Ограниченность полномочий в принятии собственных решений 5 страница
ния, тем больше ошибок может допустить руководитель. Это ведет к парадоксам поощрения, когда положительная оценка дестимулиру-ет работника. Такое бывает, например, когда, хваля какого-то одного работника, руководитель приписывает ему успехи, которые были подготовлены всеми, что настраивает всех против него, или когда он хвалит кого-то в назидание всем остальным («Вот, видите, как работает Гуммиарабиков! А вы? Смотреть не могу!»).
Парадоксы поощрительных оценочных санкций возникают и тогда, когда руководитель затягивает похвалу до подходящего случая, боясь перехвалить или считая, что работник должен еще и еще раз проявлять себя с лучшей стороны. Это типично, например, для руководителя с «квадратной» психогеометрической ориентацией. Парадоксы поощрения проявляются и тогда, когда он высказывает свое отношение к работнику сухо, второпях, формально, а также когда, похвалив работника за хорошую работу, вдруг принижает ее значимость.
Поощрительные оценочные санкции должны активизировать такие установки личности, как «могу», «хочу», «надо», «стремлюсь», способствуя закреплению нового опыта по мере завершения каждого управленческого цикла. Эта цикличность накопления нового качества, удовлетворяя потребности личности в творческой самореализации, формирует ее самоуважение, является основным условием ее вовлечения в успешную работу. Именно с этого и начинается процесс идентификации целей деятельности работника и целей фирмы. Важно только, чтобы признание успехов работника совпадало бы по времени с пиком их собственных переживаний успешной деятельности (см. табл. 24.2).
Но в практике управления руководитель сталкивается с необходимостью применения осуждающих оценочных санкций, удельный вес которых может быть гораздо больше в сравнении с поощрительными оценками, хотя управленческая практика советует обратное: «Меньше ругай, больше поощряй». Осуждающие оценочные санкции выполняют отрезвляющую функцию, если воспринимаются работниками как справедливые. В этом и заключается главная психологическая трудность их применения: ведь работник в ответ на оценки руководителя моментально «включает» защитный механизм своего «Я», ища оправданий. Если руководитель нетерпим к ошибкам работников (например, руководитель с «треугольной» психогеометрической ориентацией), то возможна конфликтная ситуация. Критические оценочные санкции часто срабатывают неэффективно, если становятся жестче. И хотя существует мнение, что чем жестче, тем лучше, оно является стратегически таким же ошибочным, как и мнение, что чем больше зарплата, тем лучше работают. Люди должны быть включены в такую организацию работ, при которой они бы твердо знали, что каждый их успех и каждая их неудача получат соответствующую оценку со стороны руководства фирмы (см. табл. 24.3).
Таблица 24.2 Критерии оценки работников подразделений(пример высокой поощрительной оценки)
Качество вЫПОЛ-НРННЯ | Важность задания | Профессиональный опыт | Объективные тпмднпсти | Позитивные последствия | Возможности ра- Кптник.п | Притязания работники | Групповые мнения | ||
экономи- | организа- | психоло- | |||||||
X | X | X | X | Х | * | X | * | Х | * |
Таблица 24.3
Критерии оценки работников подразделений(пример смягченной осуждающей оценки)
Можно перечислить основные проявления критического обращения руководителя к работнику1: критика-упрек («Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!»); подбадривающая критика («Да... Прямо скажем, сделали не очень... Ну, ничего. В следующий раз сделаете лучше!»); критика,-надежда («Не очень-то вы справились с заданием. Надеюсь, что в следующий раз вы меня порадуете!»); критика-ирония («Ничего себе! Делали, делали и... сделали. Работка, что надо. Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?»); критика-огорчение («Эх, вы! Я был о вас более высокого мнения. Огорчили вы меня»); критика-смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...»); критика-снисхождение («Ладно уж. Попробуем вам помочь. Не вешаться же из-за этого!»); критика-намек («Я знал одного человека, который поступил так же, как вы. Потом ему пришлось туго!»); критика-порицание («Ну, что же вы? Разве так надо работать?»); критика-замечание («Опять не получилось? В следующий раз советуйтесь. А работу придется переделать!»); критика-поучение («Опять не так? Я же вам говорил, как лучше сделать. А вы — за свое. Говоришь, говоришь...»); критика-недоверие («Так и знал, что ошибетесь. Ну, что ж, на ошибках учатся, если могут...»); критика-вызов («Вы? И не справились? Не могу поверить в такое! Придется поручить доработку кому-то другому»); критика-предупреждение («Опять те же ошибки? Боюсь, что нам с вами придется расстаться!»); критика-торжество («Вот видите! В конечном счете я оказался прав. А ведь я вас предупреждал, советовал...»); критика-осуждение («Я думал, вы вовремя сделаете этот задел. А вы, оказывается, за него еще и не брались»); критика-угроза («Если будете так работать, то поищите себе новое место!»); критика-недоумение («Вот так поработали! Ну теперь вам же все и переделывать»).
