Культурологический ракурс анализа проблематики

ПРЕДИСЛОВИЕ

Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических наук Л. Л. Бочкарева — председателя Московского областного отделения Российского Психологиче­ского общества, ведущего научного сотрудника Российского Института культурологии Российской Академии наук являет­ся обобщающим трудом в области музыкальной психологии. Еще в студенческие годы автор этой книги провел оригинальное экспериментальное исследование на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Результаты данной работы потом были с интересом встречены на различных междуна­родных психологических конгрессах. Сочетая музыкальное образование с образованием психоло­га, Л. Л. Бочкарёв плодотворно разрабатывает сравнительно новые и молодые в российской науке отрасли — психологию искусства и психологию музыкальной деятельности. На богатом эмпирическом материале художественного мышления, привлекая малоизвестные рукописные сочинения П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена, используя звукозаписи и самоотчеты крупных исполнителей, автор подтвердил мою гипотезу о непрерывной преемственности всех стадий и ком­понентов психического процесса, показав концептуальные и операциональные возможности механизма анализа через син­тез не только в изучении закономерностей музыкального твор­чества, но и логико-конструктивных стилевых новообразова­ний в музыкознании. Автор представляет современное состояние и пути развития основных направлений музыкальной психологии и знакомит читателей с результатами собственных исследований. Социально-психологический анализ процессов восприятия и творчества, обсуждение путей оптимизации системы подго­товки музыкантов, поиск способов управления творческой деятельностью, создание психологической службы в сфере музыкального исполнительства и педагогики — вот далеко не полный круг вопросов, интересующих автора. Обогащая новыми данными ряд разделов общей, социальной, педагогической психологии, психологии искусства, культуро­логии, исследования Л. Л. Бочкарева ориентированы в первую очередь на потребности музыкальной и психологической прак­тики, представляя интерес для композиторов, исполнителей, педагогов и психологов. Будучи учеником одного из крупнейших отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Л. Л. Бочкарев творчески развива­ет теорию своего учителя на материале музыкальной деятель­ности. Система идей Б. Г. Ананьева о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности послужила для автора книги отправным толчком как при организации экспериментальных исследований, так и при психологическом анализе, например, музыкального переживания как деятельности, связанной с художественным смыслотворчеством. Нашли отражение в книге и результаты широкой научно-практической работы по психологической подготовке музы­кантов, ведущейся под руководством автора во многих городах России. В монографии компактно сгруппированы многие разделы составленной автором программы по курсу психологии для студентов музыкальных вузов, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации. Будучи глубоким исследованием в области музыкальной психологии, эта книга в то же время является хорошим учеб­ным пособием для студентов и преподавателей художествен­ных вузов, практических психологов.

Член-корреспондент Российской Академии наук А. В. Брушлинский

Посвящаю сыну Бочкареву Андрею Леонидовичу

ВВЕДЕНИЕ

Культурологический ракурс анализа проблематики

В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных дисциплин вносит свою лепту в дело изучения не только собственных, но и социально-психологи­ческих закономерностей, в решение научно-практических задач прикладного психологического исследования культуры. Познание культуры фиксируется на качественно-опреде­ленных ее сторонах и характеристиках — деятельностно-ценностных, если, например, речь идет о культуре человечества, социально-исторических, если предмет анализа — культура определенного исторического периода, например, «культура Возрождения», антропологических, если исследуются сравни­тельные особенности общественного становления человеческих обычаев, традиций и др., дифференциально-психологических, если речь идет о культуре данного человека, наконец, художе­ственных или музыкальных, если речь идет о художественной культуре или культуре музыкальной [1, 181, 139]. Признавая ведущую роль деятельностного подхода в рас­крытии собственно-психологических закономерностей (он из­бран в качестве концептуальной и операциональной основы настоящего исследования), отметим, что имеют право на суще­ствование и другие современные междисциплинарные направ­ления [4]. При калейдоскопичности моделей субъективности культу­ры XX века [73, 225] решить проблему преемственности раз­вития культуры как процесса невозможно без диалогической организации исследователя, находящегося одновременно и внутри, и вне эпохи, его породившей, и внутри, и вне собст­венно-психологического подхода. Ситуация межкультурного общения, репрезентация явле­ний одной культуры представителю иной культуры, функцио­нирование и развитие самой культуры в рамках человеческой цивилизации возможно лишь на основе понимания культуры,

6________________________________Бочкарев Л. А.

