Лекция 1. Предпосылки формирования идеи социального государства: проблемные группы населения, социально напряженные сферы отношений

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

О серьезности социальной напряженности в России свидетель­ствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 г. до 70—80% населения (по разным источникам) находятся на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после Второй мировой войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растет чис­ло детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн де­тей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу про­изводимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опе­редила высокоразвитые страны.

Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболе­ваниями достигло примерно 4,5 млн человек. Растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Пример­но треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях — под ростки. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по коли­честву алкоголиков (около 20 млн человек), но и уверенно догоня­ет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. За период 90-х гг. XX в. число молодых людей, потребляющих наркотики, увеличилось более чем в 3,5 раза (возрастная категория наркома­нов — 13—25 лет); в 6—8 раз возросла наркомания среди школьни­ков и студентов в крупных городах. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого об­ращения с детьми (их продажи!), психологических стрессов, забо­леваний, самоубийств (до 50—80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с указанными группами населения. Имеется и немалый отечественный опыт (как дореволюционного, так и советского пе­риодов). Резко изменилась социальная обстановка в стране, про­цессы обострения социальных отношений требуют осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснован­ную концепцию социальной работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы орга­низации и проведения социальной работы.

Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без уче­та деятельности социальных работников не обходятся ни програм­мы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экс­пертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

ГРУППЫ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В ОПЕКЕ

С учетом сказанного определим группы объектов социальной работы и дадим им краткую характеристику.

Первая группа объектов социальной работы — это группы на­селения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защи­щенность тех групп населения, которые оказались в сложной жиз­ненной ситуации.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (декабрь 1995 г.) дается приемлемое с научной точки зрения определение трудной жизненной ситуации. В 4-й статье данного закона она интерпрети­руется как ситуация, объективно нарушающая нормальную жиз­недеятельность отдельного человека или семьи (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болез­нью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработи­ца, вынужденная миграция, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), из которой они не могут выйти само­стоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возмож­ности и средства.

Таких групп, которые в кризисных условиях России оказались в трудной жизненной ситуации, достаточно много. Попробуем дать классификацию этих объектов, используя различные основания.

1. Прежде всего это состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоя­тельно свои жизненные проблемы.

Одной из таких групп являются граждане-инвалиды (как взрослые, так и дети). К ним примыкают лица, подвергшиеся ра­диационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Поскольку социальная работа является такой отраслью знания, в которой значительное место занимает эмпирический, приклад­ной компонент, то важным является толкование объекта с точки зрения социологического исследования как носителя той или иной социальной проблемы, как конкретной области социальной реаль­ности, сферы деятельности субъекта общественной жизни. АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний. Ясно, что эта группа населения оказалась в трудной жизненной обстановке в результате потери (в той или иной степени) здоровья, вследствие того, что полученная доза облучения не позволяет в полной мере заниматься производительным трудом и требует постоянного ле­чения. К этим группам близки и специально выделяемые семьи, в которых имеются дети-инвалиды, а также группы (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступ­кам.

2.Служба и труд в экстремальных социальных условиях, таких, как войны. По этому основанию выделяются участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны. Их жизненная си­туация усугубляется как преклонным возрастом, так и, конечно, состоянием здоровья этих людей. К ним непосредственно при­мыкают вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и мирное время. Сюда же можно отнести бывших несовершеннолетних узников фашистских лаге­рей.

3.Пожилой, пенсионный возраст людей (шире — их пенсионное состояние), в силу чего они оказались в сложной жизненной ситу­ации. Сюда относятся одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим осно­ваниям).

4.Девиантное поведение в его различных формах и видах. К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшие­ся в условия х, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувши­еся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитатель­ных учреждений; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляю­щих алкоголем, употребляющих наркотики.

6.Трудное, неблагополучное положение различных категорий се­мей. В связи с этим в эту группу населения, оказавшегося в слож­ной жизненной ситуации, можно отнести: семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; не­полные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологи­ческим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагоги­ческой несостоятельностью родителей. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.). На этом основании выделяют детей из детских домов и школ-ин­тернатов (до достижения ими материальной независимости и со­циальной зрелости); осиротевших или оставшихся без попечения родителей детей; безнадзорных детей и подростков.