Применение осуждающих оценочных санкций не должно быть частым, потому что это мешает работать, да к тому же свидетельствует о слабости управленческой позиции руководителя, для которого критика по любому поводу служит свидетельством использования своей власти. Если руководитель при завершении работ видит одни недостатки, не желая замечать того, что сделано хорошо, если он, критикуя, внушает работникам, что с ними невозможно стало работать, то сам формирует в их сознании комплекс служебной неполноценности, обесценивая конечный результат. Еще хуже, когда он, критикуя выполнение работ, переносит эту критику на личные недостатки работника: невнимательность, медлительность, неаккуратность. Критика должна не унижать личное достоинство работника, а давать ему шанс выправить положение.
1 Этот перечень критических оценок я часто нахожу в других книгах без ссылки на мое авторство (1983).
Применение оценочных санкций к работникам требует очень избирательного, индивидуального подхода. Они должны быть гибкими, обоснованными, эффективными, способствующими повышению заинтересованности сотрудников в улучшении личных показателей. Вообще вся система поощрений должна «работать» на конечный результат: важно отобрать такие показатели, улучшение которых зависит от инициативности, квалификации, профессиональных способностей.
Есть много факторов, которые необходимо учитывать руководителю, оценивающему одного сотрудника или совместную работу нескольких человек. Корректность его оценки будет зависеть от того, насколько он может соотносить различные объективные и субъективные факторы, выбирая форму высказывания. Так, оценивая хорошо выполненную работу одного из сотрудников, он взвешивает, каков ее объем, выдержаны ли сроки, каково качество, насколько было важно задание, был ли опыт работы у сотрудника, доволен ли он своей работой, чего ожидает от руководителя, как относятся к его работе коллеги, каковы его возможности и каковы притязания, как и какие объективные трудности он преодолел. Точно так же взвешиваются эти и дополнительные факторы при оценке плохо выполненной работы.
Оценивая работника, надо взвешивать «плюсы» и «минусы», чтобы оценка имела нужный эффект:усиленный — ослабленный; сиюминутный — отсроченный. Критерии оценки работников подразделений рассмотрены на примере двух вариантов: табл. 24.2 и 24.3.
Из этих таблиц видно, сколько факторов приходится взвешивать руководителю, оценивая работу сотрудников, и какие нюансы при этом возникают. Но в конце концов методика оценки конечных результатов помогает каждому — и руководителю и подчиненному — лучше понять его роль в общем деле развития фирмы.
Резюме
Организационное обеспечение управленческих решений требует определенной системы контроля за их исполнением. Контроль организации исполнения управленческих решений включает систему наблюдения, проверки, оценки и коррекции положения дел на основе разработанных критериев и зависит от ресурсов руководителя. Контроль может быть постоянным, регулярным, промежуточным и периодическим, а по объему — детальным и факторным.
