Формирование мировосприятия

Мировосприятие можно и нужно формировать в ходе воспитания собаки — этого, пожалуй, наиболее сложного процесса, включающего зачастую в более или менее замаскированном виде большинство, если не все формы научения.

Человек объясняет собаке ее место в семье-стае, показывает, что она должна и чего не должна делать, как вести себя в разных ситуациях. Даже самый гениальный дрессировщик не в состоянии предусмотреть все частные случаи и показать собаке, как решать каждую конкретную задачу. Зато он может помочь со­баке классифицировать явления, свести их к знако­мым ситуациям.

Классификация явлений

Тут весьма продуктивным оказывается подход гештальтпсихологии: мир рассматривается как бес­конечное количество узоров с ограниченным чис­лом значимых элементов. Таким образом, все ситуа­ции, обладающие одним и тем же значимым эле­ментом, относятся к одному классу явлений, а все многообразие мира сводится к конечному числу этих классов.

Главное — правильно сформировать у собаки представление, какие именно элементы окружающего являются ключевыми для задач разных классов. В этом случае достаточно просто обучить находить ключевой элемент или понятие в любом узоре, вычленять его и поступать в соответствии с требованиями, предъявля­емыми к решению задач данного класса.

При хорошем контакте собаки с владельцем этот процесс зачастую идет незаметно для него. При обще­нии с подросшей собакой, особенно жившей ранее в ином окружении, мировосприятие приходится фор­мировать специально.

Приведем случай, иллюстрирующий это утверж­дение. Владелец большой усадьбы завел одновременно несколько щенков среднеазиатской овчарки. Собаки росли стаей под присмотром сторожа и очень быстро стали считать именно его своим хозяином. Мир для этих собак был сосредоточен вокруг этого человека. Редко наезжавший домой владелец решил изменить ситуацию. Он поехал кататься на снегокате и взял всех собак с собой, чем вызвал их огромный восторг. С этой прогулки собаки раз и навсегда сочли его вожаком стаи и перестроили отношения к нему соответ­ствующим образом.

Собаку практически невозможно обучить профессии телохранителя простой выработкой динамического стереотипа на команду «Фас». У нее либо происхо­дит запечатление обстановки, в которой шло обуче­ние, и тогда она работает лишь на дрессировочной площадке, либо стереотип действительно становится полноценным и самодостаточным. Последний вариант занятен, но только для окружающих, а не для пользо­вателя: по команде «Фас» собака задерживает «нару­шителя» и совершает все предписанные движения (по старым нормативам — три перехвата и посадку), на этом она успокаивается и пропускает четвертый, «неканонический» удар, т. е. в реальной ситуации на этом месте ее земной путь завершается. Понятно, что если хозяин не командует «Фас», то собака вообще не на­падает, но согласимся, что можно и не успеть отреа­гировать на угрозу.

Следовательно, телохранитель должен работать на принципиально иной основе. Да, у него тоже выраба­тывается динамический стереотип правильного нане­сения укуса, но далее он этот стереотип использует по собственному усмотрению или команде хозяина в любой потенциально угрожающей ситуации. Здесь за­дача обучающего — показать собаке эти ситуации, научить выделять понятие «опасность» из самого сложного калейдоскопа действий, предметов и живых существ. Когда ключевой образ отсутствует, собака не использует динамический стереотип атаки. В таком ва­рианте команда хозяина «Фас» не столько включает необходимый стереотип, сколько указывает на клю­чевой образ, почему-либо не воспринятый собакой.

В ряде случаев решение задачи осуществляется по типу инсайта или в соответствии с терминологией отечественной школы с использованием рассудочной деятельности. Действительно, для того чтобы увязать воедино разнообразные явления, понять причинно-следственные связи между ними, свое место в данной картине мира, отношение хозяина к происходящему, собака должна испытывать некое «озарение», мгно­венное слияние разрозненных понятий, дающее един­ственно верное решение задачи. Вновь сформирован­ное ключевое понятие абстрактно.

Это оказывается возможным лишь тогда, когда собака накопила достаточное количество частных ре­шений. Из всего разнообразия действий, образов, яв­лений выделяется их сущность, то, что объединяет их, и формируется некий значимый образ. Подобное осуществимо лишь посредством рассудочной деятель­ности или инсайта. Таким образом, в формировании ключевых понятий, о которых мы говорили выше, в большинстве случаев участвует рассудочная деятель­ность.

У собаки-телохранителя, например, должно сло­житься понятие, что «враги» вовсе не люди в телог­рейках (ближайшая ассоциация с дрессировочным костюмом) или люди, машущие руками. Напротив, человек может быть собаке прекрасно знаком, одет как ее хозяин, может говорить тихо и вести себя спо­койно, но, если интонация его голоса или хотя бы жест в сторону хозяина несут угрозу, его следует ата­ковать. Это ли не пример решения крайне сложной задачи, в ходе которой собака анализирует ситуацию, абстрагируется от частностей и поступает в соответ­ствии с общим алгоритмом для подобного класса си­туации, используя выработанный динамический сте­реотип!

Наши рекомендации