, организуя дея­тельность членов группы, нередко выступая инициатором в выдвижении тех или иных тем и развертывании дискуссий, активно использует собственные коммен­тарии, коррегирует ложные умозаключения членов группы, дает советы, предо­ставляет им определенную информацию, а в случае необходимости оказывает так­же прямую эмоциональную поддержку, убеждение, внушение и другие формы пси­хотерапевтического воздействия.

Заключение

Существующее на сегодняшний день многообразие форм и методов групповой арт-терапии указывает на их продолжающееся развитие и дифференциацию, направленные на повышение их эффективности, расширение спектра арт-терапевтических услуг и увеличение числа их потребителей.

Разные формы групповой арт-терапии имеют определенные показания и области практического применения; они также связаны с решением различных задач и разным сочетанием факторов психотерапевтического воздействия.

Обоснование использования различных форм групповой арт-терапии должно предполагать учет многообразия действующих в них факторов психотерапевтического воздействия, комплексного характера проявляющихся в ходе групповой арт-терапевтической работы феноменов, а также институциональных и иных контекстуальных особенностей.

Глава 6

Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии

В первой части книги нами были охарактеризованы три основных фактора психотерапевтического воздействия в арт-терапии, каковыми являются фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений и фактор интерпретации и вербальной обратной связи. В данной главе нам предстоит выяснить, каким образом все эти факторы проявляются в групповой арт-терапии.

Наши рекомендации