Эффективными формами контроля могут быть такие самонастраивающие работников системы, которые регулируют результаты совместного труда. Но чтобы они заработали, нужно сделать понятными и доступными для всех основные финансовые показатели. Для этого руководителю следует поделить ответственность между исполнителями за эти показатели, определить промежуточные и торговые критерии контроля,
по которым должно оцениваться каждое подразделение, разработать стимулирующие процедуры и совершенствовать технологию «гнездового» контроля, сплотив работников на основе решения общих задач. Управленческий цикл руководителя завершается предъявлением и оценкой конечных результатов, которые сравниваются с ожидаемыми. Под конечным результатом понимается не только достижение заданной цели и ее исчерпанность, но и моральный продукт: самоудовлетворенность работников. Конечный результат может оцениваться на основе поощрительных и осуждающих оценочных санкций.
Контрольные вопросы
1. Каким образом общий контроль исполнения управленческих решений помогает развивать метод делегирования полномочий?
2. Как может проявляться поведение руководителя, ориентированного на детализацию контроля?
3. Как может проявляться поведение руководителя, ориентированного на факторный контроль?
4. Как может быть реализована контрольная функция руководителя по способам регуляции поведения работников?
5. В чем смысл «гнездовой» концепции контролирующего поведения?
6. Каковы концепции оценки поведения работников по конечным результатам?
7. От каких факторов организационного поведения может зависеть конечный результат?
8. Как можно понимать организационную культуру управления?
9. Как проявляются поощрительные оценочные ситуации в поведении руководителя?
10. Как проявляются в его поведении осуждающие оценочные санкции?
Основные понятия
Контроль «сбойных ситуаций» Детальный контроль Факторный контроль Упреждающий контроль Контроль «постфактум» Внешний контроль Внутренний контроль «Гнездовой» контроль
Оценки конечных результатов Параметры «развернутой оценки» Поощрительные оценочные санкции
Осуждающие оценочные санкции Критерии оценки поведения работника Критерий оценки конфликта
Тема 25. Конфликтные
управленческие позиции
Организационная культура управления может быть осмыслена руководством фирмы через преодоление внутренних противоречий, которые достигают пика в конфликтных отношениях. В этом случае становится ясно, от чего необходимо уйти и к чему прийти, но возникает вопрос: как это лучше сделать? И без профессионального консультанта фирме уже не обойтись. Ведь конфликт может оказаться катализатором формирования новой культуры управления. Он может потенциально стать преобразователем отношений в фирме.
25.1. Ложное самоутверждение руководителя
Управленческая ситуация_______________________________
Несколько лет назад консультанты, в том числе и автор, были приглашены на одно акционерное предприятие, которое находилось в стадии разработки нового технического изделия и подготовки его к запуску в производство. Руководство предприятия возлагало большие надежды на разработчиков, поскольку в структурном отделе, занимавшемся этой проблемой, собрались работники высокой квалификации. Многие из них, особенно руководители лабораторий (подразделений), были уникальными специалистами.
Однако выпуск опытного образца задерживался из-за острого конфликта между руководителем отдела и руководителями лабораторий, непосредственно подчинявшихся ему. Положение предприятия осложнялось напряженными отношениями с заказчиками. Внутренний конфликт стал разрешаться спонтанно: некоторые специалисты начали подавать заявления об уходе. В этой ситуации возникла необходимость сохранить технический персонал, особенно тех работников, которые могли бы совершить «прорыв» в технологическое «завтра» предприятия. От того, как разрешатся эти конфликтные отношения, зависела выживаемость предприятия.
Консультантам важно было выяснить причины конфликта, дать рекомендации генеральному директору, как его преодолеть, помочь сотрудникам войти в нормальное русло работ.
Первым шагом в оценке конфликта стали собеседования с руководителями лабораторий. Консультанты приглашали их по одному в специально отведенную рабочую комнату и пытались понять причины конфликта. В конечном счете выявились два типа оппозиции по отношению к руководителю отдела.
Оценка руководителя со стороны непримиримой оппозиции (считают, что в интересах дела его необходимо снять с занимаемой должности):
• очень ориентирован на свое «Я» («Я же один работаю!»);
• все берет на себя («Лезет во все дыры!»);
• не имеет единомышленников и не формирует такую команду;
• замыкает всю информацию на себе, не информируя (или информируя постфактум) о своих решениях;
• постоянно нарушает субординацию руководителей подразделений;
• создает руководителям тупиковые ситуации, поскольку, делая что-то за них, не информирует их об этом;
• не хочет воспринимать критику «снизу» («Прижимает тех, кто его критикует»);
• мало считается с мнением ведущих специалистов;
• личные интересы у него преобладают над деловыми, но замаскированно («На дело ему по существу наплевать!»);
• единолично решает, как распределять премии («Мне виднее!»);
• сильно ориентирован на вышестоящее руководство («Не пойдет на конфликт, если необходимо отстаивать интересы дела!»)..
