Кто контролирует язык человека, контролирует и его сознание
Чтобы понять, что такое тоталитарное сектантство, надо обязательно прочесть книгу Джорджа Оруэлла
«1984».Этот талантливый роман написан в жанре антиутопии. Оруэлл описывает «идеальное» тоталитарное государство, беспощадно подавляющее индивидуальность своих граждан. На самом деле описанная в книге атмосфера — это прежде всего атмосфера внутрисектантской жизни. Сформулированные автором принципы порабощения и контролирования сознания и соответствующие механизмы, описанные в книге, — это то, что действует внутри секты.
В числе прочего Оруэлл открыл такой закон: тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Ведь, попав в любую секту, жертва начинает говорить на ее языке. В нашем случае это может быть и русский язык, но в нем происходит тонкая подмена понятий, когда ключевые слова приобретают другое значение, и адепт невольно начинает мыслить категориями секты. Наверное, те из вас, кто общался с членами той или иной секты, обращали внимание на особенность, которую можно назвать «эффектом магнитофона», когда человек совершенно не воспринимает того, что вы говорите, и только отдельные ваши слова играют роль пальца, нажимающего на кнопку. Человек выхватывает какое-то одно слово, кнопка срабатывает, и он выдает соответствующий текст. То, что вы говорите дальше, проходит мимо его сознания, хотя вы и говорите с ним по-русски — на его родном языке. Он не может уже воспринимать вашей речи.
Многие секты изобретают и сложный собственный язык. Например, сайентологи должны вызубрить многотомный словарь хаббардизмов (Л. Рон Хаббард — основатель сайентологии) и перейти на этот чудовищно безграмотный жаргон. Но даже в менее, так сказать, «лингвистически» направленных сектах, таких, например, как ЦХ («Церковь Христа»), есть определенные термины на русском языке (они называются «загруженными терминами»), которые несут в себе совсем иную смысловую или эмоциональную нагрузку, чем та, которая изначально в них заложена. Скажем, здесь слово «традиционный» — плохое, оно как бы нажимает определенную кнопку в сознании сектантов, вызывая цепь определенных негативных ассоциаций. Умело манипулируя такими «загруженными терминами», сектантский лидер добивается полной покорности и беспрекословного повиновения своей жертвы.
Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 47
Так, у мунитов малейшее сомнение в правильности слов или действий лидера любого уровня немедленно квалифицируется как «синдром Каина и Авеля» (один из наиболее часто употребимых мунитских «загруженных терминов») и, таким образом, подавляется в зародыше: мало кому хочется признать себя первоубийцей Каином. Еще более зловещими были «загруженные термины» в секте «Небесные врата». Например, человеческие тела заранее дегуманизировались, будучи обозначенными словами «контейнер» и «оболочка». А такие слова, как «покинуть планету» или «спасти собственную жизнь», значили «совершить самоубийство», поэтому когда пришло время и Эпплуайт объявил, что пора «сбрасывать оболочки» и «покидать планету», никто из его адептов уже не воспринимал зловещего смысла сказанного и все безропотно последовали за ним.
Итак, кто контролирует язык человека, тот контролирует и его сознание. Так получилось, что язык, на котором сегодня говорит наша страна, — это совсем не тот язык, на котором говорим мы с вами, члены Православной Церкви. На самом деле сектанты впереди нас — они говорят на том языке, который понятен большинству. Люди сейчас или не понимают таких простых слов, как, например, покаяние, грех, ересь, ответственность, благодать, догмат, святость, таинство, молитва, спасение и т. п., или вкладывают в них совершенно иной смысл.
Зато если вы включите телевизор, то увидите, что по одной программе говорят о карме, по другой — об энергетике, по третьей — о космическом разуме, по четвертой — об открытии чакр, по пятой — о пробуждении кундалини, по шестой — о медитации. И когда приходит очередной Сёко Асахара и говорит, что он раскроет вам чакры, пробудит кундалини и научит самой эффективной технике медитации, эти слова падают на хорошо удобренную почву. А вот когда священник говорит, что нужно покаяться, нужно обратить взор внутрь себя, нужно молиться и участвовать в таинствах, — это непонятно, это намного труднее и далеко не так «комфортабельно». В лучшем случае от современного человека можно услышать, что он любит зайти в храм, потому что там «энергетика хорошая» и он, дескать, там может «подзарядиться». Но потом оказывается, что какой-нибудь Виссарион предлагает еще куда лучшую и намного более действенную энергетику — и наш ценитель духовности с радостью бежит к сибирскому «мессии».
