Предыстория психодиагностики 6 страница

В этот период продолжает увеличиваться количество диагностических методик. Представление о количестве психологических тестов в 1940 г. дает «Ежегодник психических измерений», издаваемый Оскаром Буросом (Buros, 1941), в соответ­ствующем выпуске которого опубликованы обзоры по 325 тестам и просто пере­числены 200 тестов. Естественно, далеко не все из этих тестов пользовались по­пулярностью среди психологов.

Так же как и Первая мировая война, Вторая мировая стимулировала разработ­ку новых тестов. В начале Второй мировой войны психологи США вновь обраща­ются к разработке групповых тестов для нужд армии. Так появляется Армейский общий классификационный тест{The Army General Classification Test) — группо­вой тест, проведенный примерно с 10 миллионами военнослужащих в ходе вой­ны. Были изобретены многие другие тесты для использования, например, при от­боре морских офицеров, пилотов. Известны множество «военных» модификаций ранее применяемых тестов (групповой тест Роршаха, сокращенный вариант ТАТ и др.). В то же время значительный прогресс был достигнут в создании ситуаци­онных тестов,которые допускали прямое воздействие на обследуемого мощных стрессовых факторов. Они использовались для отбора лиц, наиболее подходящих для выполнения разведывательно-шпионской деятельности во время Второй ми­ровой войны. Едва ли кто-нибудь из взрослых мужчин, пригодных к военной службе, сумел избежать прохождения психологических тестов. По имеющимся данным, к 1944 г. были обследованы 20 млн человек.

В Великобритании основным тестом, проводимым с целью военной классифи­кации, был тест прогрессивных матриц Равена.Этот тест оказался полезным как средство предсказания успешности в деятельности, связанной с эксплуатацией радарных установок.

Несмотря на официальную политику, направленную против использования тестов, они сумели выжить и в нацистской Германии. При формировании воору­женных сил рейха, наряду с тестами, определяющими разного рода технические способности, использовались и тесты отбора командного состава. К началу Вто­рой мировой войны в Германии существовало немало пунктов определения пси­хологической пригодности к военной службе, а позднее — к службе в авиации.

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Официально тестирование было запрещено в 1942 г. Американские историки пси­хологии обычно указывают на две причины такого запрета: 1) психологическое тестирование — это демократическая процедура в том смысле, что отбор основы­вается на психологических особенностях индивидуума, а не на членстве в домини­рующей политической партии или социальной группе, и 2) проявлялось желание отрицать существование психологических проблем в немецких вооруженных си­лах. Однако психологическое тестирование скрытно проводилось в рамках немец­кой программы использования рабского труда народов оккупированных стран. Отдельные германские промышленники санкционировали тестирование для наи­более эффективного распределения рабочих ресурсов. Примерно 425 000 людей, насильно привлеченных к работе на Германию, были подвергнуты групповым те­стам, созданным по образцу тех, которые использовались в США во время Пер­вой мировой войны.

Несмотря на то что использование тестов в армии приносило несомненную пользу для решения широкого круга задач, делались заключения и о том, что роль психологии и психологов не была столь значительна, как это могло показаться. Такая точка зрения «изнутри» принадлежит Дж. Гилфорду, принимавшему не­посредственное участие в психологических исследованиях в авиации во время войны. Этот исследователь отмечает, что психологи действительно усовершен­ствовали процедуры обучения пилотов. Тем не менее было обнаружено, что мно­гообразие тестов для диагностики личностных качеств имеет небольшую ценность для предсказания успешности пилотирования. Данные, полученные с помощью личностных опросников и проективных методик, имели весьма невысокую до­стоверность. Наиболее полезной для предсказания того, кто будет хорошим авиа­тором, была биографическая информация. Впрочем, военные психологи, отвечая на эту критику, обоснованно подчеркивали, что они не могли предсказать резуль­таты обучения пилотов, не получив возможности узнать личностные характери­стики успешного военного летчика.

В 1942 г. появляется вторая редакция теста Векслера, известная как Векслер-Белльвью-Н, или «армейский Векслер». В этом десятилетии шкала Векслера — несомненный лидер среди методик для определения уровня интеллектуального развития в США. Ее привлекательность возросла, когда Векслер указал на то, что определенные типы разброса показателей по отдельным субтестам могут быть по­лезны для диагностики органических поражений мозга, шизофрении и некоторых других психических патологий. В многочисленных исследованиях была доказана достоверность данных Векслера, хоти многие психиатры подчеркивали, что эти данные не могут быть единственным основанием для диагноза в каждом отдель­ном случае.

