Psychology of old age: peculiarities of personality development in latest adulthood 3 страница

4. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола. Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982. С. 197-205.

5. Бессонова Т. Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.

6. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. N 5. С. 31- 36.

7. Бухановский А.О., Андреев А.С. Структурно- динамическая иерархия пола человека. Ростов н/Д.: Феникс, 1993.

8. Введенский Г.Е. Стратегия психотерапии и психокоррекции при аномальном сексуальном поведении // Проблемы современной сексологии и сексопатологии. М., 1996. С. 75-76.

стр. 111

9. Ворник Б.М., Говорун Т.В. Роль стереотипов полоролевого поведения в возникновении сексуально- психологических дисгармоний // Материалы научно-практич. конф. сексопатологов "Проблемы современной сексологии и сексопатологии". М., 1996. С. 26-27.

10. Ворник Б.М., Говорун Т.В., Кроль Н.С. Полоролевое и сексуальное поведение транссексуалов: Материалы научно- практич. конф. сексопатологов "Проблемы современной сексологии и сексопатологии". М., 1996. С. 28-29.

11. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. N 8. С. 60-69.

12. Герасимов А.В., Ткаченко А.А. Особенности межличностного восприятия у лиц с агрессивным сексуальным поведением // Российский психиатрический журнал. 1999. N 2. С. 23-31.

13. Губачев Ю.М., Жузжанов О.Т., Симаненков В.И. Психосоматические аспекты язвенной болезни. Алма-Ата: Казахстан, 1990.

14. Гульдан В.В., Цапенко И.В. Самооценка и ее значение для диагностики психопатий // Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике (клинико- катамнестический аспект). М., 1987. С.103-108.

15. Гульман БЛ. Сексуальные преступления. Харьков: ИМП "Рубикон". 1994.

16. Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением: Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998.

17. Ениколопов С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности ее изучения на примере преступников // Психологическое изучение личности преступника. М., 1976.

18. Ениколопов С.Н., Герасимов А.В., Дворянчиков Н.В. Проблемы психологического исследования лиц с аномалиями сексуального влечения // Материалы юбилейной конф. "Социальная и судебная психиатрия: история и современность", секция "Судебная сексопатология". М., 1996.

19. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998. N 3. С. 50-56.

20. Ениколопов С.Н., Кравцова О.А. Теории сексуального насилия // Прикладная психология. 1999. N 4. С. 45-53.

21. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л., 1988.

22. Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. N 4. С. 25-33.

23. Коломинский Я. Л., Мелтас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. N 3. С. 165-171.

24. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.

25. Кон И.С., Байбурин А.К. (ред.) Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М.: Наука, 1991.

26. Конышева Л.П. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния несовершеннолетних жертв изнасилования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1988.

27. Кочарян А.С. Полоролевая структура личности больных с язвенной болезнью желудка и 12-пер-стной кишки // Украiньский вiсник психоневрологii. 1995. Т. 4. N 4. Вип. 2(9). С. 156-160..

28. Кочарян А.С. Симтомокомплекс маскулинности в норме и патологии. Киев, 1996.

29. Кришталm В.В. Нарушение сексуального здоровья при неврозах и психопатиях (методическое пособие для врачей-сексопатологов). Сочи, 1988.

30. Кудряков Ю.Н. Мотивация серийных убийств на сексуальной почве // Психология сегодня. М., 1996. Т. 2. Вып. 4.

31. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

32. Московцева О.В., Кочарян А.С. Личностные особенности девочек с нарушением менструального цикла в форме ювенильного маточного кровотечения // Материалы конф. "Актуальнi проблеми сучасноii психологii. Матерiали других мiжнародних психологiчних читань. Медична психологiя та психокорекцiя". Харькiв, 1995. С. 45-46.

33. Подшиваов К.В., Коломиец В.П. Изучение структуры внутриличностных и межличностных отношений в комплексной психодиагностике сексологических больных // Материалы научно-практич. конф. сексопатологов "Проблемы современной сексологии и сексопатологии". М., 1996.

34. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 2. С. 158-165.

35. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психол. журн. 1993. Т. 14. N 6. С. 55-64.

36. Саламова Д.С., Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Проективная методика исследования полоролевой идентичности "Фигура-поза-одежда" // Журнал практического психолога. 2000. N 10-11. С.48-59.

37. Соколова Е.Т. Самосознание при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.

38. Ткаченко А.А., Ковалmчук Ю.В., Дворянчиков Н.В. Механизмы инцестного поведения // Российский психиатрический журнал. 2000. N 1. С. 6-13.

39. Ткаченко А.А., Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с парафилиями // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. N 2. С. 39-42.

40. Ткаченко А.А. Парафилии и аномальное сексуальное поведение: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М.,1994.

41. Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В. Судебно-сексологическая экспертиза. М.: РИО ГНЦСиСП им. В.П. Сербского, 1999. Т. 2. С. 312.

42. Ткаченко А.А., Догадина М.А., Дворянчиков Н.В. Онтогенетические механизмы формирования способности к восприятию гендерных качеств у несовершеннолетних жертв сексуального насилия //

стр. 112

Российский психиатрический журнал. 1999. N 2. С. 13-18.

43. Трикоза Н.И., Кочарян А.С. Психологические особенности подростков с нарушенным липидным обменом // Теоретические и клинические вопросы детской кардиологии: Тез. докл. Украинской научно-практич. конф. Харьков, 1993. С. 160-161.

44. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

45. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1.

46. Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно- Европейский институт психоанализа, 1993.

47. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивиду- ации. М.: Наука, 1996.

48. Anderson W.P., Kunce J.T. Sex Offenders. Three personality topes // J. Clinical Psychology. 1979. V. 35. N 3.P.671- 676.

49. Aube J., Norcliffe H., Craig J., Kostner R. Gender characteristics and adjustment-related autcomes: questioning masculinity model // Pers. and Soc. Psychology. Bull. 1995. V. 21. P. 285-295.

50. Bandura A. Agression: A Social Learning Analysis. N.J.: Prentice Hall Inc., Englewood Cliffs, 1973.

51. Bandura A., Walters R. Social learning and personality development. N.Y., 1965.

52. Barren J. Psychological and social function before and after phalloplasy //Int. J. of Transgendered. 1998. V. 2. N 1.

53. Bash K.W. Sex character of human movement answers in the Rorschach test in transsexual and transvestite patients // Schweiz. Arch. Neurol. Neurochir. Psychiatr. 1983. V. 132. N2. P. 315-323.

54. Basoff E.S., Glass G.V. The relationship between sex- roles and mental health: A meta-analysis of twenty-six studies // Counselling Psychologist. 1982. V. 10. P. 105-112.

55. Baucom D.H., Aiken PA. Sex role indentity, marital satisfaction, and response to behavioral marital therapy// J. Consult. Clin. Psychol. 1984. V. 51. N 3. p. 438-444.

56. Bem S. Sex role adaptability - one consequence of psychological androgyny // J. of Pers. and Soc. Psuchol. 1975. N 31. P. 634-643.

57. Bem S.L. The measurement of psychological androgyny// J. of Consulting and Clin. Physchology. 1974. N 42. P. 155-162.

58. Bem S.L. Beyond androgyny: Some presumptions prescriptions for a liberal sexual identity // Psychology of women; future directions and research / Eds. J. Sher-man, F. Denmark. N.Y.: Psychological dimensions. 1978.

59. Blanchard R., Clemmensen L.H., Steiner B.W. Social desirability response set and systematic distortion in the self-report of adult male gender patients // Arch. Sex Behav. 1985. V. 14. N 6. P. 505-516.

60. Bodlund O., Armelius К. Self-image and personality traits in gender identity disorders: an empirical study // J. Sex Marital Ther. 1994. V. 20. N 4. P. 303-317.