Одна грандиозная попытка замены языка нам известна — большевики по существу перепахали и переделали весь русский язык. У Маршака есть стихотворение: любознательный пионер спрашивает у седоусого дедушки, что такое «городовой», «царь», «слуга», «бог», и тот отвечает, что да, были вот такие гадкие слова, но сейчас их нет, и какой ты сча-
Часть первая. Глава 2
стливый, внучек, что тебе не нужно знать эти слова. Ну что ж, зато появились «Рабкрин», «медсестра», «зарплата», «ВЦСПС», «примкамера», «жилплощадь», «каналармеец». На этом кошмарном жаргоне говорила целая страна, творили поэты, создавали свои романы писатели. Конечно, до конца уничтожить русский язык и вытравить из него все христианские слова и понятия большевикам не удалось. Но во многом они преуспели. Сейчас советской власти больше нет, но «пошел новый процесс»: сегодня один новояз успешно заменяется другим.
В конце мы будем говорить о том, что объединяет все секты. Неоязыческое оккультное движение с английским названием «New Age» («Нью Эйдж», «Новая Эра») тем или иным способом охватывает все современные тоталитарные секты. Есть определенный ньюэйджевский словарь, который встречается во всех наших СМИ: «глобальная деревня», «космический корабль Земля», «новое мышление» (подробно об этом написано в соответствующей главе этой книги) — все это ньюэйд-жевские термины, воспринимая которые, люди начинают мыслить соответствующими категориями. И эта глобальная атака на христианство куда более опасна, чем все предыдущие Ч
Истоки и особенности современных тоталитар- Сами СвКТЫ существуют СТОЛЬКО ных сект, их оккультный характер же, СКОЛЬКО существует ХРИСТИЭН-
ство. Из истории христианства мы
знаем, что с самого начала существования христианской Церкви стали появляться гностические секты, а затем монтанизм, манихейство и т. п. Сектантское искушение постоянно присутствовало в истории Церкви.
В XX веке произошло некое качественное изменение, так как по-. явилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первоначально он явил себя в политической ипостаси, а затем возникли и религиозные секты, которые мы сейчас называем тоталитарными. Эти секты используют все новейшие технологии контролирования сознания, которые раньше попросту еще не были изобретены. При современных скоростях передвижения, технологических новшествах, обилии информации и умении манипулировать ею контролирование сознания принимает массовый и тотальный характер, что ранее было попросту недостижимо.
Предтечами современных тоталитарных сект, вероятно, следует считать секты мормонов и иеговистов. Это секты-долгожители, они действу-
11) См. главу 21 о движении «Нью Эйдж».
Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 49
ют и поныне (у нас в стране тоже). Их история во многом показательна; зная ее, можно с определенной долей вероятности предугадывать пути развития других, более молодых сект (если, конечно, им удастся прожить столь долгое время).
Важной вехой в возникновении современного популярного религиозного мышления можно считать Всемирный Парламент Религий в Чикаго,который собрался в 1893 г. Он был организован оккультной сектой сведенборгиан при активом участии Теософского общества, основанного нашей (увы!) соотечественницей Е. П. Блаватской. Идеологи Общества утверждали, что оно объединяет в себе все религии. Уже тогда в воздухе носились идеи объединения всех государств мира, которые воплотила после Первой мировой войны Лига Наций. Созвучной времени была и идея объединения различных религий. Требование единства мира было связано с религиозной и культурной унификацией. Оккультная теософская идеология и есть тот синтез, который западные интеллектуалы попытались создать между религиями Востока и Запада. Он и породил ту единую оккультную систему, с которой, как представляется, в той или иной степени соотносимы почти все современные тоталитарные секты. Как можно говорить (хотя бы в культурологическом смысле) о христианском мире, христианской культуре, христианской цивилизации, так же можно говорить и об оккультном мире, оккультной религии (reli-gio occulta), к которой принадлежат все современные тоталитарные секты. Одной из их предтеч стала Елена Петровна Блаватская.О ней мы поговорим отдельно в главе, посвященной движению «Нью Эйдж».