Оценка руководителя со стороны умеренной оппозиции (считают, что в интересах дела его пока можно оставить):
• все предложения воспринимает как ущемление своего «Я»;
• инициативу сначала принимает «в штыки», а через некоторое время выдает за свою;
• угодничает «наверху», выдавая положение дел за нормальное (как формирование коллектива на трудностях выживания);
• по существу не представляет интересы отдела в вышестоящих инстанциях;
• руководит единолично («Много дел, которые идут через него»), но не наладил диспетчеризацию подразделений («Подразделения разорваны между собой»);
• сковывает возможности руководителей в организации управления;
• тактические варианты стиля его руководства очень примитивны, поскольку не ценит сильных работников («Ну и пусть увольняются!»);
• болезненно воспринимает всех, кто неординарно мыслит («Хочешь занять мое место?»);
• злопамятен, мстителен, мнителен, особенно после увольнения одного из лидеров, которого считал претендентом на свое место;
• ориентируется на «серость», боится ярких личностей, коварен;
• планируемые им организационные перестановки руководителей подразделений очень произвольны («Загубит дело!»);
• ориентирован на старые заделы («Нового ничего нет»);
• не успевает все контролировать, так как перегружен текучкой, поэтому теряет перспективу;
• у него отсутствует общая цель;
• нет взаимодействия «по горизонтали» («Умеет лишь стравливать людей!»;
• ориентируется на эксплуатацию человеческого труда, людей считает «винтиками», но если они ему нужны, то может даже заискивать («Людей третирует и на них же выезжает»; «Выпивает все соки»);
• своим поведением вынуждает руководителей лабораторий делать
то, что они сами считают нужным, игнорируя требования началь
ника отдела и не информируя его об этом;
'• навязывает свою точку зрения;
• не всегда способен контролировать работу («Многое уходит из-под его контроля»);
• авторитарный стиль у него переплетается с либеральным, причем чаще всего он ошибается: там, где нужно поступить жестко, поступает мягко, и наоборот;
• нет надежды, что он исправится.
В беседах выяснилось, что отдел катастрофически теряет время, а некоторые руководители подразделений (лабораторий) заняли выжидательную позицию в конфликте. Проявился такой феномен, как наказуемость инициативы, выявилось и отсутствие информации у лабораторий об объемах задач, сроках и исполнителях. Особенно обескуражило то, что руководители подразделений откровенно признали, что они постепенно сами скатываются на негодные методы руководства.
Беседы высветили главное противоречие в поведении руководителя отдела: между его должностным статусом и непреодолимыми трудностями в достижении цели. В сознании руководителя это противоречие отражается как невозможность контролировать ход событий, что приводит к нарастанию усталости и раздражения. Однако он предпочитает скрывать, какие трудности не может преодолеть. Его управленческая позиция проявляется в том, чтобы доказать другим, что трудности все-таки преодолеваются. Поэтому он берется сразу за многое, но многое и не доводит до конца, т.е. активно работать на перспективу он не в состоянии.
Выяснилось, что начальник отдела не может совместить решение перспективных задач с текущими. Отсюда его стремление подавить перспективные идеи и устранить неугодных, т.е. не согласных с такой позицией. В отделе не проводятся экспертизы, по существу не работает научно-технический совет, отсутствует полноценный обмен необходимой научно-технической информацией, нависает угроза увольнения квалифицированных специалистов, падает вера в возможность серьезных научных исследований и разработок, усиливается тенденция потребительского и конъюнктурного использования специалистов, нарастает исполнительство и унижается человеческое достоинство.