61. Brittain R. The Sadistic Murderer // Medicine, Science and the Law. 1970. V. 10. P. 198-207.

62. Buhrich N., McConaghyN. Tests of gender feelings and behavior in homosexuality, transvestism and transsexu-alism//J. Clin. Phychol. 1979. V. 35. N 1. P. 187-191.

63. Carsrud A.L., Carsrud K.B. The relationship of sex role and levels of defensiveness to self-reports of fear and anxiety//;. Clin. Psychol. 1979. V. 35(3). P. 573-575.

64. Chodorow N. The reproduction of mothering. Los Angeles: University of California Press, 1978.

65. Cohen L., de Ruiter C., Ringelberg H., Cohen-Kettenis P.T. Psychological functioning of adolescent trans-sexuals: personality and psychopathology // J. Chin. Psychol. 1997. V. 53. N 2. P. 187-196.

66. Cohen-Kettenis P.T., van Goozen S.H. Sex reassignment of adolescent transsexuals: a follow-up study // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1997. V. 36. N 2. P. 263- 271.

67. Cohn L.D. Sex differences in the course of personality development: a meta-analysis // Physhol. Bull. 1991. V. 109. N 2. P. 252-266.

68. DeGregorio E., Carver C.S. Type A behavior pattern, sex role orientation, and phychological adjustment // J. Pers. Soc. Psychol. 1980. V. 39. N 2. P. 286-293.

69. Dohi I. A comparison of two models of gender-related schematic processing // [Article in Japanese] Shin-rigaku Kenkyu. 1994. V. 65(1). P. 61-66.

70. Feingold A. Gender differences in personality: a meta- analysis // Psychol. Bull. 1994. V. 116. N 3. P. 429-456.

71. Fleming M.Z., Jenkins S.R., Bugarin C. Questioning current definitions of gender identity: implications of the Bern Sex- Role Inventory for transsxuals // Arch. Sex. Behav. 1980. V. 9. N 1. P. 13-26.

72. Grambs J.D., Waetjen W.B. Sex: Does in make a difference? Duxbury: Belmont, Calif., 1975.

73. Groth A.N. The adolescent sexual offender and his prey // Int. J. of Offender Therapy and Comparative Criminology. 1977. V. 21(3). P. 249-254.

74. Grubin D. Predictors of risk in serious sex offenders // British. J. of Psychiatry. 1997. V. 72. Supl. 32.

75. Hartman BJ. Comparison of selected experimental MMPI profiles of sexual deviates and sociopaths without sexual deviation // Psychol. Rep. 1967. V. 20 (1). P. 234.

76. Heibrun A. Human sex-role behavior. N.Y.: Pergamon Press, Emory University, 1981.

77. Heibrun A.B. Measurement of masculine and feminine sex-role identities as independent dimensions // J. of Consulting and Clin. Psychol. 1976. V. 44. P. 183-190.

78. Hellman R.E., Green R., Gray J.L., Williams K. Childhood sexual identity, childhood religiosity, and "homophobia" as influences in the development of transsexualism, homosexuality, and heterosexuality // Arch. Gen. Psychiatry. 1981. V. 38. N 8. P. 910-915.

79. Herkov M.J., Gynther M.D., Thomas S., Myers W.C. MMPI differences among adolescent inpatients, rapists, sodomists, and sexual abusers // J. of Pers. Assessment. 1996. V. 66 (1). P. 81-90.

80. Hunt D.D., Carr J.E., Hampson J.L. Cognitive correlates of biologic sex and gender indentity in transsexualism//Arch. Sex Behav. 1981. V. 10. N 1. P. 65-77.

стр. 113

81. Ingram R.E., Cruet D., Johnson B.R., Wisnicki K.S. Self- focused attention, gender, gender role, and vulnerability to negative affect // J. Pers. Soc. Psychol. 1988. V. 55(6). P. 967- 978.

