Функции организационной культуры.

Организационная культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи опыта коллектива:

- формирует общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, и позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общими целями организации,

- регламентирует текущую деятельность и поведение персонала;

сохраняет свои особенности в зависимости от рода деятельности,формы собственности, занимаемого положения организации на рынке или в обществе.

Кроме того, организационная культура помогает решать и ряд частных задач:

-осуществлять координацию действий и поведения персонала организации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил деятельности и поведения;

-мотивировать персонал организации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы, поощрения и наказания;

-осуществлять профилирование деятельности и поведения персонала, отличного от деятельности и поведения персонала других организаций;

-привлекать и отбирать персонал путем пропагандирования преимуществ организационной культуры своей организации.

Эти задачи организационной культуры реализуется через ряд ее функций:

1. Образовательно-воспитательная и развивающая функция. Идет освоение персоналом организации знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций организации. Высокий уровень организационной культуры позитивно воздействует на воспитание персонала, поднимает общий уровень образования в организации, тем самым улучшает «человеческий квпитал», совершенствуя систему ценностей коллектива, гармонизируя нормы, правила и стереотипы поведения персонала организации.

2. Интегративная функция. Организационная культура объединяет персонал, сплачивает, интегрирует их, обеспечивая целостность организации. Единая система ценностей позволяет персоналу ощущать себя частью единого целого и определить свою роль и ответственность Кроме того, интегративная функция формирует оригинальный имидж организации.

3. Регулирующая функция. Организационная культура формирует и контролирует поведение членов организации. Задается однозначность и упорядочность в процессах хозяйственной деятельности. Организационная культура выступает как система норм, правил и запросов человека в организации. Нарушение их чревато санкциями со стороны руководства или коллектива.

4. Адаптивная функция. Организационная культура позволяет новым сотрудникам безболезненно включиться в социальную и производственную систему организации и в действующую систему деловых и межличностных отношений усиливается преданность организации.

5. Охранная функция. Специфическая система ценностей, норм и правил поведения, принятых организацией, служит барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей и стереотипов поведения из внешней среды.

6. Замещающая функция. Сильная организационная культура позволяет организации замещать формальные механизмы управления и отношения на неформальные, экономя тем самым на издержках управления.

7. Функция управления качеством. Качество организационной культуры, как правило, определяет качество работы персонала и рабочей среды, микроклимат организации, которые, в свою очередь, определяют качество продукции и услуг.

8. Функция достижения баланса между ценностными ориентациями организации и корпоративными ценностями внешней среда. Это процесс приспособления организации к нуждам общества. Здесь, при реализации этой функции, организационная культура помогает устранить барьеры, преграды на пути выстраивания отношений с элементами внешней среды.

9. Функция регулирования партнерских отношений. Организационная культура вырабатывает правила взаимоотношений с партнерами, определяющие этические, нравственные нормы и моральную ответственность перед ними.

10. Функция ориентирования на потребителя. Современные сильные и успешные организации декларируют заботу о потребителе в качестве одной и доминирующей ценности. Известно, что при слабой организационной культуре внутрихозяйственный интерес больше сосредоточен на самой деятельности, а не на потребителях. Заинтересованность руководителей и подчиненных таких организаций краткосрочна и ориентирована на выживание и получение личной выгоды, нередко в ущерб интересов потребителей их товаров и услуг.

Кроме того, организационная культура позволяет персоналу организации реализовать и такие частные функции как:

• Идентификация собственных целей с целями организациии с организацией в целом через принятие ее норм и ценностей.

• Реализация персоналом организационных норм поведения, которые ведут к дости­жению целей организации.

• Участие в формировании стратегии развития организации и др.

Наши рекомендации