7.Бродяжничество, бездомность. Это — лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы.

8.Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии. В связи с этим выделяют группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находившихся в отпуске по ухо­ду за ребенком.

9.Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подверг­шихся политическим репрессиям, и впоследствии реабилитирован­ных.

Предложенная группировка не является единственной. Можно, вероятно, дифференцировать указанные группы людей (в соответ­ствии с теми или иными основаниями) более конкретно или, на­оборот, выделяя более широкие категории. Это зависит от целей и задач исследования, решения практических задач.

Второй важнейшей группой объектов социальной работы явля­ются различные сферы жизнедеятельности людей. В этом случае под социальной работой следует понимать главным образом ее широ­кое толкование как решение не только повседневных проблем, но и решение, предотвращение острых социальных проблем в гло­бальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и другие проблемы социализации человека, групп, общностей).

Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы весьма многообразны. Среди них важнейшими являются:

• сфера производства, производственной и социальной инфра­структуры. Эта сфера включает в себя среду, обстановку, про­цесс создания материальных и других благ; комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяй­ственное производство, а также население; материально-ве­щественные элементы, обеспечивающие условия жизнеде­ятельности в обществе — в производственной, политической и духовной сферах, в семье и быту;

• городские и сельские, а также промежуточные формы расселе­ния. С точки зрения социальной политики и социальной рабо­ты в этой сфере жизнедеятельности людей важно учитывать

размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производительных сил, виды производства (про­мышленного и сельскохозяйственного и др.), насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.;

сфера здравоохранения — система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений, осуществляющих ме­роприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека;

сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовки и переподготовки кадров, начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями, а также соответ­ствующую инфраструктуру;

сфера науки — область жизнедеятельности, осуществляемая научно-исследовательскими институтами и лабораториями, научными центрами, конструкторскими бюро и другими уч­реждениями, коллективами и отдельными учеными и направ­ленная на получение, обоснование и систематизацию объек­тивных знаний о явлениях и процессах, протекающих в при­роде и обществе;

сфера культуры включает в себя предметные результаты дея­тельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а так­же человеческие силы и способности, реализуемые в деятель­ности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нрав­ственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей);

• культурно-досуговая сфера — часть нерабочего времени, ис­пользуемая для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), твор­ческой и любительскойдеятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности; силовые структуры общества включают в себя армию, воен­ный флот, пограничные части, милицию (полицию), ОМОН и другие силовые подразделения, осуществляющие защиту госу­дарства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны. Сюда же включается, естественно, вся инфраструкту­ра силовых подразделений, призванная обеспечить выполне­ние соответствующих функций указанных силовых структур; пенитенциарная система — это исправительно-трудовые уч­реждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушение или преступление, а также деятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной соци­ализации) наказуемых;

• социально-этническая среда — в широком смысле это общест­венно-политическая система в целом, в которой функциони­рует (действует, развивается) социально-этническая об­щность: общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и ин­ститутов, общественное сознание, культура данного обще­ства (сообщества); в узком смысле означает непосредствен­ное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей: семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнооб­разные группы людей социального и социально-этнического характера;

• сфера бытового обслуживания населения — часть сферы обслу­живания, оказание непроизводственных и производственных услуг (ремонт жилья, химчистка вещей, пошив и ремонт одежды, обуви, автотехобслуживание, прокат, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т.д.) соответствующими учреждениями и предпри­ятиями.

В каждой из этих сфер как объектов социальной работы с уче­том их специфики решаются (должны решаться) вопросы по со­зданию нормальных условий труда и отдыха, оказания медицин­ской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работаю­щих в этих сферах людей и всех групп, слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами. В конечном счете речь идет о создании (путем осуществления социальных мероприятий) нор­мальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации людей, их различных групп и слоев, отдельных лич­ностей*.

Наши рекомендации