82. Ishida E. Cognition-correlation indices of gender schema: tests of validity // [Article in Japanese] Shinrigaku Kenkyu. 1994. V. 64(6). P. 417-425.

83. Johnson M.E., Jones G., Brems C. Concurrent validity of the MMPI-2 feminine gender role (GF) and masculine gender role (GM) scales // J. of Pers. Assessment. 1996. V. 66(1). P. 153- 168.

84. Kagan J. The concept of identification // Psychol. Rev. 1958. V. 65. P. 296-305.

85. Koestner R., Aube J. A multifactorial approach to the study of gender characteristics // J. of Pers. 1995. V. 63(3). P. 681- 710.

86. Kohlberg L. A cognitive developmental analysis of children's sex role concepts and attitudes // The development of sex differences / Ed. E. Maccoby. Stanford:

Stanford Univ. Press, 1966.

87. Langevin R., Bain J., Ben-Aron M. et al. Sexual Agres- sion: Construction a Predictive Equation/ Erotic Preference, Gender Indentity and Agression in Men / Ed. R. Langevin. N.J.: Lowrence Eribaum, 1985. P. 39-76.

88. Larson P.С. Sexual identity and self-concept // J. Ho- mosex. 1981.V.7(1).P. 15-32.

89. Lenz E.R., Soeken K.L., Rankin E.A., Fischman S.H. Sex-role attributes, gender, and postpartal perceptions of the marital relationship // ANS Adv. Nurs. Sci. 1985. V. 7. N 3. P. 49- 62.

90. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Stanford: Stanford Univ. Press, 1974.

91. Magnussen D. Holistic interactionism: a perspective for research on personality development // Handbook of personality: theory and research (second ed.) / Eds. L.A. Pervin, O.P. John. N.Y.: The Guilford Press, 1999. Chapt. 8. P. 219-247.

92. Markus H., Wurf E. The Dynamic Self-concept: A Social Psychological Perspective // Ann. Rev. Psychol. 1987. N 38. P. 300-327.

93. Marone P., lacoella S., Cecchini M.G., Ravenna A.R. An Experimental Study of Body Image and Perception in Gender Identity Disorders. N.Y., 1998.

94. Masters W., Johnson V. Human sexual inadequacy. Boston: Little, Brown, 1972.

95. Matteson D.R. Adolescence today: Sex-roles research for identity. Homewood, III.: Dorsey, 1975.

96. McCauley E.A., Ehrhardt A.A. Role expectations and definitions: a comparison of female transsexuals and lesbians // J. Homosex. 1977. V. 3. N 2. P. 137-147.

97. Michel W.A. Social learning view of sex differences in behavior // The development of sex differences / Ed. E. Maccoby. Stanford: Stanford Univ. Press, 1974.

98. Money J. Paraphilias: Phenomenology and Classification // Amer. J. of Psychotherapy. 1984. V. XXXVIII. N2.

99. O'Heron С.A., OrlofskyJ.L. Stereotypic and nonstereotypic sex role trait and behavior orientations, gender identity, and psychological adjustment // J. Pers. Soc. Psychol. 1990. V. 58(1). P. 134-143.

100. Parsons Т., Bales R.F. Family, socialization, and in- teraciton process. Glencoe, III.: Free Press, 1955.

101. Perdue W.C., Lester D. Personality characteristics of rapists // Percept. Mot. Skills. 1972. V. 35(2). P. 514.

102. Pleck J.H., Sawyer J. (eds.) Men and masculinity. N.J.: Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1974.

103. Podshivalov K.V. Diagnostics of interrelations of family roles, Self-concept and sexual disorders in male personalities // Abstracts of the 13-world congress of sexology Sexuality and Human Rights 25-29 June. Valencia' Spain, 1997.

104. Rekers G.A. (ed.) Handbook of Child, and Adolescent Sexual Problems. N.Y., 1995.

105. Ruggieri V., Galati D., Lombardo G. Process! di costruzione dell' immagine corporea. Rapoorti con il narcisismo // Realta e Prospettive in Psicofisiologia. 1993. N 5, 6, 7. P. 71-90.

