Двузубый» трезубец
(по Dergowskia Bentley, 1987)
Разделение на эпитомическое-эйдо-лическое также является важным моментом, так как восприятие фигур не следует рассматривать как унитарный психологический процесс. Совместно с Серпеллом36 Дереговский разработал концепцию, согласно которой восприятие рисунков рассматривают как набор навыков. «Квалифицированный» респондент может справиться с широким разнообразием сигналов и использовать те из них, которые соответствуют данной ситуации. Основное здесь — это признание респондентами того факта, что ситуация требует применять определенные навыки. Это означает, что нужно научиться трактовать картины как репрезентацию реального пространства. Как мы говорили, меканцы испытывали здесь некую трудность. Другой навык состоит в том, чтобы знать, как интерпретировать слабые сигналы. По-видимому, западные респонденты уже умели интерпретировать сигналы линейной перспективы, которые содержались на некоторых изображениях Хадсона.
Термин «навык» используют по-разному. С одной стороны, он относится к
36 См. Serpen & Deregowski, 1980.
столь общим феноменам, которые попадают в границы термина «механизм восприятия». С другой стороны, знание специфических символов (например, волнистые линии в карикатурах для передачи движения) также называется навыком. Поэтому возникает вопрос о том, существуют ли различные навыки сами по себе или же они иерархически упорядочены некоторым способом.
Теоретическое подход к восприятию изображения как к набору навыков ясно показывает, что культуры могут отличаться в специальных сигналах и/или по относительной важности каждого из них. Стоит допустить, что культурно-специфические условия будут определять, как эти навыки должны быть приобретены. В этом смысле подход, который постулирует набор навыков, фактически признает вариации кросс-культурных различий при реакции на рисунки, которые, с западной точки зрения, включают подобные сигналы глубины. Однако этот теоретический подход не может выйти далеко за пределы простого наблюдения существующего положения дел.
Если обобщать доказательства, то эмпирические результаты позволяют сделать вполне определенные выводы. Практически нет ни малейшего сомнения, что школьники всего мира легко узнают фотографии распространенных объектов и четкие репрезентативные наброски. Относительно простые рисуночные пособия эффективны при обучении в разных странах — от Шотландии до Индии и Ганы37. Трудности восприятия чаще всего возникают у «пиктографически» неискушенных людей или с технически продвинутыми и сложными паттернами, особенно с их комбинациями. Интерпре-
37 См. Jahoda, 1976.
тация технических схем — это наиболее очевидный пример38.
Теоретические результаты можно оценивать двумя, в чем-то противоположными способами. С одной стороны, следует подчеркнуть, что существенное понимание трудности в пиктографической коммуникации было получено за несколько десятилетий довольно интенсивных исследований. С другой стороны, можно доказать, что объединенный теоретический подход, который объясняет, как механизмы восприятия и опыт восприятия окружающей среды взаимодействуют между собой, все еще далеко от нас. Не уверены мы также и в направлении движения. Ключевая проблема касается того, насколько произвольны условности изображения. Если некоторые условности более, чем другие, ведут к репрезентациям, которые близко моделируют реальное пространство, то кросс-культурное исследование сможет помочь нам обнаружить основные принципы восприятия.