Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают характерологические особенности и способности, которые тесно взаимосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «ядро» музыкально-исполнительской одаренности входят экспрессивно-коммуникативные способности, на основе которых формируются умения доводить исполняемую музыку до публики, общаться со слушателями. В психографических характеристиках испытуемых Т. В. и Ю. Л. на примере анализа взаимосвязей социогенных потребностей и экспрессивно-коммуникативных способностей показаны причины возникновения неблагоприятных психических состояний (тревоги, фрустрации) и их влияние на направленность личности. Так, для испытуемого Т. В. характерны отрицательные эмоциональные состояния в условиях публичных выступлений «камерного» типа, Т. В. испытывает также дискомфорт при общении в малых группах, что свидетельствует о его «парциальной» необщительности как особенности личности (при общении в больших группах и концертных выступлениях перед большой аудиторией Т. В. очень артистичен). Для испытуемого Ю. Л. одной из причин неблагоприятного эмоционального состояния на эстраде является также необщительность, проявляющаяся (в отличие от Т. В.) в любой'ситуации — и в малых, и в больших группах. Если необщительность Т. В. временного характера, возникнувшая вследствие фобии покраснения, 1 Характерологические особенности некоторые ученые [166] относят лишь к общим психологическим условиям, обеспечивающим пригодность к деятельности. Автор неоднократно высказывал свою точку зрения в печати [55, 56 и др.].
278_____________________________Бочкарев Л. Л. то необщительность Ю. А. — показатель отсутствия некоторых компонентов общих и специальных экспрессивно-коммуникативных способностей, проявление невысокого уровня культуры. Для Т. В. процесс перехода от неблагоприятных предконцерт-ных состояний к творческому эстрадному самочувствию осуществлялся через создание особых положительных эмоциогенных ситуаций, способствующих устранению эритрофобии и восстановлению «заторможенных» коммуникативных способностей. Для Ю. Л. переход от необщительности как черты личности, проявляющейся в условиях публичных выступлений, к артистичности — бесспорно, более трудный процесс по сравнению с перестройкой психического состояния у Т. В. и требовал значительных усилий педагога в воздействии на комплекс личностных особенностей. Динамика перехода одной черты личности в другую ( как и одного психического состояния в другое) зависит прежде всего от характера данного качества (психического состояния). Показательно, что отсутствие способностей к общению у Т. В. приводит к ситуативному состоянию тревоги. Напротив, Ю. Л. воспринимает свою необщительность как «непреодолимую преграду», которая приводит к устойчивому эмоциональному напряжению — есть все основания в данном случае говорить о состоянии фрустрации, которое вызывается объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели [172]. Отсутствие способностей к общению не всегда приводит к состояниям тревожности, фрустрации. Данные наблюдений свидетельствуют о том, что необходимым условием возникновения состояния фрустрации является наличие потребностей в общении, либо потребности в тех формах общения, в которых нет соответствующих коммуникативных способностей1. Так, у испытуемого Т. В. при ярко выраженной потребности в исполнительской и сценической деятельности, при наличии многих компонентов артистической одаренности возникает состояние тревожности вследствие ситуативного ослабления реализации экспрессивно-коммуникативных способностей. 1 По такому же механизму формируется иногда аффект неадекватности (см. выше), необходимыми и достаточными условиями для возникновения которого являются: наличие сильной потребности в самоутверждении и завышенные притязания в каким-либо виде деятельности [85, с. 104].
Музыкально-исполнительская деятельность____________279 Данные психологических исследований [49, 173, 174], в том числе наших собственных, свидетельствуют об отрицательных эффектах влияния состояния тревоги, фрустрации не только на успешность осуществления деятельности, но и на динамику формирования профессиональных черт характера, мотивации. Однако характерологические особенности личности не всегда прямо проявляются в деятельности и отражаются на особенностях психических состояний. С. Савшинский приводит примеры из биографий и концертной деятельности выдающихся исполнителей, подтверждающие его предположение о том, что «артистизм» — не частное проявление общих свойств натуры человека, а специфическая способность, могущая находиться в противоречии с его общими свойствами [269, с. 107]. Также, как и музыкальность, это специфическое образование формируется в деятельности. Важную роль в структуре артистичности играют эмоционально-перцептивные, экспрессивно-коммуникативные, эмоционально-регулятивные способности. Причем, экспрессивно-коммуникативные способности не являются лишь проявлением общительности как свойства личности. Экспрессивно-коммуникативные способности музыканта-исполнителя, актера, артиста балета качественно различны. Общительность, являясь, с одной стороны, общим психологическим условием успешного выполнения названных выше видов деятельности, с другой стороны, превращается в специальную способность, связанную с искусством перевоплощения актера в условиях сценического общения с партнером или регуляцией эмоционально-экспрессивного начала музыканта-исполнителя, становясь столь же существенной в структуре исполнительской одаренности, как, например, музыкальный слух, технические способности. Н. В. Рождественская [262], пользуясь шкалой «артистичности» из вопросника Р. Кэтелла и шкалой, «демонстративнос-ти» из вопросника К. Леонгарда, не получила корреляции артистичности с успешностью обучения актерскому мастерству, что свидетельствует о своеобразии «профессиональной артистичности по сравнению с артистичностью жизненной» (см. с. 14 настоящей книги). Для исследования профессиональных особенностей деятельности музыкантов-исполнителей в условиях публичного выступления был разработан специальный тест-опросник, диагностирующий уровень концертной тревожности, который может быть использован в музыкально-педагогической практике.
280______________________________Бочкарев А. А.
