Рекомендации по самостоятельной работе студента. 20
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 26
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА И СЕМЬИ 26
Резюме.. 43
Вопросы для самопроверки.. 43
Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 44
§ 1. Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи.. 44
§ 2. Семейная структура и семейные роли (социально-психологи-ческий анализ) 57
§ 3. Семейная структура и семейные роли (психотехнический подход) 63
Резюме.. 75
Вопросы для самопроверки.. 76
Глава 3. ДИНАМИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ... 77
§ 1. Микродинамика семейных отношений.. 77
1.1. Циркулирование информации в семье…………………………………………...78
1.2. Стиль эмоциональной коммуникации……………………………………………85
1.3.Паттерны взаимодействия………………………………………………………..88
1.4. Нефункциональная и функциональная коммуникация……………………….89
1.5. Метакоммуникация………………………………………………………………….90
§ 2. Макродинамика семейных отношений…………………………….90
Резюме.. 101
Вопросы для самопроверки.. 102
Глава 4. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ... 103
§ 1. Психологические задачи брака.. 111
Резюме.. 121
Вопросы для самопроверки.. 121
Глава 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ... 122
Резюме.. 136
Вопросы для самопроверки.. 137
Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ.. 137
§ 1. Психодинамический подход в психотерапии семьи…………...138
§ 2. Экспериентальный подход в психотерапии семьи…………....143
§ 3. Бихевиоральный подход в психотерапии семьи……………….148
§ 4. Расширенные семейные системы ………………………………154
§ 5. Коммуникативный подход………………………………………….156
Резюме.. 165
Вопросы для самопроверки.. 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 167
ПРАКТИКУМ.. 168
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 173
Тесты для самоконтроля.. 173
Ключи к тестам для самоконтроля.. 182
Вопросы для подготовки к экзамену.. 183
ГЛОССАРИЙ.. 187
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 190
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 193
Приложение 1. Дж. Браун, Д. Кристенсен. Джек и Вилма ………193
Приложение 2. Дж. Браун, Д. Кристенсен. Семья Боббсов.. 195
Приложение 3.Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.. 200
Приложение 4.А. Черников.Скрытые пружины супружеского выбора 208
Приложение 5.П. Пепп . Супружеские пары... 212
Приложение 6.П. Пепп. Опасность в лесу: Лиса и Сатир.. 215
Приложение 7. П. Пэпп. Реверсирование в расширенной семье ………221
Приложение 8.Дж. Зинкер.Джон и Диана: интерактивный цикл.. 224
Приложение 9..А. Бальзам. Мать внутри матери.. 230
Приложение 10. Винникот Д.В. Случай госпожи Х …… 199
Приложение 11.П.Пэпп. Подросток. 248
ПРЕДИСЛОВИЕ
Приступая к изучению данной научной дисциплины или получая навыки практической работы с семьей, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Во-первых, это кажущаяся легкость овладения предметом, его доступность и понятность, и, как следствие, обилие дилетантов в этой сфере. Стоит студентам сообщить окружающим о том, что они изучают психологию семейных отношений, как непременно найдется «крупный специалист» в этой области, готовый поделиться своим «богатым багажом» знаний в этой области. Найти с ходу профессионала по криогенной технике вряд ли удастся, а вот в области семейных отношений — пожалуйста.
С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю. Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен и несистематичен. Ю. Б. Гиппенрейтер указывает, что обыденные психологические знания легко доступны, но воспользоваться ими трудно. Итак, с одной стороны — существенные различия между житейским и научным подходами, а с другой — невозможность и ненужность замены научной психологией житейского опыта требуют взаимосвязанного исследования эволюции семейных отношений.
Во-вторых, молодость научной проблематики: вначале формировался практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные исследования. Не редким случаем было отношение к проблемам семейных отношений как к некоей «ненаучной» или «полунаучной» области. Для фундаментальной науки заниматься исследованиями семейных отношений было явно несерьезно.