Давно витавшая в воздухе идея единства мира, к которой постепенно приближался Запад в результате развития техники и все большей интеграции национальных культур в единую цивилизацию, лучше всего была сформулирована на Востоке. Именно там идея о единстве всего сущего неизбежно порождала мысль о внутренней тождественности всех религий. Смешение самых различных верований уже давно стало характерной чертой Индии и Китая. Одним из первых, кто сформулировал принцип единства всех религий мира, был индийский жрец богини Кали1} Рамакришна (1836-1886).«Бог один, отличаются лишь его имена, — говорил он, — одни называют его Аллахом, другие Богом, кто-то Брахманом, кто-то Кали, кто-то Кришной, Иисусом, Буддой»2'.
Эту мысль на Парламенте Религий в Чикаго озвучил ученик Рама-кришны — Свами Вивекананда.Вот его слова:
I
1) Индийская богиня смерти, живущая в местах сожжения трупов и требующая кровавых жертвоприношений.
2) Цит. по: Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М., 1991. С. 82.
Часть первая. Глава 2
«Если одна религия истинна, то все остальные тоже должны быть истинны. Так что религия Индии столь же ваша, как и моя. Мы, индусы, не просто терпимы, мы объединяем себя со всеми религиями, молясь в мечети с магометанином, поклоняясь огню с зороастрийцем и преклоняя колени перед крестом с христианином. Мы знаем, что все религии сходны и от простейшего фетишизма до самого высокого поклонения Абсолюту являются лишь попытками человеческого духа охватить и осознать Бесконечное. Поэтому мы собираем эти цветы и, связав их вместе нитью любви, создаем из них дивный букет богослужения» Ч
Итак, нам предлагается красивый, миролюбивый и терпимый синтез. Но насколько он возможен для честного, непредвзятого верующего? Это ложь, что все религии отличаются в мелочах и едины в главном. Религии могут быть сходными в мелочах, но принципиально различаться в главном. Какие-то техники исихазма могут походить на йоговские техники созерцания, но цели, к которым стремятся индийский аскет и афонский монах, — абсолютно противоположны. И, в конце концов, стремление объединить все существующие религии приводит лишь к созданию еще одной секты. Недалеко от Чикаго есть бахаистский храм, который имеет девять входов, соответствующих девяти крупнейшим религиям мира. Каждый из них ведет к единому алтарю, расположенному в центре зала. Заметим, к бахаистскому алтарю.
Реинкарнация реинкарнации 2) Какой же синтез предлагают нам
современные оккультные системы? Рассмотрим идею реинкарнации (переселения душ), которая в той или иной степени лежит в основе большинства из них. Эту идею, как известно, можно найти в религиях индийского происхождения — буддизме, индуизме, джайнизме. Но то переселение душ, которое мы обнаруживаем в оккультизме, ничего общего с классическим буддистским или индуистским переселением душ (реинкарнацией) не имеет. В восточных религиях переселение душ — это неотъемлемая часть закона сансары (этот термин в переводе с санскрита буквально значит «прохождение [через воплощение]»). Сансара чаще всего сравнивается с мельничным колесом, которое крутится столько, сколько течет река, то есть вечно. Лопасть колеса погружается в воду, проходит через нее, выходит на поверхность, а потом все повторяется
I
1) Цит. по: Серафим Роуз. Православие и религия будущего. М., 1991. С. 39.
2) В основе этого раздела лежит ряд идей, высказанных профессором Огордом в публичных лекциях.
Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 51
сначала — и так до бесконечности. В воззрениях индуизма и буддизма мы бесконечно умираем и возрождаемся к жизни. Сансара и следующая из нее реинкарнация, — это проклятие для человечества. Мы несем ответственность в будущей жизни за то, что делаем в этой жизни — и так без конца. То, чем мы являемся сейчас, детерминировано нашими прошлыми воплощениями. Жалеть страдающего человека не за что: если с ним что-то произошло, значит, он сделал что-то плохое в прошлой жизни и несет за это ответственность. Зло, однажды сотворенное, уже никогда не пропадает из мира, также как и круги, расходящиеся по поверхности воды, потревоженной падением камня, продолжаются еще долго после того, как камень опустился на дно моря.