В 1949 г. Векслером была опубликована шкала для определения уровня интел­лектуального развития детей, построенная по образцу шкалы для взрослых. Она была стандартизирована на 200 детях: 100 мальчиках и 100 девочках каждого воз­растного уровня от 5 до 15 лет. Выборка стандартизации состояла из детей белой расы, были пропорционально представлены географические регионы США, го­родское и сельское население, учитывался характер занятий родителей. Эта шка­ла начала постепенно вытеснять все еще обладающую большой популярностью шкалу Стэнфорд-Бине.

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Старк Р. Хатауэй

Родился в Мичигане 20 августа 1903 г. Степень бакалавра получил в 1927 г. в Огайском
университете. В том же университете годом позже он защищает магистерскую диссер­
тацию. В 1930 г. переезжает в Миннесоту, в 1932 г. получает степень доктора философии,
а спустя пять лет — постоянное преподавательское место в Медицинской школе универ­
ситета. Знакомство с неврологом и психиатром Мак-Кинли, руководителем департамен­
та нейропсихиатрии Медицинской школы, происходит в то время, когда Хатауэй, рабо­
тая над докторской диссертацией, посещает учебные курсы и проводит исследования в
этой школе. На протяжении своей большой жизни, а умер он в 1984 г., Хатауэй занимал­
ся многими психологическими проблемами. Круг его интересов простирался от стати­
стики до изучения сна, американцы считают его пионером психофизиологических иссле­
дований в области детекции лжи. Однако мировую известность он приобрел прежде все­
го как один из создателей MMPI. J.

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Для тестирования младенцев (от 2 до 30 месяцев) наиболее широко использу­емой стала шкала П. Кеттелл, дочери Джеймса Кеттелла. Однако оставался дис­куссионным вопрос о валидности и надежности этой шкалы. Среди других наи­более известных тестов для диагностики когнитивной сферы личности, представ­ленных в этот период, был проводимый в группах Стэнфордские тесты достижений (Stanford Achievement Tests, 1940), а также формы R, 5 и ГКлассифи-кационного теста Отиса(Otis Classification Test, 1941).

Опросник Кьюдера (Kuder Preference Record, 1942 г.) состоял из 168 заданий, выбранных таким образом, чтобы измерить интересы личности в девяти областях: искусстве, конторской работе, математике, литературе, механике, музыке, поли­тике, науке и сфере социальных услуг. В этом же году начинают свою работу Кат­рин Бриггс и ее дочь Исабель Майерс. Разрабатываемый ими опросник строится на теории Юнга. Работа над «Индикатором типа Майерс-Бриггс»(Myers-Briggs Type Indicator, МВТГ) затягивается на долгие годы, и его исследовательская фор­ма будет опубликована только в 1962 г.

Все большее внимание психологов привлекает Миннесотский многоаспект­ный личностный опросник(The Minnesota Multiphasic Personality Inventory, ММРГ), созданный психологом Огарком Р. Хатауэеми психиатром Мак-Кинли (Starke Hathaway, J. С. McKinley, 1940, 1943). Несмотря на то что первоначально MMPI был предназначен для содействия в дифференциации психиатрических диагно­зов, его шкалы, основанные на 550 утверждениях, также начинают использовать при диагностике непатологических личностей.

Из новых личностных опросников также необходимо отметить появившийся в 1947 г. Моудслейский медицинский опросник(Maudsley Medical Questionnaire). Этот тест, предназначенный для диагностики нейротизма, был первым из серии известных опросников, разработанных английским психологом Гансом Юргеном Айзенком.Пытаясь выделить основные свойства личности, а затем разработать соответствующие инструменты их измерения, некоторые исследователи в конце 1940-х гг. обращаются к факторному анализу. Изучение Дж. Гилфордом и его кол­легами взаимокорреляций между отдельными заданиями (вопросами) и их после­дующий факторный анализ привели к созданию известного «Обозрения темпера­мента»(Guilford-Zimmerman Temperament Survey, 1949). Однако пик развития это­го направления исследований произойдет позднее, во второй половине 1940-х.