106. Sanfilipo M.P. Masculinity, femininity, and subjective experiences of depression// J. Clin. Psychol. 1994. V. 50 (2). P. 144-157.

107. Shim S., Kotsiopulos A. Body cathexis of adult men and women: Effects of age and numbers of children // Percept. and Mot. Skills. 1990. V. 70. N 3. P. 880-882.

108. Spence J.T. Masculinity, femininity and gender related traites: A conceptual analysis and critique of current research // Progress in Exp. Pers. Research. 1984. V. 13. P. 1-97.

109. Spence J.T. Gender-related traits and gender ideology: evidence for a multifactorial theory // J. Pers. Soc. Psychol. 1993. V 64(4). P. 624-635.

110. Steinman A., Fox D.J. The male dilemma: How to survive sexual revolution. N.Y.: Jason Aronson, 1974.

111. Stephan W.D. Parental relationships and early social experiences of activist males homosexuals and males heterosexuals // J. of Abnormal Psychology. 1973. V. 82. P. 506- 613.

112. Suarez S.A., Villanova F.G., Lopex J.P. The Homosexual Personality: Study Made with MMPI // Abstracts of the X-th World congress of Psychiatry. Madrid, Spain, August 23- 28,1996.

113. Tailor M.C., Hall J.A. Psychological androgyny: Theories, methods and conclusions // Psychol. Bull. 1982. V. 92. P. 347-366.

114. Thompson N.L.Jr., Schwartz D.M., McCandless B.R., Edwards D.A. Parent-child relationships and sexual identity in male and female homosexuals and heterosexuals // J. of Consulting and Clin. Psychol. 1973. V.41.P. 120-127.

115. Whitley B.E.Jr. Sex-role orientation and psychological well-being. Two meta-analyses // Sex-roles. 1984. V. 12. P. 207- 220.

116. Wood W., Christensen P.M., Hebl M.R., Rothgerber H. Conformities to sex-typed norms, affect, and self-concept // J. Pers. Soc. Psychol. 1997. V. 73(3). P. 523-535.

стр. 114

CONCEPTS AND PERSPECTIVES OF SEX RESEARCH IN CLINIC PSYCHOLOGY S. N. Yenikolopov * , N. V. Dvorianchikov **

* Cand. sci. (psychology), head of Department of clinic psychology. Scientific center of mental health RAMS, Moscow

** Cand. sci. (psychology), sen. res. ass., the same center

The analysis of contemporary approaches to the problem of sex- role personal characteristics' influence on the adaptation and self- regulation processes is presented. The possibilities to apply some approaches studying sex-role personal structure toward the solution of theoretical and practical problems of clinic psychology are discussed. The modem multidimensional and dynamic models of adaptation in the framework of Self-concept are considered, the perspectives of their application to actual problems of mental health are analyzed.

Key words: mental health, adaptation, masculinity, femininity, androgyny, sex role, Self-concept, sex self- consciousness, identity.

стр. 115

ЗАКОН И ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ

Автор: Курт Левин

C) 2001 г.

ЗАКОН И ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ *

VIII

Вторая сложность для нашего тезиса связана с методами количественного, "точного" определения зависимости друг от друга различных динамических факторов кондиционально-генетических типов процессов или состояний. Это сложность тем более важна для нашей проблемы, что именно в последнее время (прежде всего в физике) из этого были выведены далеко идущие концептуальные последствия и даже сложилось убеждение в том, что вообще тезис о "строгой природной закономерности" должен быть заменен принятием простой "регулярности" в смысле более или менее высокой "вероятности".