ее смысла. Проблема понимания является одной из актуальнейших междисциплинарных проблем. Благодаря усложнению, интенсивному развитию социальной жизни ныне вступают в диалог культуры, которые ранее были обособленными и обладали в силу этого различными смысловы­ми структурами. В условиях современного информационного потока многие люди слабо вовлечены в историю собственной локальной куль­туры, культурные ценности прошлого и настоящего не в дос­таточной степени включены в образ жизни людей. Существует значительное расхождение между качеством современной куль­турной среды, ее подвижностью и медленным формированием навыков ориентации в ней. Вследствие этого существует зна­чительный разрыв между уровнем профессионалов в области культуры и широкими массами непрофессионалов [б]. Послед­ние — люди, плохо знающие и понимающие свое культурное окружение, не привыкшие использовать в повседневной прак­тике его сложные элементы, выражающие недовольство этой сложностью и часто призывающие запретить то, что непонятно. Современные демократические преобразования в нашей стра­не, несомненно, увеличили количество барьеров для понимания как на уровне общесоциальной конкретно-исторической ситуа­ции, так и на уровне локальных социокультурных ситуаций, что требует социально-психологического вмешательства и поис­ка способов и путей решения общезначимых и личных проблем. В современной психологии проблема понимания выдвигает­ся на передний план в контексте проблемы межиндивидуаль­ного общения. В филологических науках, семиотике эта проблема имеет давнюю историю, получившую в последнее время новый тол­чок благодаря интенсивным межкультурным исследованиям. В эстетике усиливается интерес к проблеме благодаря ком­плексному изучению процессов творчества и восприятия. И, несомненно, проблема понимания — в эпицентре вни­мания искусствознания. Искусство, во все времена бывшее «зеркалом» культуры как целого в единстве и взаимосвязи всех ее компонентов, в наши дни является подлинным «кодом» глобальной человеческой культу­ры, с одной стороны, и каждой конкретной субкультуры, с другой. Ни одна другая сфера деятельности не может обеспечить такого прямого и доступного пути к смыслу любой культуры и к сердцу каждого человека, как искусство.

Введение____________________________________7

Трудно переоценить роль искусства в диалоге культур, в про­цессе их сближения, возрождения и самоопределения, региона-лизации. Несмотря на огромную актуальность искусства в деле раз­вития человеческой культуры, к сожалению, еще нет фунда­ментальных исследований, посвященных изучению культуроло­гических механизмов художественной деятельности. Открытие сектора теории искусств и лаборатории психоло­гической антропологии в Российском Институте культурологии способствовало экстенсификации изучения динамики художес­твенных процессов в социокультурном контексте, структурно-системному рассмотрению искусства как культурно-историчес­кого и антропологического феномена, поиску путей управле­ния процессами художественного понимания, организации меж­культурных исследований в сфере восприятия социодинамики художественной деятельности. География плотнонаселенного современного мира создает беспрецедентно пестрый и разномасштабный контекст совре­менного искусства, которое может быть понято лишь с учетом исходных — родных для представителей каждой культуры координат восприятия. Что значит адекватное данной культуре восприятие? Что есть адекватная историко-культурная ретрансляция произведения? Ответы на эти вопросы можно получить, опираясь не толь­ко на гуманитарную проблематизацию художественного мате­риала, сопоставление анализируемой культуры и ее проявле­ний с другими культурями, выделение ведущих культурных парадигм, но и на данные экспериментальных исследований. Настоящий психологический контакт с внутренним миром искусства возможен через включение подсознательных, архетипических пластов человеческой психики. Поэтому культурологи­ческий анализ не может обойтись без знания механизмов бессоз­нательного психического, функционирующих как в структуре художественного творчества, так художественного восприятия. В художественной деятельности функции «следов» и «зна­ков» архетипической картины мира могут нести не только сами языково-композиционные структуры, но и формы бытования искусства, типы образной символики, его ассоциативно-коннотативный фонд. Исследовать культурологические механизмы художественного восприятия и творчества — значит проникнуть в социальную технологию внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей,

_8________________________________Бочкарев Л. Л.

выяснить структурные составляющие того или иного способа культурно-детерминированной перцептивной и творческой дея­тельности, закономерностей ее динамики. Бесспорно, все культурологические механизмы художест­венного творчества и восприятия в то же время суть механиз­мы социально-психологические, так как субъектом художест­венной деятельности является определенная группу, индивид как сын своего народа, культуры [19]. Социально-психологические, межкультурные механизмы художественной деятельности (на материале музыкального искусства) — в центре внимания автора настоящей книги, который, выполняя социальный заказ, сконцентрировал свои усилия на разработке основных проблем новой отрасли отече­ственной науки — музыкальной психологии, рождение кото­рой было обусловлено как практическими, так и теоретиче­скими проблемами не только музыкознания, культурологии, но и многих других наук.

Наши рекомендации