Однажды я был на выступлении буддийского ламы, активно открывающего миссии и в нашей стране. Его зовут Оле Нюдал (Нидал), он датчанин по национальности. Лама сказал: не стоит жалеть пятилетнюю девочку, которую изнасиловал ее дядя; значит, в прошлой жизни она сама была дядей и изнасиловала свою племянницу; ничего не поделаешь, в будущей жизни у нее будет что-то лучше, а вот дядя-насильник сам станет девочкой. Такая вот страшная система. Все восточные религии предлагают путь, как человеку вырваться из этого кошмарного круговорота. Этот причинно-следственный закон называется у них кармой (одно из наиболее употребимых сейчас слов). Само слово означает «действие»; наши «кармисты» очень любят поговорку «что посеешь, то и пожнешь»: что, дескать, мы посеяли в прошлой жизни, то и пожинаем в этой.
Но, согласно восточным религиям, добрая карма ничуть не лучше, чем злая, плохая карма: она еще больше привязывает нас к колесу сансары. Творили мы всю жизнь добро, делали хорошее — ну, воплотимся мы в следующий раз в семье брахмана. А потом что? Все равно что-то сделаем плохое, спустимся вниз. Восточные религии предлагают разные варианты того, как вырваться из этого круга, но главное — это стать безучастным, отрешиться от добра и зла, как бы уйти в небытие. Тогда круг страданий прекратится.
Поэтому приверженцы восточных религий, если они до конца последовательны, отвергают всякую благотворительность, которая по большому счету лишь вредит человеку. Известный немецкий сектовед Фридрих Хаак (ныне покойный) рассказывал такую историю. Однажды он шел с известным индийским гуру по улице Калькутты. По пути им встретился нищий, который выглядел настолько больным и несчастным, что это бросалось в глаза даже в этой стране, где, возможно, одно из самых больших в мире количество нищих на душу населения. Хаак выгреб из своих карманов все, что у него было и отдал бедолаге. Гуру (кстати ска-
Часть первая. Глава 2
зать, очень состоятельный человек) снисходительно усмехнулся. «Странные люди вы, христиане, — сказал он. — Дав нищему денег, ты только повредил ему. Своими страданиями он изживал свою плохую карму. Теперь он сможет облегчить свои мучения, но его плохая карма все равно останется при нем, и он вынужден будет продолжать "отрабатывать" ее в следующем воплощении. Знай, что благодаря тебе его следующее воплощение будет намного хуже, чем оно могло бы быть...»
Страшная и абсолютно неприемлемая для христианина система...
Теософы же вкладывают в идею реинкарнации свой особый смысл. Теософия — это продукт второй половины XIX века, когда резко ускорилось развитие науки и техники, победоносно шествовал капитализм, вызывая некий общий поступательный оптимизм (все будет хорошо, наука скоро все преодолеет и начнется новая счастливая жизнь).
Герои Жюля Верна приезжают на необитаемый остров, создают на нем ячейку идеального общества и начинают там все взрывать и переделывать, строить электростанции и поворачивать течение рек с юга на север или наоборот. В конце концов сам остров взлетает на воздух, но это неважно, это случайность, главное — в конце концов наука все познает, переделает и сделает лучше, чем было.
Не случайно появление эволюционных идей Чарльза Дарвина, которые были тогда чрезвычайно популярными: все эволюционирует, все развивается к лучшему, все от низших ступеней продвигается к более и более совершенным.
Теософы не могли пройти мимо идей века; их духовное учение приобрело эволюционный смысл. Идея реинкарнации перешла в идею эволюции: колесо кануло в Лету, а вместо него появилась лестница. Но это не лествица Иаковлева, по которой восходят и нисходят Ангелы, а школа накопления процентов за заслуги, благодаря которым человек в каждом воплощении карабкается все выше и выше.