В-третьих, сложность семейных отношений как предмета изучения. Относительно эмоциональных отношений Л. Я. Гозман пишет: «Что же касается собственно научного анализа, то ни одна из существующих социально-психологических теорий не может сейчас ассимилировать весь массив данных, накопленных по проблеме генезиса эмоциональных отношений»*. И его же: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины».
Труднодоступность изучения семейных отношений связана а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям; б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние; в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения. Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отношения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
Рабочая программапо курсу «Психология семейных отношений» предназначена для студентов 3 курса факультета психологии (специальность 020400 «психология»).
Цели и задачи курса.Цель курса – дать целостное, систематизированное представление о семейных отношениях: генезисе, историческом становлении семьи, закономерностях создания, функционирования, развития и разрушения семьи как коллективного субъекта, носителя смыслового «багажа», наработанного человечеством.
Задачи:
1. Сформировать представления о семье и семейных отношениях как целостном, исторически сложившемся образовании, имеющем свои специфические особенности жизнедеятельности.
2. Задать общую логику работы с семьей как совокупным субъектом социального, кланового и внутрисемейного пространств, дать возможность системного (поуровневого) анализа феноменологии конкретных семей.
3. Сформировать диагностические умения (дать некоторые методики, помогающие освоить общую логику работы с семьей как совокупным субъектом).
4. Ознакомить с научными и прикладными достижениями и трудностями психологии семейных отношений как научной дисциплины и психологической практики.
По завершению курса студенты получат
· знания: о психологии семейных отношений как научной дисциплине, методологических и прикладных трудностях ее изучения, возможностях оказания психологической помощи семье;
· представления о семье как целостном образовании, об особенностях ее возникновения, функционирования, развития; узнают о современных психотерапевтических направлениях работы с семьей: их концептуальную основу, цели, задачи, методы коррекции.
приобретут
· умения: комплексной диагностики особенностей семейных отношений;
· первичные навыки консультирования семьи (наблюдения за взаимодействием членов семьи как целостной системы, ее коммуникации, выявления источников ее трудностей, консультирования по результатам первичной диагностики).
Курс рассчитан на 100 часов: 10 - лекционных, 4 – семинарских/практических и 86 часов самостоятельных занятий. Форма контроля – экзамен. Формы текущего контроля: устный и письменный опрос (тестирование) на семинарских занятиях, В программу включен список литературы, охватывающей все разделы курса.
Курс разделен на десять учебных разделов. При всей своей относительной самостоятельности внутри целого они взаимосвязаны между собой и предполагают поэтапное изучение каждого из них.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план
№ | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | ||
Лекции | Практические занятия | Самосто-ятельно | |||
Введение в психологию семейных отношений | |||||
Семья и семейные отношения в историческом контексте | |||||
§ 1 | Генезис семьи как социального института | ||||
§ 2. | Научные подходы к изучению семьи | ||||
Социальный контекст семейных отношений | |||||
§ 1. | Психология взаимоотношений общества и семьи | ||||
§ 2. | Социальные детерминанты проблем семьи | ||||
Функционально-ролевая структура семейных отношений | |||||
§ 1 | Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи. | ||||
§ 2 | Структура брачно-семейных отношений. | ||||
§ 3 | Семья как совокупность отношений. | ||||
Динамика семейных отношений | |||||
§ 1. | Макродинамика семейных отношений | ||||
§ 2. | Микродинамика семейных отношений | ||||
6. | Супружеские отношения | ||||
§ 1. | Психологические задачи брака. | ||||
§ 2. | Типы супружеских отношений и их детерминанты | ||||
7. | Детско-родительские и сиблинговые отношения | ||||
§ 1 | Специфика детско-родительских отношений. | ||||
§ 2 | Сиблинговые отношения | ||||
8. | Отношения в расширенной семье | ||||
Психодиагностика семейных отношений | |||||
10. | Психологическая помощь семье | ||||
§ 1 | Психологическая помощь супружеской паре | ||||
§ 2 | Психологическая работа с детско-родительскими отношениями | ||||
Итого |
Содержание лекционного курса
Глава 1.Введение в психологию семейных отношений.