Надежность и валидность ЛД
Надежность всех факторов ЛД высока: 0,83 для фактора О, 0,82 для С и 0,81 для А.
Конструктивная валидность оценок по шкалам и факторам ЛД демонстрируется их связями с характеристиками личности, измеренными одним из классических личностных опросников — 16-факторным опросником Кеттела, и опросником на уровень субъективного контроля (УСК). Из корреляций между 21 шкалой ЛД и 16 факторами опросника Кеттела значимыми являются 86 (р<0,05). Это составляет 36% от общего числа подсчитанных корреляций, что намного превышает те 5% значимых корреляции, которые можно было бы ожидать при случайных связях между методами. Существенно также, что у всех без исключения шкал ЛД значимые связи оказались хотя бы с одним из факторов Кеттела. Это свидетельствует о том, что самооценки по 21 шкале ЛД закономерно отражают по крайней мере некоторые личностные характеристики из тех, которые измеряются значительно более трудоемким Опросником Кеттела, состоящим из 166 пунктов.
Корреляции между факторами ЛД и Опросника Кеттела приведены в приложении 2.
Приложение 2
Корреляции между факторами ЛД и Личностного опросника Кеттела
О | С | А | ||||
А | .39 | .32 | .40 | |||
В | — .32 | |||||
С | .38 | |||||
Е | .34 | |||||
F | .38 | |||||
G | ||||||
И | .34 | |||||
I | .35 | .42 | .75 | |||
L | — .28 | |||||
М | ||||||
N | ||||||
О | —.26 | |||||
Q1 | ||||||
Q2 | — .37 | — .30 | — .26 | |||
Q3 | .25 | .26 | ||||
Q4 | — .29 | — .32 | ||||
N = 65. Приведены только значимые (Р < 0.05) корреляции. Нули перед запятой опущены.
Средние и стандартные отклонения факторных показателей ЛД (самооценки)
О | С | А |
Средние стандартные отклонения N = G5 | 1.50 | 1.09 | 0.63 |
0.81 | 1.05 | 1.06 | |
Интерпретация факторов ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, атрактивности, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные — напротив, его отвержению.
Фактор Силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие значения указывают на астенизацию и сильную тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность, отрицательные — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
В некоторых экспериментальных и прикладных задачах может возникнуть необходимость анализа результатов по отдельным шкалам ЛД /например, сравнение средних показателей разных выборок или изучение корреляций шкал ЛД с некоторыми другими переменными/, а не только суммарных оценок факторов.
При практическом использовании ЛД часто возникает необходимость количественного сравнения данных между собой. К примеру, может оказаться полезным сопоставить самооценки, данные одними и теми же испытуемыми в разных состояниях или ситуациях, или сравнить то, как воспринимают психотерапевтов разные члены группы. В таких случаях следует вычислять абсолютную величину разности между оценками стимулов по любому из факторов в отдельности. При необходимости получить интегральную оценку воспринимаемого расстояния между стимулами следует воспользоваться формулой:
DАВ = √ (ОА – ОВ) 2 + (СА - СВ) 2 + (АА – АВ) 2,
где: DAВ — воспринимаемое расстояние между стимулами (людьми) А и В; ОА ОВ — значения этих стимулов по фактору О; СА СВ — их значения по фактору С и АА АВ— по фактору А.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать или вовсе не соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе могут иметь первостепенное значение.
Использование метода ЛД
ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении он сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов —с лнчностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, очевидной самому испытуемому направленностью на данные самосознания. Несмотря на это, как показывает сопоставление ЛД с 16-факторным опросником Кеттела, по крайней мере, некоторые традиционно получаемые с помощью опросников характеристики личности могут быть получены и с помощью ЛД. Поэтому использование ЛД возможно в ряде тех диагностических ситуаций, в которых применяются опросные методы исследования личности. Уровень самоуважения, доминантности — тревожности и экстраверсии - интроверсии являются достаточно важными показателями в таких клинических задачах, как диагностика неврозов и пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, по и в комплексе с иными диагностическими процедурами. Подобное применение ЛД возможно не только в психоневрологической клинике, но и соматической медицине, особенно при решении реабилитационных задач в онкологии, кардиологии и т. д.
От социометрических методов исследования отношений в малых группах ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к использованию в двух клинических областях — в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон группового процесса, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д. В дальнейшем на основе ЛД возможна разработка формализованных критериев эффективности групповой психотерапии.
В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка) между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования — подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например «Каким должен быть отец», «Идеальная жена», «Моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояний между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства, сложившегося в отношениях супругов (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.). уяснить роль ребенка в семейном конфликте.
Метод ЛД быть использован и в разнообразных областях экспериментальной и прикладной социальной психологии — в исследованиях групп и коллективов, межличностного восприятия, массовых коммуникаций.
Приложение 4 Бланк личностного дифференциала и ключ к обработке
Фамилия__________________Пол_________Возраст____________
О + 1. | Обаятельный | - Непривлекательный | |||||||
С - 2. | Слабый | + Сильный | |||||||
А + 3. | Разговорчивый | - Молчаливый | |||||||
О - 4. | Безответственный | + Добросовестный | |||||||
С + 5. | Упрямый | - Уступчивый | |||||||
А - 6. | Замкнутый | + Открытый | |||||||
О + 7. | Добрый | - Эгоистичный | |||||||
С - 8. | Зависимый | + Независимый | |||||||
А + 9. | Деятельный | - Пассивный | |||||||
О - 10. | Черствый | + Отзывчивый | |||||||
С + 11. | Решительный | - Нерешительный | |||||||
А - 12. | Вялый | + Энергичный | |||||||
О + 13. | Справедливый | - Несправедливый | |||||||
С - 14. | Расслабленный | + Напряженный | |||||||
А + 15. | Суетливый | - Спокойный | |||||||
О - 16. | Враждебный | + Дружелюбный | |||||||
С + 17. | Уверенный | - Неуверенный | |||||||
А - 18. | Нелюдимый | + Общительный | |||||||
О + 19. | Честный | - Неискренний | |||||||
С - 20. | Несамостоятельный | + Самостоятельный | |||||||
А + 21. | Раздражительный | - Невозмутимый |