Термины, относящиеся к организации
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008
Учебные вопросы:
1. 3. Термины и определения
Термины и определения
Технический эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями или опытом, необходимыми группе по аудиту.
Термины, относящиеся к качеству
Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.
Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное.
Требование – документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения.
Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований.
Компетентность – продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике.
Термины, относящиеся к менеджменту
Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей.
Система менеджмента организации может включать в себя различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система финансового менеджмента или система экологического менеджмента.
Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества.
Принципы менеджмента качества, изложенные в стандарте, могут служить основой для разработки политики в области качества.
Цели в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества. Цели в области качества обычно базируются на политике организации в области качества. Цели в области качества обычно устанавливаются для соответствующих подразделений и уровней организации.
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Высшее руководство – лицо или группа работников, осуществляющих руководство и управление организацией применительно к качеству.
Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Руководство и управление применительно к качеству обычно включает в себя разработку политики в области качества и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.
Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Эффективность – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Термины, относящиеся к организации
Организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Инфраструктура – совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации.
Производственная среда – совокупность условий, в которых выполняется работа. Условия включают в себя физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы).