Формирование и развитие памяти.
Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во – первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во – вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в опосредственное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемонических приемов и средств. В – третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффетивная, образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развитии человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как её иногда называл П. П. Блонский, “память – рассказ”. Она имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.
Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П. П. Блонский.
Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по – видимому раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.
Список основной литературы:
1. Блонский П. П. Память и мышление. – М., 1979 г.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. – М, 2001 г.
3. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – Кн.1. – М., 1997.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – Т. 1.- М., 1989.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону, 2000.
Список дополнительной литературы:
1.Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы – М.: Мир, 1978.
2. Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975 г.
3. http://www.elitarium.ru/index.php?pid=46&id=1102
Контрольные вопросы
1. Раскройте значение памяти в жизни человека.
2. Что представляет собой память как психический процесс?
3. Укажите основания для классификаций видов памяти.
4. Что такое амнезия?
5. В чем заключаются индивидуальные различия памяти у людей?
6. Дайте характеристику процессов памяти.
7. В чем специфика различных теорий памяти?
Глоссарий
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
Амнезия | временная потеря памяти на те или иные временные жизненные события | |
Антероградная амнезия | нарушение памяти, когда страдает способность ввода новой информации в долговременную память при сохранной кратковременной и долговременной памяти | |
Память | способность к получению, хранению и воспроизведению и забыванию жизненного опыта | |
Ретроградная амнезия | болезненное нарушение памяти в результате которого страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. | |
Эффект края | лучше всего по памяти воспроизводятся тот материал, который подавался в начале и в конце. |