Поскольку значения отдельных "измерений" всегда обладают большим или меньшим разбросом, достигнуть абсолютной точности невозможно. Поэтому необходимо довольствоваться "приближениями". Это несовпадение отдельных реализации одного и того же типа, а, следовательно, и повторений одного и того же опыта, справедливо объясняют воздействием "неконтролируемых", "случайных" факторов, т.е. влияниями, восходящими к меняющимся историко- географическим сочетаниям условий. Методы, фактически используемые в реальных исследованиях для уменьшения "разброса" и, тем самым, для достижения все более и более точных приближений, основываются по существу на том, что исследователи научаются все лучше выполнять требования одинаковых исходных условий в каждом из опытов, и все лучше ограждать ход исследуемого процесса от случайных меняющихся сочетаний условий окружающего мира путем установления все более действенных реальных границ.

Таким образом для осуществления возможно более "точного измерения" фактически необходимо несколько повторений процесса или состояния одного и того же типа, а последующая математическая обработка этих случаев в той мере, в какой она связана с вопросом точности, происходит целиком в соответствии с принципами теории вероятности, так что в результате получаются не строгие законы, а всего лишь правила. Это полностью согласуется с тем, что "остаточные факторы", которые благодаря этой процедуре должны устраняться, в отличие от моментов, конституирующих исследуемый тип процесса как таковой, ни в коем случае не принадлежат к одному и тому же типу состояний или процессов, но определяются именно как совокупность меняющихся от случая к случаю неконтролируемых фактов и поэтому допускают обращение с собой лишь как с "членами" историко-географического "множества" 21 .

Однако было бы полностью ошибочным ставить эти значимые с точки зрения количественной "точности" результатов "остаточные факторы" на одну ступень с факторами, определяющими сам изучаемый тип процесса или состояния как таковой. Приведем лишь один пример. В определенных опытах по психологии воли может создаваться совершенно различая реальность в зависимости от того, чувствует ли себя испытуемый в ходе опыта в качестве "испытуемого", или же держится относительно "естественно" и свободно. То, что в каждом из этих случаев мы имеем дело с состояниями действительно разных типов, которые, соответственно, приводят (при одних и тех же прочих условиях) к различным процессам, можно увидеть, в частности, и по изменению определенных количественных результатов. Такого рода математическое сравнительное сопоставление двух типов состояний и доказательство их различия даже число математически происходит совершенно иначе, чем исследование разброса и исключение путем вычислений случайных остаточных факторов при рассмотрении "множества" реализации каждого из обоих типов состояний самого по себе. Точно так же и в физике исследователь действует по-разному в зависимости от того, хочет ли он изучить последствия замены фактора а фактором b (т.е. изучить различие между двумя типами) - что при определенных обстоятельствах можно сделать путем сопоставления соответствующих средних значений, - или же он хочет количественно обработать не анализируемый комплекс постоянно меняющихся остаточных факторов для того, чтобы возможно более адекватно и точно представить каждый из этих типов в отдельности.

Различие между остаточными факторами и моментами, определяющими тип процесса, оказывается особенно впечатляющим в том случае,

* Окончание, начало в N 2, 2001.

21 Впрочем, как показал Райхенбах, методы экспериментирования неявно содержат и определенные имплицитные допущения (в форме вероятностных функций) о совокупном действии этих остаточных факторов.

стр. 116

когда обнаруживается, что трактовка определенных различных значений в качестве разброса "одного" значения была содержательно ошибочной. В качестве примера можно сослаться на случай, изучавшийся в другой связи: вес отдельной фасолины определенного сорта колеблется, например, между значениями 10 и 40. "Кривая распределения" этих значений может располагаться так, что формально математически ничего нельзя возразить против той точки зрения, что мы имеем дело с обусловленным остаточными факторами распределением значений одной-единственной величины. И тем не менее может оказаться, что если взять потомство каждой из фасолин по "чистой" линии, то обнаружатся, например, четыре кондиционально-генетически отличных друг от друга сорта, у первого из которых вес будет колебаться лишь от 10 до 19, у второго лишь от 17 до 28 и т.д. Так что в таком случае, несмотря на все "формальные" возможности, представлять всю совокупность измерений веса на одной кривой распределения было содержательно неадекватным, и если бы исследователи действительно объединили все данные и количественно обработали бы их как единое целое, это было бы операцией, основывающейся на ошибочном тезисе. Таким образом, даже при идентичных с чисто математической точки зрения соотношениях, в одном случае рассмотрение всей совокупности значений в качестве единого распределения (т.е. объяснение разброса "остаточными факторами") будет правильным - ведь речь действительно могла идти и о генотипически едином сильно варьирующем по весу сорте фасоли, - тогда как в другом случае такое рассмотрение будет ошибочным, и исследователь будет вынужден вместо "остаточных факторов" принимать в расчет "конституирующие факторы" и, соответственно, обращаться к другим математическим средствам.

В случае остаточных факторов мы имеем дело с факторами, которые могут принадлежать к совершенно разным типам в каждом из отдельных случаев и быть никак не связанными с исследуемым типом процесса, за исключением того, что взятые в совокупности они приводят к разбросу результатов вокруг некоторой центральной точки 22 . Разумеется, в ходе исследования могут встретиться и сомнительные случаи, особенно когда исследователь не научился еще воплощать" или реализовывать рассматриваемый тип процесса так, чтобы в значительной мере исключить неконтролируемые влияния текущего историко-географического окружения. Чисто формально-логически остаточные факторы и факторы, конституирующие данный тип процесса, могут обнаруживать известное сходство. Однако с теоретико-познавательной точки зрения между ними всегда имеются коренные различия. Так более пристальное рассмотрение остаточных факторов обязательно приводит к новому подтверждению взаимосвязи, во-первых, между "регулярностью" (в смысле простой вероятности) "членами" того или иного "множества" и историко-географическими сочетаниями условий, и, во- вторых, между "закономерностью" и "типом" в смысле систематики.

1. Процессы, очень близкие фенотипически, могут быть очень различными по своему кондиционально- генетическому типу и, наоборот, одинаковые или очень близко родственные по своему кондиционально-генетическому типу процессы могут принадлежать к весьма различным фенотипам.

Кроме этого, большое значение для исследовательской практики имеет следующий пункт, нередко являющийся источником значительных исследовательских затруднений. А именно:

2. Фенотипически относительно единый процесс, феноменальное описание которого может укладываться в единый тип, может кондиционально-генетически состоять из последовательности совершенно разнородных процессов, цепочка которых лишь имитирует "картину" единства; и, наоборот, ход событий, фенотипически представляющийся лишь последовательным рядом совершенно разнородных, возможно даже отделенных друг от друга явными паузами событий, вполне может быть единым процессом, управляемым одним и тем же законом.

Поясняя это, я приведу для начала простой пример из физики: изменение местоположения движущегося шара. Фенотипическое описание такого изменения может быть представлено, например, в виде кривой, на которой помечается направление движения, а скорость шара передается путем указания его положения через определенные временные интервалы.

Такого рода процесс может не быть фенотипически единым, т.е. состоять из множества кусочков, требующих отдельного описания.

Рисунок 1 наглядно показывает следующий процесс: между моментами 1 и 2 шар катится по весьма неровной дорожке, в момент 3 замедляется на узком и шероховатом участке пути, далее катится по горизонтальной доске и в момент 30 на этой доске останавливается. Шар спокойно ле-

22 В физике, так же, как и в психологии, был разработан целый ряд математических количественных критериев для определения того, следует ли данное "распределение" отдельных значений рассматривать как обычный вызванный "остаточными факторами" разброс данных, или же как проявление факторов, конституирующих данный тип процесса. Разумеется, не следует забывать, что формально-математически в обоих случаях могут использоваться однородные (например, статистические) методы, и что речь идет не о различии математической структуры представления данных, но прежде всего о смысле применения того или иного представления в конкретном случае.

Наши рекомендации