     
    Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru
 
  Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru

Ганс Юрген Айзенк

Родился в Берлине в 1916 г. В 1934 г., после обучения в различ­ных частных школах, он покидает Германию и отправляется в Лон­дон, решив посвятить себя изучению физики. Однако уже в на­чале обучения в Лондонском университете Айзенк разочаровы­вается в избранной им области науки и обращает свой взор на психологию. Психологическое образование завершает получени­ем степеней бакалавра (1938) и магистра (1940). Значительное влияние на формирование психологического мировоззрения Ай-зенка оказал его учитель Сирил Барт, известный своей убежден­ностью в генетической предопределенности интеллекта. Профес­сиональная карьера Айзенка связана прежде всего с известной клиникой Моудсли и Институтом психиатрии Лондонского университета, в котором он ра­ботал до своей кончины в 1997 г.

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru

В 1940-е гг. разными исследователями почти одновременно предложена ме­тодика вынужденного выбора, используемая при конструировании личностных опросников. По существу, обследуемый должен выбрать между двумя или более фразами. Например, нужно указать, какая из фраз наиболее, а какая — наименее характерна для обследуемого. Задания, построенные по типу вынужденного вы­бора, обычно используют для контроля над действием так называемых установок на ответ, в частности установки на социально-желательные ответы (см. ниже об опроснике А. Эдвардса).

Дальнейшее развитие получает проективный подход к диагностике личности. При этом резко возрастает число исследований, связанных с пятнами Роршаха. С 1939-го по 1947 г. состоялось 436 публикаций только по одной этой методике. Значительный шаг в развитии теста Роршаха был сделан Клопфером и Келли (Klopfer и Kelley, 1942), опубликовавшим руководство по тесту с рядом иннова­ций. Предложенные в этом руководстве идеи развития теста Роршаха превзошли по популярности ранее принятую на вооружение клиницистами систему обработ­ки и интерпретации Самуила Бека (S. J. Beck, 1944,1945).

Тест Роршаха, состоящий из неопределенных чернильных пятен, казался иде­альным инструментом для сравнительных исследований лиц, принадлежащих к разным культурам. Однако вскоре стало очевидно, что тест не является интакт-ным по отношению к культуре, но даже если бы это было так, то все равно необхо­димо учитывать тот факт, что психолог, который проводит и интерпретирует ре­зультаты, всегда принадлежит к определенной культуре. Американский антро­полог Юлиус Генри в 1941 г. одним из первых делает важный вывод о том, что достоверные интерпретации результатов, полученных с помощью теста Роршаха, могут быть сделаны только в том случае, если психолог имеет глубокие знания о культуре, в которой предполагается проводить тестирование.

После окончания войны появляются новые проективные методики. Тест Сау­ла Розенцвейга(1945) предназначался для оценки реакций на фрустрациюи со­стоял из 24 рисунков. Каждый рисунок изображал двух людей в ситуации фруст­рации. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Персонаж, изобра­женный слева, произносит слова, которыми описывается собственная фрустрация, или те, которые фрустрируют другое лицо. Над персонажем, находящимся справа,

   
  Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru
 
  Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru

Давид Рапапорт

Родился в 1911 г. в Будапеште. Во время учебы в колледже специа­лизировался в математике и физике. После знакомства с психоана­лизом его интересы обращаются к психологии. В 1938 г. получает степень доктора по психологии (Будапештский университет). В этом же году эмигрирует в США. Работал в качестве психолога в госпита­лях Нью-Йорка, Канзаса. В 1940 г. по приглашению Карла Менниге-ра работает в его клинике, руководя психологическим департамен­том. В 1948 г. переезжает в Стокбридж (Массачусетс). В этот пери­од занимается исследованиями в области психоанализа и публикует книги «Организация и патология мышления», а также «Структура психоаналитической теории: попытка систематизации», Наибольшую известность Д. Ра-папорту принесла публикация совместно с Р. Шафером и М. Гиллом ставшего сегодня классическим двухтомника «Диагностико-психологическое тестирование» {Diagnostic Psychological Testing, 1945-1946). Умер в 1960 г. в Стокбридже.

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru нарисован пустой квадрат, в который необходимо вписать первый пришедший на ум ответ. На основе этих ответов оценивались направление реакции индивидуума в ситуации фрустрации, ее тип, а также степень социальной адаптации.

В тесте Шнейдмана(1947) предлагалось выполнить рисунок, а затем расска­зать о том, что изображено. Тест на завершение предложений Саймондса (1947)предлагал тестируемому в качестве задания основу предложения, которое необ­ходимо закончить. Тест Блекки,созданный Блюм в 1949 г., требовал составления рассказа по рисункам, изображающим жизнь собачьего семейства. Полагалось, что, скажем ребенок, рассказывающий о собаках, будет говорить о своих пробле­мах и проблемах окружающих его людей. На каждом из рисунков были изобра­жены одна или несколько собак в ситуациях, отражающих аспекты функцио­нирования личности, постулированные психоаналитической теорией (например, комплекс Эдипа, анальный и оральный импульсы и т. д.).