Вместо кошмарного колесного круговорота появилось эволюционное движение наверх — своего рода проявление либерального рыночного капитализма в религиозной жизни. Мы накапливаем заслуги, делаем добрые (в понимании теософов) дела, набираемся полезных (оккультных) знаний. Тем самым мы создаем себе добрую карму и в следующем воплощении оказываемся в гораздо более выгодных условиях. Иными словами, во время жизни человек может сделать выгодную инвестицию, а в следующих жизнях получать проценты с капитала. Карма более не является цепью или ярмом, привязывающим нас к злому или иллюзорному материальному миру, но превращается в приятный эксперимент с капиталовложением для получения максимально высокого
Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 53
процента. Религия превращается в религиозную банковскую систему.
Здесь есть интересный момент в сравнении с дарвиновской теорией эволюции: у Дарвина эволюция происходит благодаря накоплению благоприобретенных качеств. Животное приспособилось, научилось что-то лучше делать — так ему удалось выжить, а детеныши его уже отличаются от детенышей других особей этими унаследованными качествами. За счет этого за многие тысячелетия происходит развитие, переход из одного вида в другой. Скажем, потомки собаки, научившейся ловить мышей, выживут, когда подохнут от голода все остальные собаки, и, в конце концов, сделаются кошками. Я, конечно, упрощаю, но смысл именно в этом.
В конце XIX века люди стали понимать: что-то не срабатывает. Если, допустим, я выучил китайский язык, это вовсе не значит, что его будут знать мои дети или даже что им будет чуть-чуть легче его учить — то есть приобретенные качества не передаются по наследству. Система Дарвина стала пробуксовывать. И тут ученица Блаватской Анни Безант предложила свой прорыв: приобретенные качества не передаются по наследству, но они передаются в следующем перевоплощении. Они наследуются таким образом, что если, скажем, я сейчас знаю китайский язык, то в следующем воплощении я, может быть, стану китайским императором. Такова поступательная схема: не биологическая эволюция, а эволюция при помощи переселения душ, реинкарнационная. Оценку научности этого «великого» открытия можно вынести за рамки данного изложения...
Важно понять, что такого рода понимание реинкарнации лежит по существу в основе всех современных оккультных систем. Это не восточная — пессимистическая, выстраданная — идея реинкарнации, которую мы находим в буддизме или индуизме, а странный гибрид из обрывков всевозможных (и зачастую логически несовместимых) религиозных понятий и банковской системы.
Каждая ИЗ сект, О КОТОРЫХ МЫ будем Коммерческие культы: человеку трудно при-ГОВОРИТЬ, представляет определен- знаться, что он совершил глупость
ного рода синтез, у них всегда (за
редким исключением) достаточно сложное, неоднозначное происхождение. Этот эклектический религиозный постмодернизм и есть плод того ложного синтеза, который начался с Блаватской и ее теософских построений. Синтез искусственный, ранее никогда не существовавший и в конце концов убивающий настоящие религиозные чувства. Очень сложный вопрос: можно ли вообще такие секты называть религией? Слово
Часть первая. Глава 2
религия происходит от латинского слова religare, что значит «восстанавливать связь», то есть связь с Богом, но в сектах связь происходит всегда с лидером, с главарем секты, который фактически становится на место Бога, а для своих последователей фактически и есть Бог. Иногда в сектах об этом говорится прямо, иной раз косвенно — лидер объявляется «посланником Бога», «величайшим пророком», «мессией» и т. п. в зависимости от контекста, в котором существует учение секты. Но почти всегда лидер в глазах своих адептов фактически воспринимает на себя божественные функции и становится объектом божественного почитания. А кроме того, необходимо помнить и о коммерческой подоплеке, присутствующей практически в каждой тоталитарной секте.
Но есть секты, в которых нет собственно религиозного учения, учения о Боге. Даже пользуясь понятием религии в самом широком смысле, в новом определении, сформулированным диаконом Андреем Курае-вым, определившим религию как попытку преодоления смерти и установления связи с духовным миром, — даже в этом смысле ряд сект мы не сможем назвать религией. В них есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Такие секты религиеведы называют коммерческими (или индустриальными) культами.Типичные примеры подобных сект — «Гербалайф» или «Эм-Уэй»(«Am-way») и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга». Один из признаков пирамид — это то, что людям обещается прибыль не только (и не столько) от торговли, сколько от вербовки в организацию новых людей. Каждому члену обещается процент от всех продаж, совершенных теми, кого они приведут в организацию. И характерно, что одно из первых заданий, которое дается желающим поступить в коммерческий культ, — это составить список (с адресами и телефонами) всех знакомых, которых они могли бы попытаться привести в «фирму». Итак, религиозного учения у таких сект, как правило, нет1', но методы их деятельности и контролирования сознания своих членов — совершенно сектантские. Чтобы не быть голословным, расскажу о своих впечатлениях о посещении собрания «Гербалайфа» в арендованном ими зале. Придя туда, вначале слышишь оглушительную музыку. Все приплясывают, подпрыгивают в такт, вместе скандируют. Психологи отмечают, что такая подготовка (разогрев) делает человека гораздо более внушаемым.
