Глава I. Появление плакатного искусства.
Введение
Исследуя материалы по теме, я выяснила, чтоплака́т (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В другом значении — разновидность графики. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.
Изучая литературу по теме, я выделила особенности плакатного жанра: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
Глава I. Появление плакатного искусства.
Анализируя источники, я узнала, что годом рождения плаката официально считается 1482 год. Именно тогда был изготовлен тираж рекламных афиш очередного издания книги «Геометрии Эвклида». Книготорговец Батдольд одним из первых догадался, что рисунок с призывом что-то купить лучше обычных уличных зазывал. Жаль, что этот первенец нового направления в зарождающейся всемирной полиграфии не сохранился для потомков. Но вот последующие рекламные произведения стали достоянием истории. Так, например, реклама романа о рыцарях и прекрасных дамах, выпущенная в 1491 году, дожила и до наших дней. Техника исполнения таких плакатов была примитивна, но достаточно сложна. На доске из прочных пород древесины или на камне вырезалось изображение и текст. Затем на них наносилась краска, клался лист бумаги и, придавливая его прессом, получали оттиск. Так раз за разом. Понятно, что качество изображения матрицы зависело от большого количества разнообразных деталей, выполненных гравером, а качество оттиска и тиража – от терпения накатчика.
Еще одним из предков современного плаката, считается настенная роспись, применявшаяся еще в древнем Египте и Римской империи. Тексты и рисунки, нанесенные различными методами на стены домов, выполняли рекламные функции. Также для этого часто применяли гравюры на дереве, выполненные методом ксилографии. При этом способе гравюра имеет выпуклые элементы рисунка на утопленном фоне. После вырезания рисунка, на гравюру наносился слой краски, после чего делался отпечаток на какой-либо поверхности. Такая печатная форма, при правильном выборе материала, позволяла делать до двух тысяч оттисков.
Потребовались столетия, прежде чем плакат стал цветным. И дело не в изобретении типографских красок. Их китайцы придумали значительно раньше. Надо было сообразить, как их совместить при печати между собой на бумаге. Готовились отдельные матрицы под каждый цвет, и печать шла шаг за шагом. Вначале использовали две-три краски – черную, красную и синюю. Технология изготовления других была еще сложна. Печатали ими, как получится. Не всегда удавалось точно совместить оттиски с различных матриц, но и это уже был успех. Привлекательность рекламы усилилась. Когда же был изобретен печатный станок-автомат, а производство красок наладилось до промышленных объемов, вот тогда и началась настоящая эра плаката. Но и здесь потребовались годы и годы.
Пока плакат совершенствовался, он приобретал традиции и выбирал пути своего развития. Одним из первых его завоеваний – признание необходимости таких изданий не только в Европе, но и в Новом Свете. Расстояния и разные языки породили и разные названия одного и того же издания. Так во Франции прижилось название афиша, в Германии – плакат, а в молодой тогда Америке – постер. Но суть издания не менялась. А вот привлекательность, способы быстрого обращения внимания на плакат, требовали все новых и новых решений. К работе над созданием рекламных афиш стали привлекать как известных, так и молодых, неожиданных в своем творчестве художников. Одним из ярких родоначальников рекламного плаката был французский художник Тулуз Лотрек. Яркие рекламные афиши скандально-знаменитого кабаре Молен Руж принесли славу и признание самому художнику, не говоря уже и о дополнительной рекламе самому заведению и солистам карде балета.
Как мне стало известно из журнала «Искусство», до 2-й половины XIX века плакатом называли иногда крупные гравюры, выполнявшие агитационную роль, например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии (XVI век).
В конце ХIX века, благодаря приходу в зарождающееся сообщество плакатистов талантливых художников, афиша становится отдельным видом искусства. Приобретает свои законы жанра, технику исполнения и оформления, яркость изображения, лаконизм текста, запоминаемость даже при мимолетном взгляде. Рост популярности плаката связан с изменениями в общественно-политической и культурной жизни - развитием зрелищных учреждений, увеличением количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии.
Современный плакат обычно является воспроизведением единичного изображения полиграфическим способом.
Представители жанра плаката 2-й половины XIX века: Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т.Стейнлен, Э. Грассе и А. Муха (Франция). Считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность, кадрированность изображения, использование силуэта, приём яркого цветового пятна. Известны и другие плакатисты: О. Бёрдсли, Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).