Вместе с тем обнаружилось, что люди хотят и могут работать творчески, что инновационный потенциал отдела пока еще высок. Однако он будет снижаться, если не изменится концепция управления и стиль руководства его начальника.
Итак, можно констатировать, что главным фактором, вызвавшим конфликт в отделе, является столкновение организационных патологий управления с требованиями демократизации стиля руководства в условиях вхождения предприятия в рыночные отношения хозяйствования.
Этому есть несколько причин:
• экономическая — старый механизм хозяйствования тормозит развитие маркетинговой ориентации;
• организационная — потеря организационной гибкости в управлении отделом в результате авторитарного стиля руководства, который парадоксально совместился с либеральным;
• социально-психологическая — столкновение руководителя отдела с руководителями подразделений в сфере распределения прав и обязанностей при доминировании его установки: «Разделяй и властвуй!».
Социально-психологические последствия: эта ситуация характеризуется постепенным перерастанием конфликта «по вертикали» в конфликт «по горизонтали», что уже проявляется в столкновении интересов «фундаменталистов» (научно-исследовательский сектор) и «прикладников» (бюро конструкторских разработок). Первые выступают за развертывание перспективной тематики исследований, а вторые отстаивают быстрые схемы опробования разработок изапуска нового изделия в производство. Руководитель отдела играет на этих противоречиях, то раздувая их, то сглаживая в зависимости от ситуации. Ему выгодно так поступать, потому что, с одной стороны, он декларирует необходимость создания нового изделия с более богатыми потребительскими свойствами, а с другой — торопится скорее представить опытный образец с обедненным потребительским качеством. Тем самым он не ищет пути выхода из конфликта, а усугубляет его, манипулируя интересами двух группировок и извлекая из этого свой сиюминутный интерес.
Уяснение социально-психологической сущности конфликта дало возможность глубже понять его причинно-следственные связи. Оказалось, что личностная причина конфликта такова: неспособность руководителя отдела выработать ценностную концепцию управления. У него возник комплекс служебной неполноценности, так как он не справлялся с объемами и сроками работ, но этот комплекс он пытался замаскировать своей незаменимостью как специалист, являющийся конструктором опытного образца, а поэтому он никого не пускал в свою «творческую лабораторию», но всю получаемую информацию использовал в своих интересах. Его закомплексованность подтвердилась в данных психологического тестирования по методу М. Люшера. Ниже приведены результаты этого тестирования.
Существующая ситуация
Занимает оборонительную позицию. Считает, что его положение тревожно и непрочно. Решил придерживаться своих целей, несмотря на тревогу, вызванную сопротивлением. Активный, полностью выкладывающийся в деле и беспокойный. Расстроен медленным разви-
тием событий в желательном ему направлении. Это приводит его к раздражительности и непостоянству. Недостает упорства в достижении целей.
Источник тревожности. Эмоциональная неудовлетворенность вызвала повышенную чувствительность и нетерпеливое желание независимости. Это привело к нервному напряжению и беспокойству. Существующая ситуация для него неудовлетворительна. Чувствует, что сам не в состоянии улучшить свое положение, однако не склонен выставлять напоказ свою ранимость или быть слишком несдержанным. Хочет быть независимым, но не хочет рисковать, чтобы не потерять все, поэтому болезненно реагирует на происходящее. Неудовлетворенное желание избавиться от этого причиняет значительное беспокойство. Способность сосредоточиться может быть нарушена.
Существующие резервы. Чувствует себя поставленным в неприятное и неудобное положение и ищет какой-то способ получить облегчение или разрядку. Подозрение, что ему не доверяют, заставляет его избегать открытых конфликтов. Чувствует, что должен как можно лучше использовать возможности существующей ситуации.
Желаемые цели. При помощи обаяния и добродушия пытается удовлетворить потребность в чувстве общности с кем-нибудь (или с чем-нибудь), чтобы обеспечить себе поддержку.
Существующие проблемы. Стремится избежать критики и не допустить ограничения свободы действий и решений, используя для этого свое обаяние в отношениях с окружающими. Внутреннюю напряженность пытается преодолеть в воображаемой атмосфере сочувствия и понимания.
