Культурологический ракурс анализа проблематики
ПРЕДИСЛОВИЕ
Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических наук Л. Л. Бочкарева — председателя Московского областного отделения Российского Психологического общества, ведущего научного сотрудника Российского Института культурологии Российской Академии наук является обобщающим трудом в области музыкальной психологии. Еще в студенческие годы автор этой книги провел оригинальное экспериментальное исследование на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Результаты данной работы потом были с интересом встречены на различных международных психологических конгрессах. Сочетая музыкальное образование с образованием психолога, Л. Л. Бочкарёв плодотворно разрабатывает сравнительно новые и молодые в российской науке отрасли — психологию искусства и психологию музыкальной деятельности. На богатом эмпирическом материале художественного мышления, привлекая малоизвестные рукописные сочинения П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена, используя звукозаписи и самоотчеты крупных исполнителей, автор подтвердил мою гипотезу о непрерывной преемственности всех стадий и компонентов психического процесса, показав концептуальные и операциональные возможности механизма анализа через синтез не только в изучении закономерностей музыкального творчества, но и логико-конструктивных стилевых новообразований в музыкознании. Автор представляет современное состояние и пути развития основных направлений музыкальной психологии и знакомит читателей с результатами собственных исследований. Социально-психологический анализ процессов восприятия и творчества, обсуждение путей оптимизации системы подготовки музыкантов, поиск способов управления творческой деятельностью, создание психологической службы в сфере музыкального исполнительства и педагогики — вот далеко не полный круг вопросов, интересующих автора. Обогащая новыми данными ряд разделов общей, социальной, педагогической психологии, психологии искусства, культурологии, исследования Л. Л. Бочкарева ориентированы в первую очередь на потребности музыкальной и психологической практики, представляя интерес для композиторов, исполнителей, педагогов и психологов. Будучи учеником одного из крупнейших отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Л. Л. Бочкарев творчески развивает теорию своего учителя на материале музыкальной деятельности. Система идей Б. Г. Ананьева о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности послужила для автора книги отправным толчком как при организации экспериментальных исследований, так и при психологическом анализе, например, музыкального переживания как деятельности, связанной с художественным смыслотворчеством. Нашли отражение в книге и результаты широкой научно-практической работы по психологической подготовке музыкантов, ведущейся под руководством автора во многих городах России. В монографии компактно сгруппированы многие разделы составленной автором программы по курсу психологии для студентов музыкальных вузов, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации. Будучи глубоким исследованием в области музыкальной психологии, эта книга в то же время является хорошим учебным пособием для студентов и преподавателей художественных вузов, практических психологов.
Член-корреспондент Российской Академии наук А. В. Брушлинский
Посвящаю сыну Бочкареву Андрею Леонидовичу
ВВЕДЕНИЕ
Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языкознание. Каждая из указанных дисциплин вносит свою лепту в дело изучения не только собственных, но и социально-психологических закономерностей, в решение научно-практических задач прикладного психологического исследования культуры. Познание культуры фиксируется на качественно-определенных ее сторонах и характеристиках — деятельностно-ценностных, если, например, речь идет о культуре человечества, социально-исторических, если предмет анализа — культура определенного исторического периода, например, «культура Возрождения», антропологических, если исследуются сравнительные особенности общественного становления человеческих обычаев, традиций и др., дифференциально-психологических, если речь идет о культуре данного человека, наконец, художественных или музыкальных, если речь идет о художественной культуре или культуре музыкальной [1, 181, 139]. Признавая ведущую роль деятельностного подхода в раскрытии собственно-психологических закономерностей (он избран в качестве концептуальной и операциональной основы настоящего исследования), отметим, что имеют право на существование и другие современные междисциплинарные направления [4]. При калейдоскопичности моделей субъективности культуры XX века [73, 225] решить проблему преемственности развития культуры как процесса невозможно без диалогической организации исследователя, находящегося одновременно и внутри, и вне эпохи, его породившей, и внутри, и вне собственно-психологического подхода. Ситуация межкультурного общения, репрезентация явлений одной культуры представителю иной культуры, функционирование и развитие самой культуры в рамках человеческой цивилизации возможно лишь на основе понимания культуры,
6________________________________Бочкарев Л. А.
ее смысла. Проблема понимания является одной из актуальнейших междисциплинарных проблем. Благодаря усложнению, интенсивному развитию социальной жизни ныне вступают в диалог культуры, которые ранее были обособленными и обладали в силу этого различными смысловыми структурами. В условиях современного информационного потока многие люди слабо вовлечены в историю собственной локальной культуры, культурные ценности прошлого и настоящего не в достаточной степени включены в образ жизни людей. Существует значительное расхождение между качеством современной культурной среды, ее подвижностью и медленным формированием навыков ориентации в ней. Вследствие этого существует значительный разрыв между уровнем профессионалов в области культуры и широкими массами непрофессионалов [б]. Последние — люди, плохо знающие и понимающие свое культурное окружение, не привыкшие использовать в повседневной практике его сложные элементы, выражающие недовольство этой сложностью и часто призывающие запретить то, что непонятно. Современные демократические преобразования в нашей стране, несомненно, увеличили количество барьеров для понимания как на уровне общесоциальной конкретно-исторической ситуации, так и на уровне локальных социокультурных ситуаций, что требует социально-психологического вмешательства и поиска способов и путей решения общезначимых и личных проблем. В современной психологии проблема понимания выдвигается на передний план в контексте проблемы межиндивидуального общения. В филологических науках, семиотике эта проблема имеет давнюю историю, получившую в последнее время новый толчок благодаря интенсивным межкультурным исследованиям. В эстетике усиливается интерес к проблеме благодаря комплексному изучению процессов творчества и восприятия. И, несомненно, проблема понимания — в эпицентре внимания искусствознания. Искусство, во все времена бывшее «зеркалом» культуры как целого в единстве и взаимосвязи всех ее компонентов, в наши дни является подлинным «кодом» глобальной человеческой культуры, с одной стороны, и каждой конкретной субкультуры, с другой. Ни одна другая сфера деятельности не может обеспечить такого прямого и доступного пути к смыслу любой культуры и к сердцу каждого человека, как искусство.
Введение____________________________________7
Трудно переоценить роль искусства в диалоге культур, в процессе их сближения, возрождения и самоопределения, региона-лизации. Несмотря на огромную актуальность искусства в деле развития человеческой культуры, к сожалению, еще нет фундаментальных исследований, посвященных изучению культурологических механизмов художественной деятельности. Открытие сектора теории искусств и лаборатории психологической антропологии в Российском Институте культурологии способствовало экстенсификации изучения динамики художественных процессов в социокультурном контексте, структурно-системному рассмотрению искусства как культурно-исторического и антропологического феномена, поиску путей управления процессами художественного понимания, организации межкультурных исследований в сфере восприятия социодинамики художественной деятельности. География плотнонаселенного современного мира создает беспрецедентно пестрый и разномасштабный контекст современного искусства, которое может быть понято лишь с учетом исходных — родных для представителей каждой культуры координат восприятия. Что значит адекватное данной культуре восприятие? Что есть адекватная историко-культурная ретрансляция произведения? Ответы на эти вопросы можно получить, опираясь не только на гуманитарную проблематизацию художественного материала, сопоставление анализируемой культуры и ее проявлений с другими культурями, выделение ведущих культурных парадигм, но и на данные экспериментальных исследований. Настоящий психологический контакт с внутренним миром искусства возможен через включение подсознательных, архетипических пластов человеческой психики. Поэтому культурологический анализ не может обойтись без знания механизмов бессознательного психического, функционирующих как в структуре художественного творчества, так художественного восприятия. В художественной деятельности функции «следов» и «знаков» архетипической картины мира могут нести не только сами языково-композиционные структуры, но и формы бытования искусства, типы образной символики, его ассоциативно-коннотативный фонд. Исследовать культурологические механизмы художественного восприятия и творчества — значит проникнуть в социальную технологию внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей,
_8________________________________Бочкарев Л. Л.
выяснить структурные составляющие того или иного способа культурно-детерминированной перцептивной и творческой деятельности, закономерностей ее динамики. Бесспорно, все культурологические механизмы художественного творчества и восприятия в то же время суть механизмы социально-психологические, так как субъектом художественной деятельности является определенная группу, индивид как сын своего народа, культуры [19]. Социально-психологические, межкультурные механизмы художественной деятельности (на материале музыкального искусства) — в центре внимания автора настоящей книги, который, выполняя социальный заказ, сконцентрировал свои усилия на разработке основных проблем новой отрасли отечественной науки — музыкальной психологии, рождение которой было обусловлено как практическими, так и теоретическими проблемами не только музыкознания, культурологии, но и многих других наук.