11) Парадоксальным образом в них религия заменена верой, и именно здесь выявляется расхождение этих понятий, обычно отождествляемых.
Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 55
В какой-то момент музыка резко смолкает, на сцену выходит человек и начинает говорить. Он говорит русскими словами, но совершенно не по-русски — с английскими интонациями и английским синтаксисом. И все «гербалайфовцы» на том собрании, выходя на сцену, говорили именно так, совершенно одинаково. При этом никто из них не умеет говорить по-английски. Говорят примерно следующее: «Здравствуйте, мы очень рады приветствовать вас тут, здесь. Как хорошо, что вы пришли, мы очень рады, что вы тут, здесь сегодня. Первый раз в жизни вы сделали правильный выбор! Мы поздравляем вас, что вы его сделали, показали мудрость и пришли к нам сюда. Это прекрасно, это потрясающе! Это ваш первый шаг на пути к успеху, здоровью и процветанию. Еще раз поздравляю вас!»
Дальше начинается пересказ «Хороших новостей», или «Евангелия от Гербалайф»: об американце Марке Хьюзе, мать которого была голливудской актрисой. Ей нужно было похудеть на 20 килограммов, и она потеряла эти 20 килограммов, сыграла свою роль, получила «Оскара», но потом умерла, потому что диета была не та. И Марк Хьюз, благородный человек, поклялся, что найдет средство, чтобы все могли худеть и не умирать. Он отправился в Гималаи, общался там с мудрецами и нашел некий продукт, который дает человеку силы, бодрость, здоровье — сразу все на свете. Вернувшись домой, он обнаружил там свою единственную бабушку при смерти: она едва могла открывать рот. Хьюз насыпал ей в рот немного своего средства, и на следующий день бабушка уже плясала польку и торговала этим средством по всему Лос-Анджелесу.
«И вот, наконец, я рад, что вы уже приобщились к нашей избранной группе, несущей миру такое чудодейственное средство. Пусть встанут и подойдут ко мне те, кто может рассказать о происшедших с ними чудесных, восхитительных, потрясающих переменах».
И тут на сцену начинают один за другим выходить люди. Это очень похоже на то, как выступают люди на сектантских харизматическо-еван-гелических сборищах: я был таким страшным грешником, но теперь я святой. Выступления гербалайфовцев строились приблизителен© так: «У меня был туберкулез (или язва, или половина печени отрезана), гайморит, радикулит и инфаркт миокарда, а сейчас я начал принимать Продукт, принимаю его три недели — и посмотрите, какой я! Я уже абсолютно здоров! Кроме того, я стал в три раза умнее и энергичнее прежнего! Наконец-то у меня началась абсолютно новая жизнь! И все это благодаря Продукту!» Человек говорит все громче, подпрыгивает, приплясывает, а один из них даже завопил, воздымая руки кверху: «Спасибо тебе, Продукт! Ты изменил мою жизнь. Это здорово! Это великолепно! Это потрясающе!»
Часть первая. Глава 2
Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 57
Все признаки секты здесь присутствуют: замкнутый круг, собственный язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего мира, черно-белое восприятие действительности, чувство избранности и элитизм, чувство некоего спасительного знания, чувство миссии, которую они несут миру. У гербалайфовцев даже есть лозунг: «Our mission is nutrition!» — «Наша миссия — питание!» Для таких организаций характерно и изменение системы ценностей, когда признаются только ценности внутри-групповые.