В США, не без влияния известного специалиста в области психодиагностики Давида Рапапорта,набирает известность тест Сонди. Бюллетень Szondi, основан­ный в 1949 г., предоставил возможность общения всем, кто был заинтересован в этом тесте.

Дальнейшее развитие получила проективная техника, основывающаяся на анализе рисунка. Оказалась весьма продуктивной идея рассматривать рисунок не только как отражение уровня интеллектуального развития, но и в качестве про­екции личности. В тесте Карен Софии Маховер(Karen Machover, 1948) требо­валось нарисовать человека, а затем — лицо противоположного ему пола. К. Ма-швер одна из первых стремится использовать для разработки диагностического инструмента известную связь между рисуемой фигурой и личностью рисующего. Гест Бука (1948) основывался на рисунке дома, дерева и человека. Появлялись идругие, сходные с названными, рисуночные проективные техники.

Цвета, которым придавалось разное психологическое значение, давно притя­гивали внимание исследователей. Тест цветового выбора(1948) был предложен ивейцарским психологом Максом Люшером. Эта проективная методика, неодно-сратно подвергавшаяся критике за умозрительность теоретических построений штора (наиболее валидно ее использование в качестве индикатора психических

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Карен Маховер (София Карен Альпер)

Родилась в Минске (Белоруссия) 12 сентября 1902 г.; спустя восемь лет семья эмигри­ровала в США. В 1924 г. поступила в Нью-Йоркский университет, степень бакалавра по­лучила в 1929 г., магистре 1935 г. Во второй половине 1930-х гг. поступила в докторанту­ру Колумбийского университета, однако по неизвестным причинам прервала обучение. Была лицензирована как клинический психолог. Работала в Белльвю-госпитале с 1929 по 1969 г. Преподавала в Новой школе социальных исследований (1950-1953) и Бруклин­ском колледже (1949-1952). Ушла в отставку в начале 1970-х, но продолжала уделять вре­мя частной психотерапевтической практике. Маховер была социально активным челове­ком, она немало времени посвятила защите женских прав. В период Великой депрессии вместе с мужем организовывала помощь психологам, ищущим работу. Будучи ярым про­тивником войны во Вьетнаме, участвовала в деятельности различных антивоенных коми­тетов и организаций. Во многом благодаря Маховер, в США сформировался статус кли­нических психологов, была определена отличная от психиатров сфера их деятельности в клинике. Умерла К. Маховер 22 января 1996 г. в возрасте 93 лет. Важнейшей ее работой, определившей известность и место в истории психологии, стала книга «Проекция лично­сти в рисунке человеческой фигуры: метод исследования личности»(1949).

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru состояний, но не свойств личности), тем не менее получила в 1960-е гг. в мировой психодиагностике значительную популярность (по данным некоторых опросов конца 1990-х гг. — лидирует в российских психодиагностических исследованиях). Впоследствии появились и другие цветовые методики, например Тест цветовых пирамид Пфистера—Хейса(1951), однако ни одна из этих методик не могла срав­ниться по своей популярности с рисуночными тестами, не говоря уже о тесте Рор­шаха и ТАТ. Впрочем, общей проблемой было практически полное отсутствие убедительных для всех психологов доказательств валидности и надежности этих техник.

В конце 1940-х гг. достаточно активно обсуждается вопрос о значении ситуа­ционных переменных применительно к данным, получаемым посредством проек­тивных техник. Предположения о том, что; проективные тесты окажутся нечув­ствительными к ситуационным переменным, оказались несостоятельными. На­пример, когда человек перед обследованием поссорился с экзаменатором или про­сматривал фотографии обнаженных тел, его ответы на тест Роршаха отличались от тех, которые были даны в случае отсутствия влияния этих факторов. Соответ­ственно получаемые данные стали рассматриваться как отражающие, наряду с устойчивыми параметрами личности, факторы ситуационные. Возникала нелег­кая задача отделения одних от других. Более того, среди значительной части пси­хологов росло раздражение от разбухающей массы сомнительной ценности иссле­дований, посвященных выявлению предсказательно-диагностической силы тех или иных показателей проективных тестов (по большей части это относилось к тесту Роршаха).