Дополнительная информация. Стремится к самоутверждению, завоевывая авторитет личным обаянием. Ориентирован на действия ради действий при недостаточном прогнозе последствий принимав- * мых решений.
Скрывает свои импульсивные действия ради действий, чтобы не связывать себя с их последствиями. Снисходительно относится к своим слабостям. Хочет физически расслабиться, надеясь уйти в сферу спокойной жизни (в отпуск). Надеется на понимание своей управленческой позиции, но слабо. Стабильность нервной системы сомнительна.
Резюме: принимать перспективные управленческие решения не в состоянии.
После этапа разведывательной диагностики (первая неделя) наступил этап более углубленного изучения конфликтной ситуации (вторая неделя). Консультанты провели экспресс-опрос руководителя отдела и его работников. Данные по нему приведены в табл. 25.1— 25.3.
Таблица 25.1 Распределение ответов руководителя отдела(ранговая оценка)
АС» п/п | Что мешает в работе | Что помогает в работе |
Организация работ с «нулевого» цикла | Заинтересованность в разработке со стороны заказчиков | |
Незавершенность реконструкции | Достаточное финансирование ~~ | |
Отсутствие опытного производства и опытной технологии | Комплексное решение основной задачи | |
Недостаток материального обеспечения | Наличие группы квалифицированных специалистов по основным направлениям разработки | |
Отсутствие отечественного опыта эксплуатации аналогичных систем | Поддержка генерального директора | |
Отсутствие у большинства специалистов опыта внедрения результатов исследований в производство | Широкое подключение предприятий-партнеров | |
Слабая помощь со стороны инженерных служб | Наличие перспективного плана развития | |
Сжатые сроки разработок | Наличие научно-технического задела | |
Неукомплектованность подразделений | — |
Таблица 25.2 Результаты опроса работников отдела
ЛСо п/п | Что мешает в работе | Ответы, % |
Стиль и методы руководства | ||
Организационная неупорядоченность | ||
Условия труда | ||
Плохое материально-техническое обеспечение | ,44 | |
Отсутствие информированности о работе отдела в целом | ||
Недостаток внимания к проблемам отдела со стороны высшего руководства | ||
Отсутствие научного руководства | ||
Конфликтные отношения | ||
Недостаток научно-технической информации | 8 ___ | |
Неумение общаться друг с другом | 6 __ | |
Отсутствие единого коллектива | 3 _ |
Как видно из таблицы, главным фактором, мешающим людям творчески работать, считается плохое управление отделом (64% опрошенных), а также организационная неупорядоченность (63%).
Таблица 25.3 Результаты опроса работников отдела
№ п/п | Что помогает в работе | Ответы, % |
Профессионализм, высокий уровень квалификации | ||
Энтузиазм, желание делать работу как можно лучше | ||
Отношения внутри секторов | ||
Надежда на улучшение дел | ||
Новизна разработки | ||
Социальный заказ (потребность отрасли в разработках отдела) | ||
Материальное вознаграждение | ||
Ничего не помогает | ||
Вера в перспективу |
Судя по данным, представленным в таблице, главным фактором, помогающим людям творчески работать, сотрудники считают профессионализм (45%), энтузиазм (36%), а также отношения внутри секторов (25%). Вызывает настороженность низкий процент ответивших положительно по двум важнейшим факторам: новизна разработки (15%) и вера в перспективу (9%). Эти две последние цифры свидетельствуют о том, что они не являются ведущей мотивацией творческих работников. Если это станет тенденцией, то она может быть разрушительной для сотрудников всего отдела.
Проанализировав всю полученную информацию, консультанты сделали главный вывод: у начальника отдела отсутствует основной компонент стиля руководства — организационная культура. При авторитарном стиле руководства организационная культура подавляется: можно делать только то, что разрешено указаниями начальника, при либеральном — она «размывается»: можно делать все то, что кажется целесообразным. «Жесткий» тип организационной культуры характеризуется коммуникациями «сверху вниз», а «мягкий» — коммуникациями «сверху вниз и обратно», а также сетью «горизонтальных», «диагональных» и «круговых» взаимосвязей.