Эутимная терапия: античные корни. апология эпикура
"Я не раз слышал от Джордано в моем доме, что нет наказания за грехи. Еще он говорил, что для добродетельной жизни достаточно не делать другим того, чего не желаешь самому себе" [3], – писал в одном из трех своих доносов Святой Инквизиции Дж. Мочениго. Бруно "рассуждал о плотских вещах и говорил, что церковь совершает грех, запрещая женщин, ибо с ними можно иметь дело, не впадая в грех...", – добавлял он, словно разъясняя преступный смысл сказанного. Обвинение не заставило себя долго ждать: "эпикуреец по образу жизни" [4]. В 1592 году от Рождества Христова одного этого было достаточно, чтобы отправить человека на костер.
С тех пор прошло много времени. Век гениев (XVII) сменился Веком Разума (XVIII), оба они уступили историческое пространство Индустриальной Эпохе (XIX), по миру прокатились волны феминизма, борьбы за гражданские права, отгремела сексуальная революция, движения за толерантность, политкорректность и мультикультурность, близится к завершению процесс "деконструкции всех традиционных ценностей". Словом, огонь костров – этот решающий аргумент поборников общественной нравственности – "проповедникам наслаждений" больше не грозит.
Тем не менее эпикуреизм и в наши дни ассоциируется если не со смертным грехом, заслуживающим кары небесной, то с эгоистическим асоциальным образом жизни, нацеленным исключительно на плотские удовольствия. У современных людей имя Эпикура чаще всего вызывает ту готовую к моментальной трансформации в осуждающее выражение лица насмешливо-вожделеющую улыбку, которой они реагируют на сообщения о стрип-шоу, легализации браков гомосексуалистов, курение марихуаны и т. п. "Если Бога нет, значит, все позволено" – вот что такое эпикуреизм. Огромную роль в культивировании этого представления – неверного при всей его распространенности – сыграло христианство, претендовавшее в пору своего утверждения на спасение человечества от греха и разврата, в которых якобы погрязли образованные язычники античности.
Что ж, попробуем выяснить, к каким именно удовольствиям призывал Эпикур и почему отказ от них он считал неразумным. Для этого, правда, нам придется совершить экскурс в античную философию, но путешествие будет приятным. Неоспоримое достоинство классики состоит в цельности и завершенности: постановка проблем, их проработка и разрешение связаны здесь неразрывной цепью преемственности, в силу которой исследователь получает уникальную возможность взвесить все "за" и "против", разобраться в сути дела. Было бы неразумно ее упускать.