Все эти методы объясняются очень просто: «Гербалайф» — коммерческая организация, построенная по типу пирамиды, в которой богатеет только самая верхушка — весьма ограниченное число людей. Как привлекать и держать остальных? Есть некий препарат, при помощи которого человек то ли похудеет, то ли нет. Его содержания мы не знаем. Можно предположить, что, как и во многих подобных средствах, в нем содержится ряд амфетаминов, далеко не безвредных субстанций, убыстряющих обмен веществ (и могущих вызывать привыкание). Человек купил гербалайфовские препараты, похудел или наоборот— не похудел. А дальше что? Дальше он может узнать, что продукт, оказывающий по меньшей мере такой же эффект, но произведенный лицензированной фирмой, продается в магазине и стоит подешевле «Гербалайфа».
Но фирма, предвидя этот этап, предупреждает, что помимо похудения и улучшения здоровья, человек может стать сказочно богатым, если будет распространять «Гербалайф». Он будет зарабатывать, сам торгуя «продуктом», но — главное — он будет получать процент от каждой продажи, совершенной завербованными им новыми «дистрибьюторами» (распространителями) «Гербалайфа». Так потенциальные клиенты покупаются на пирамидальную приманку.
Человек покупает «продукт», поначалу продает его всем своим знакомым и родственникам (потому что его нужно покупать за свои деньги, а потом уже перепродавать), ну а потом? Вся квартира завалена герба-лайфом — куда его девать?
И тут включается третий элемент: ладно, вы не похудели и не разбогатели, но зато вы член замечательной организации избранных, которая несет миру просвещение и освобождение. То есть вместо здоровья и богатства подсовывается идеология. Более того, уверяют вас, разбогатеть вы можете, только если искренне верите в уникальность фирмы и чудодейственность продукта. Тогда у вас все получится. Вот видите, как все замечательно получается у вашего коллеги? Если пока не выходит у вас, так это вы сами виноваты. Вложите больше веры, больше денег, больше труда в распространение продукта — и тогда ваши усилия
будут вознаграждены. Но отдать нужно всего себя без остатка. Ведь вначале вам удавалось хорошо распространять продукт и зарабатывать? — это потому, что у вас была мотивация, а сейчас вы ее утратили. Предлагаем вам записаться на курсы (семинары) по повышению мотивации. Конечно, за курсы вам придется немного заплатить, но зато вы вскоре начнете зарабатывать так много, что все ваши затраты окупятся с лихвой. Ведь вы уже так близки к богатству и процветанию... Неужели уже практически держа птицу счастья в своих руках, вы ее отпустите?
Приблизительно так учат «дистрибьюторов» продуктов, распространяемых коммерческими культами. Посещение этих курсов или семинаров несколько раз в неделю — одно из необходимых условий членства в секте. При помощи таких семинаров коммерческим культам удается контролировать сознание своих членов, и выходит, что если вначале человек покупает «продукт» с идеологической нагрузкой, то в конце концов он уже платит деньги за идеологию в чистом виде. В этом смысле наинагляднейшим примером коммерческого культа является сайентология, никогда ничем кроме идеологической нагрузки не торговавшая.
И, наконец, нужно помнить о существовании такого общечеловеческого свойства: чем больше люди вложили куда-то материальных средств, сил и здоровья, тем труднее им оттуда уйти. Так было, например, с МММ, с Мавроди, который всех жестоко обманул и облапошил, а потом его выбрали депутатом. Трудно признаться человеку, что он совершил глупость. Все, что он вложил в организацию, держит его в ней.
Или, например, так было, когда основатель адвентизма американец Уильям Миллер объявил, что в 1844 г. произойдет второе пришествие Христа и конец света, и многие люди поверили ему. Они перестали пахать, сеять и собрались в белых одеждах на горе в указанном месте. После бессонной ночи все увидели, что пришествия Христа не случилось, конца света не произошло. Казалось бы, все: конец адвентизму. Ничего подобного: несколько человек отошло, а оставшиеся стали придумывать объяснения, почему столь несомненно и абсолютно истинное пророчество не сбылось. Объяснение вскоре было найдено (было бы желание), и вера последователей Миллера лишь укрепилась.
И в этом случае мы видим тот же самый феномен: слишком много было вложено, трудно отказаться. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).
J
Глава 3