Несмотря на критику, очень многие психологи сохраняли свой энтузиазм по отношению к проективным методикам. Сторонники проективного подхода были убеждены в том, что в противовес традиционным психометрическим тестам, учи­тывая все их достоинства, проективные методики являются своеобразной доро­гой, ведущей в удивительный мир неосознаваемого. Свидетельство тому — состо­явшийся в августе 1949 г. в Цюрихе первый съезд специалистов по тесту Роршаха и другим проективным методикам.

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Макс Люшер

Родился в 1923 г. в Базеле (Швейцария). Образование в области философии и психоло­гии получил в Базельском университете. Доктор философии (по психологии) с 1949 г. Преподавал в Цюрихском университете, Швейцарском антропологическом институте и других учебных центрах Швейцарии и за границей. Профессор психологии Амстердам­ского университета (1957-1959). Создатель Института медицинской психодиагностики (Германия, 1960). Вел активную психотерапевтическую практику. Знакомство еще в сту­денческие годы с работами Роршаха послужило стимулом к разработке цветового тес­та, который развивается автором с начала с 1940-х гг. В 1960-1970-х гг. цветовой тест становится одной из наиболее популярных в мире психодиагностических методик, пе­реведен на 17 языков, в том числе японский и хинди. Помимо цветового теста основной психолого-философский труд Люшера — «Четырехцветный человек, или Путь к гармо­нии» (1977). С 1965 г. Люшер живет в Лозанне.

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru В 1949 г. Раймонд Бернард Кеттелл и др. основывают Институт тестирования личности и способностей (The Institute for Personality and Ability Testing, IPAT), который был призван создавать и развивать соответствующие исследовательские инструменты, публиковать посвященные им работы. Звездным часом в деятель­ности этого института была публикация опросника 16 личностных факторов, раз­работанного Р. Кеттеллом и его сотрудниками (см. ниже).

Параллельно созданию новых методик ведется разработка математико-стати-стического аппарата психологического тестирования. Этому посвящены работы многих исследователей. Так, значительный вклад в развитие факторного анализа был внесен Кеттеллом и его сотрудниками. В 1946 г. ученик Терстоуна, один из основателей Американского психометрического общества (1935) Гарольд Гал-ликсенпубликует свою, ставшую знаменитой работу «Парные сравнения и логи­ка измерения», посвященную развитию взглядов своего учителя на количествен­ную оценку установок, предпочтений и тому подобных феноменов, долгое время полагаемых как не поддающихся измерению.

1.3.5. Развитие психодиагностики в 1950-е гг.

В психодиагностических исследованиях традиционно лидируют уже известные методики. К1951 г. имелось 1219 публикаций, посвященных тесту Роршаха, в 493 использовалась шкала Стэнфорд-Бине, а Векслер-Белльвю была отдана 371 пуб­ликация. Достаточно много исследований было связано с ТАТ и MMPI. При этом снижался интерес к некоторым методикам, например тесту Сонди. Бурое в 1953 г. сообщает о 793 тестах, т. е. их число увеличилось примерно на 250 за десять лет.

В 1955 г. появляется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых(WAIS), имевшая аналогичную Векслер-Белльвю структуру. Шкала была стандар­тизирована на выборке, состоящей из 1700 человек обоего пола в возрасте от 16 до 64 лет. В этой выборке были пропорционально представлены лица, относящиеся к различным профессиональным и образовательным группам с учетом их географи­ческого местоположения и принадлежности к городской или сельской местности.

Векслер не предлагает собственного определения интеллекта, следуя спирме-новским представлениям о его структуре. Факторный анализ шкалы позволил вы­делить следующие основные факторы: общий интеллект (G), вербальный фактор, невербальный фактор и фактор памяти. Немного позднее была опубликована