Тест-опросник для диагностики уровня концертной тревожности
Просим Вас вначале на предложенное суждение или высказывание дать один из двух ответов: «да», «нет» (обведите кружком). Если Вы не можете ответить определенно, напишите, пожалуйста, свой вариант ответа. На вопросы, требующие развернутых описаний или указания причин, просим высказать свое мнение в специально оставленном для этого месте, либо на отдельном листе (с указанием номера вопроса).
1. Я мог бы стать солистом-исполнителем.
2. Обычно я более успешно играю в классной обстановке, чем на эстраде.
3. После успешного выступления в ответственном концерте я чувствую себя более спокойно в менее ответственной остановке. Опишите, пожалуйста, наиболее яркие примеры из Вашей практики.
4. Сейчас я в большей степени умею владеть собой (своим эстрадным самочувствием), чем раньше (в училище, консерватории). Если да, то укажите, пожалуйста, причину. Считаете ли Вы, что это результат работы Вашего педагога? Не могли бы Вы назвать период в Вашем исполнительском развитии, когда Вы не в достаточной степени могли владеть собой перед выступлениями, и были ли периоды, когда Вы не испытывали отрицательных предконцертных эмоций?
5. Перед концертом я обычно спокоен, уверен в себе, преобладающими являются положительные (творческие) эмоции. Опишите, пожалуйста. Ваше преобладающее предконцертное состояние.
6. Часто мне не хватает самообладания перед концертными выступлениями. В чем это проявляется? Прибегаете ли Вы перед концертом к успокаивающим или искусственно возбуждающим средствам (к каким?)? Является ли для Вас это правилом или исключением?
7. Незначительное неприятное событие перед концертом не окажет особенного влияния на мое эмоциональное состояние в момент выступления. Если да, приведите примеры.
Музыкально-исполнительская деятельность____________281
8. Кратковременный перерыв в работе над произведением (программой) при условии его (ее) хорошей подготовки не отразится на качестве моего концертного исполнения.
9. В последние дни перед концертом я чувствую себя неуверенно, поэтому занимаюсь особенно интенсивно, несмотря на то, что программа выучена.
10. Я считаю: заниматься детальной работой над произведением перед выступлением не следует. Почему?
11. Перед выходом на эстраду я обычно уверен в убедительности своей трактовки, в том, что исполню произведение в соответствии с уровнем подготовки.
12. Я предпочитаю включать в изучаемый репертуар произведения, техническая трудность которых выше достигнутого мною уровня. Почему? Включаете ли Вы такие произведения в свой концертный репертуар?
13. Часто я занимаюсь детальной работой над произведением и в день концерта.
14. Ожидание концерта всегда нервирует меня: в день выступления я меняю привычный образ жизни, избегая обычных встреч, разговоров с друзьями. Опишите, пожалуйста. Ваш стиль работы, поведения, образ жизни в день перед концертом.
15. Почти всегда перед выходом на сцену я испытываю боязнь забыть нотный текст. Как Вы учите произведение на память? Часто ли Вы на эстраде забываете нотный текст? В каких обычно произведениях? Какой тип памяти для Вас является доминирующим при работе над произведением?
16. Перед концертом всегда испытываешь неприятные ощущения в руках (артикуляционном аппарате), мешающие успешному выступлению (скованность, влажность, дрожание пальцев, сухость во рту и др.). Если да, в какой степени это отражается на качестве исполнения? Нет ли у Вас приемов, помогающих устранить такие нежелательные явления?
17. Часто перед концертом меня волнуют мысли о недостаточно отработанных деталях в произведении. Как это отражается на Вашем предконцертном самочувствии? Приведите примеры.
282___________________________Бочкарев А. Л.
18. Часто перед концертом я проверяю мысленно в памяти отдельные трудные места и ощущаю, что многое не припоминается. Как часто это случается? Считаете ли Вы, что перед концертом не нужно анализировать в памяти беспокоящие Вас эпизоды, а лучше довериться «моторной памяти»?
19. Если нужно, я могу начинать концертную программу с любого произведения. Приведите примеры, когда композиция концертной программы Вас не удовлетворяла (почему?) и как отражалось это на Вашем эстрадном самочувствии? Перечислите, пожалуйста, произведения, которые Вы больше всего любите. Укажите, пожалуйста, почему эти произведения близки Вам?
20. Часто в начале исполнения мое внимание устремлено на последующие тревожащие меня эпизоды. Приведите примеры. Как Вы преодолеваете такие явления?
21. Технические погрешности на эстраде — для меня явление неизбежное (обычное). Что является причиной этого: недоученность произведения, срывы в работе памяти, сильное эстрадное волнение, увлеченность музыкой? Оказывают ли технические погрешности травмирующее влияние на Ваше эстрадное самочувствие?
22. При необходимости я могу выступить на концерте, когда в произведении имеются неотшлифованные детали.
23. Часто музыкальное произведение звучит на эстраде хуже, чем я мог бы исполнить. Почему?
24. Из-за эстрадных неудач для меня подходит больше музыкально-педагогическая деятельность, чем исполнительская.
25. Я часто задумывался о правильности решения стать музыкантом из-за отсутствия достаточных, на мой взгляд, артистических способностей. Почему Вы выбрали профессию музыканта? Кто оказал наибольшее влияние на Ваш выбор? Какой деятельностью Вы предпочли бы заниматься, если бы не стали музыкантом?
Музыкально-исполнительская деятельность____________283
Данные опроса 500 исполнителей, в том числе участников международных конкурсов, свидетельствуют о том, что специфическая «артистическая» тревожность не является показателем тревожности как свойства личности: корреляции между уровнем концертной тревоги, диагностируемой по приведенному выше тесту и «общей» тревожностью, определяемой по известной методике Д. Тейлор, не обнаружена [67].