Программа межгрупповой работы по нововведениям
1 -и день: моногруппы(с однородным составом)
Взаимное знакомство: консультант, психолог, другие члены группы (ведомство, организация, должность, местность). Правила групповой работы. Зачем мы здесь: как мы понимаем поставленную задачу? Действительно ли актуален поиск ее решения? Что, если оставить все в нынешнем состоянии? Действительно нужно было собирать такие категории участников или нужен иной состав?
"Мы и другие": что представляют собой остальные группы участников данной работы (о каждой группе), какое место среди них занимает наша группа? Как они нас воспринимают? Какие отношения у нас с ними в повседневной реальности (взаимопонимание, узлы расхождений, "температура" отношений)? (схема отношений "наша группа среди других").
Анализ ситуации вокруг поставленной задачи: обмен сведениями о состоянии вопроса на сегодня (изображение состояния дел). Выявление проблем: какие противоречия в анализируемом процессе, какие трудности в решении данной задачи? Какая из проблем главная? (структура проблем).
Разработка проекта изменений: как можно решить этот комплекс проблем? С чего начать? Необходимые средства. Насколько реализуемо такое решение? Снимет ли оно полностью проблему? (изображение проекта решения). Что делают другие группы: в чем они видят главные проблемы? Какую позицию представят другие группы? Какие решения могут предложить? Насколько они правильны, эффективны?
Заключение:обмен высказываниями - "что нового я узнал о положении дел по данному вопросу".
Пленарное собрание участников:
- доклады групп (с визуализацией);
- обсуждение и сравнение их;
- выводы.
2-й день: анализ ситуации(здесь идо конца работы - полигруппы, со смешанным составом)
Вначале необходимо отрефлексировать итоги первого дня: что выявилось? Почему группы заняли именно такие позиции? Консультант должен показать бесперспективность одностороннего поиска. Отталкиваясь от уроков первого дня, рассмотреть ситуацию с нововведением в следующей последовательности:
- участники нововведения: распределение их по активности, влиянию. Кто из
них в чем заинтересован? (показатель оценки поощрения, схема межорга
низационных отношений, таблица ролевых позиций);
- управление нововведением: как планируется? Стимулы. Санкции за невы
полнение. Кто принимает решение о начале очередного нововведения? Как
процесс нововведения разделен по курирующим лицам? (схема);
- характеристика нынешнего состояния нововведения: точки основных сбоев
(схема процесса "намечено - сделано");
- управляемые и неуправляемые факторы: что можно изменить, что невозмож
но? Пути и возможности расширения границ управляемости - при каких ус
ловиях и какие ныне не управляемые (не зависящие от нас, неизменяемые
параметры нововведения) факторы могут стать управляемыми. И наоборот,
какие из ныне управляемых могут стать неуправляемыми (графическое изоб
ражение).
Заключение:обмен высказываниями - "что нового я узнал о положении дел с данным нововведением".
Пленарное собрание участников:
- доклады групп (с визуализацией);
- обсуждение и сравнение их;
- выводы.
Й день: выявление проблем
- Рефлексия предыдущего дня: каковы основные расхождения в анализе ситуа
ции? Чем они вызваны? Как мы выглядели в сравнении с другими группами?
- Какие противоречия характерны для данного нововведения? Разложить по
средствам, целям, интересам и т. д. Противоречия между кем и кем? Между
чем и чем? Почему это противоречие нас беспокоит? Для кого именно это
составляет проблему? (согласовать реестр проблем).
- Взаимосвязь проблем: выделение корневой проблемы (наиболее важной,
общей, лежащей в основе других проблем). Причинно-следственные связи
между проблемами. Изобразить структуру проблемного поля.
- Отделить объективные противоречия (вызванные положением участников
нововведения в организационных и межорганизационных структурах) от
субъективных противоречий (взаимные предубеждения, подозрения, стерео-
типы восприятия друг друга, личные напряжения между руководителями). Как это сказывается на ходе нововведения?
- Соотношение существующего и желаемого как проблема: как можно опре
делить идеальное состояние организации данного и других подобных ново
введений? Что из этого идеального реализуемо в принципе? Где расхожде
ния особенно велики?
- Выдвижение стартовых проблем для решения: по актуальности, значимости
по отношению к другим, решаемости. Распределить по приоритетности.
Заключение:обмен высказываниями - "что нового для себя я узнал сегод
ня о проблемах данного нововведения".
Пленарное собрание участников:
- доклады групп (с визуализацией);
- обсуждение и сравнение их;
- выводы.
4-5-й дни: разработка проектов решений(2 дня)
- Рефлексия предыдущего дня: каковы основные расхождения в понимании
проблем у разных групп и категорий участников? Чем они вызваны? Как мы
выглядели в сравнении с другими группами?
- Выбор проблемы для решения: оценка проблематизационного материала с
точки зрения актуальности и решаемости, определение широкого и узкого
планов проблемы; с чего начать решение? Что дает решение данной пробле
мы? Письменное или графическое изложение предмета работы (решаемый
комплекс задач).
- Поиск альтернативного "идеала": какое должно было бы быть? Что это дало
бы? В чем конкретные отличия от нынешнего положения? Каковы слабые
места такого варианта?
- Сценарий изменений: что будет, если...?
(Возможен перерыв на 1-2 дня)
- Пути движения к желаемому состоянию: отделить достижимое от нереаль
ного (причины и основания для их деления); набор промежуточных измене
ний, распределение последовательности. Сетевой график изменений.
- Ожидаемые препятствия и потери: новые трудности и неопределенности,
возможный ущерб, минимизация потерь. Комментарий к графику измене
ний: "строки осторожности".
- Оценка сводного проекта изменений с позиций реальных моногрупп: какие
преимущества и недостатки увидят в проекте организатор, разработчик (про
ектировщик новшества), как воспримет его пользователь? Корректировка.
Перечень возможных контраргументов.
Заключение:обмен высказываниями - "что нового я нашел в путях решения реальных проблем".
Пленарное собрание участников:
- доклады групп (с визуализацией);
- обсуждение и сравнение их;
- выводы.