   
  Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru
 
  Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru

Раймонд Бернард Кеттелл

Родился 20 марта 1905 г. в Хиллтопе, деревне в предместье Бир­мингема (Англия) в семье заводчиков. Семья переехала в Южный Девоншир, когда будущему психологу исполнилось 6 лет. В юные годы он интересовался химией, однако знакомство с работами Сирила Барта определило выбор будущей профессии. В Лондон­ском университете Кеттелл получил все свои ученые степени: ба­калавр в области химии (1924), доктор философии по психоло­гии (1929), магистр в области образования (1932), доктор наук (1939). Тема его первой докторской диссертации — «Субъектив­ный характер познания и дочувственное развитие восприятия». Преподавательскую деятельность начал в Эксетерском универ­ситете с 1927 г. С 1932 по 1936 г. — директор городской детской клиники в Лейсэстере. В 1937 г. по приглашению известного американского психолога Торндайка начинает работу в Колумбийском университете США. В 1938 г. принимает предложение Стэнли Халла и становится профессором университета Кларка. Преподает в Гарварде с 1941 по 1945 г. С 1945 г. жизнь и деятельность Кеттелла связаны с Иллиной-ским университетом. В 1973 г. уходит в отставку. Однако уже в 1974 г. переезжает в Го­нолулу и становится профессором Гавайского университета и Гавайской школы профес­сиональной психологии. Основатель и первый директор лаборатории оценки личности и группового поведения в Иллинойском университете (1946). Один из основателей Инсти­тута тестирования личности и способностей (IPAT). При его непосредственном участии было создано «Общество многовариативной экспериментальной психологии» и основан журнал этого общества — «Многовариативность исследования поведения». Кеттелл внес фундаментальный вклад в психологию личности и, несомненно, стал одним из тех психо­логов, которые определяли лицо этой науки XX в. Он опубликовал более 50 книг и 400 ста­тей, в которых развивал современную теорию личности, основанную на эмпирических данных, внес крупнейший вклад в психологические методы анализа и измерительные процедуры. Умер Раймонд Кеттелл 2 февраля 1998 г. в своем доме на Гавайях, работая до последнего дня, несмотря на тяжелые болезни, мучившие его много лет.

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru и первая сокращенная версия векслеровской шкалы интеллекта, так называемая краткая форма Доппельта(Doppelt short form, 1956).

Вечно актуальный для исследований интеллекта вопрос о соотношении в нем генетического, врожденного и социального, приобретенного стимулировал неод­нократные попытки создания тестов, якобы измеряющих «чистый» интеллект, не­зависимый от культуры и образования. К наиболее известным из таких тестов принадлежит Культурно-свободный тест для измерения интеллектаР. Кеттел­ла, опубликованный в 1958 г. В дальнейших попытках измерения «чистого» ин­теллекта, как мы увидим далее, произойдут события, значение которых выходит за рамки собственно психологических исследований.

Говоря об измерении общих способностей, нельзя обойти вниманием разрабо­
танный в эти годы службой занятости США тест GATB( General Aptitude Test Bat­
tery, 1956), который широко используется службами консультации и профотбо­
ра. Эта батарея тестов общих способностей первоначально предназначалась для
измерения 10 факторов с помощью 15 тестов. К этим факторам относятся общие
способности к обучению, вербальные, числовые и другие способности. Позднее, в
1970-е гг. будут собраны данные по обследованию примерно 25 000 работников
разных профессий, а также учащихся. Подчеркнем то, что валидность GATB и по­
зднее разработанных на его основе методик устанавливалась по профессиональ­
ным критериям, а не по академической успешности, как это принято в тестах ин­
теллекта. '

Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 6 страница - student2.ru Гарольд Оливер Галликсен

Родился в 1903 г. в Вашингтоне. Степени бакалавра (1926) и магистра (1927) получил в Вашингтонском университете, затем продолжил образование в университете Огайо, где посещал семинары Терстоуна. В 1929 г. покидает университет в Огайо и работает ин­структором по психологии в Чикагском университете, где под руководством Терстоуна защищает докторскую диссертацию (1931). С 1933 г. работает в Чикагском университе­те как ассистент Терстоуна, занимаясь обработкой данных, полученных в первых иссле­дованиях, обращенных к изучению первичных умственных способностей. В последующие годы работает в экзаменационной комиссии, занимаясь разработкой тестов и теорети­ческими основами тестирования. Ассистент-профессор (1938) и ассоциированный про­фессор психологии (1942) Чикагского университета. В годы Второй мировой войны раз­рабатывает процедуры оценки для школ военно-морского флота, в том числе тесты для отбора офицеров. В 1945 г. профессор психологии Принстонского университета. После создания Службы образовательного тестирования становится советником и директором Программ по психометрии в том же университете, сочетая эту работу с преподаватель­ской деятельностью. Уходит в отставку из университета в 1972 г., а позднее (1974) — из Службы образовательного тестирования. Основные работы Галликсена посвящены пси­хологическому шкалированию («Парные сравнения и логика измерения», 1946) и теории тестов («Теория ментальных тестов», 1950), они многие десятилетия оставались признан­ными руководствами для всех работающих в этой области специалистов и послужили ос­новой для разработки современной статистической теории тестов. Умер в 1996 г.

Наши рекомендации