Boring E. G. A History ofexperimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 26 страница
Несмотря на подчеркивание своеобразия первобытного мышления, которое заключается в его конкретно-сти, утверждение универсальности ментальных структур стирает качественные различия между конкретно-историческими формами сознательных образований. Вопрос об этих различиях стал предметом острой полемики между К. Леви-Строссом и сторонниками исторического метода в анализе сознания (в частности, лидером французского экзистенциализма Ж.-П. Сартром).
А. Валлон развивает взгляд, согласно которому между современным и другими типами мысли нет противоречия. Он защищает положение о постоянном прогрессе развития человеческого знания, так, что «на каждой стадии мысли категории представляют собой то, чем они могут быть в зависимости от тех средств, которыми располагает человек по отношению ко всей Вселенной» 19. Ф. Клике («Пробуждающееся мышление», 1983) раскрывает в архаическом мышлении предпосылки рационального определения реальности. В ходе исследований первобытного мышления возникло требование производить их на задачах, имеющих для исследуемых лиц практический смысл. Эту идею защищал М. Верт-геймер в своей ранней работе о числовых образах и числах у примитивных народов. Он показал, что особенности практики дают основу для познавательной деятельности.
Реконструкции хода исторического развития человеческого мышления в прошлом способствуют межкультурные исследования — область, получившая развитие в зарубежной психологии начиная с 50-х гг. Ее предметом являются не споры о первобытном мышлении, а исследование особенностей познавательной деятельности разных культур и народов Африки, Дальнего Севера (Аляски), индейских племен Южной Америки, находящихся на низкой ступени социально-экономического развития. Целью была проверка универсальности гипотезы о восприятии, мышлении, памяти. В этих исследованиях представителям различных культур предлагались тесты, составленные из задач, обычно решаемых американцами-горожанами в условиях их социальной и культурной жизни. При этом не учитывались особенности общественно-производственной практики, которая через
19Валлон А. От действия к мысли. М., 1956. С. 124-
систему предъявляемых ею требований к познавательной деятельности человека определяет формы его сознательной деятельности. На результат влияли также такие факторы, как ситуация тестирования, интерес к задаче, страх перед иностранным взрослым и т. п. Так, в силу причин методологического характера межкультурные исследования привели к расистским выводам. Как отмечают Г. Триандис и др. большинство исследований, сравнивающих способности отдельных расовых групп, методологически настолько несовершенны, что их не следовало бы публиковать. Однако они не только публиковались, но и были некритически использованы в качестве основы для политических акций. Примечателен вывод, который делают авторы: «Это недостаточное состояние дел должно быть выправлено в психологии, прежде чем какие-нибудь внешние силы прекратят межкультурные исследования»20.
В рамках межкультурных исследований развиваются и другие подходы к изучению познавательных процессов в условиях разных культур. Они направлены на выявление разнообразных социокультурных условий, детерминирующих мышление людей в различных обществах и позволяющих понять его особенности (Дж. Бру-нер, Г. Яхода, Д. Кэмпбелл, М. Коул, О. Клайнеберг и др.). Экспериментальные исследования по формированию понятий среди племени уолоф в Африке21 показали, что результаты, полученные у уолофских школьников, ближе к результатам школьников Бостона, чем одноплеменников, не получивших школьного образования. Эти и другие данные привели Брунера к выводу, что именно отсутствие интеллектуальной подготовки типа той, которую дети получают в школе, приводит к формированию интеллектуальной деятельности, адекватной для решения конкретных задач и неадекватной — для задач, требующих абстрактного мышления. Эти выводы- чрезвычайно близки к идеям, развиваемым советской психологией (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Тульвисте и др.), об определяющей роли деятельности в развитии познава-
20 Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и куль-
тура//История зарубежной психологин. Тексты. М., 1986.
21 Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятель
ности. М., 1971.
тельных процессов. Изучение психологических процессов в условиях разных культур является важным средством для решения проблем, связанных с пониманием изменений мышления — и психики в целом — в ходе исторического развития человеческого общества.
Большим и важным явлением современной зарубежной психологии является интерес к марксистской теории, которая осознается многими психологами разных (как социалистических, так и капиталистических) стран как открывающая продуктивный подход к объяснению психологических проблем. Подход к человеку как продукту развития в исторических условиях, понимание процесса происхождения и развития человеческого сознания в ходе трудовой деятельности, сам диалектический метод марксистской философии оцениваются в их значении для конкретного исследования в психологии. «Именно марксистская диалектика... избавила психологию от выбора между элементарным материализмом и бессодержательным идеализмом, между топорным суб-станционизмом и безграничным иррационализмом»,— так оценивает значение марксизма для психологии виднейший французский психолог-марксист Анри Валлон22.
Впервые в зарубежной психологии попытку построить психологию на основе принципов философии марксизма предпринял Ж. Политцер (1903—1942). С марксистских позиций Ж. Политцер критиковал буржуазные психологические и философские концепции — классическую буржуазную субъективную психологию, новые направления, особенно психоанализ, а также бихевиоризм, гештальтпсихологию, персонализм В. Штерна и др., интуитивизм А. Бергсона, теоретические основы таких новых областей психологии, как психология индивидуальных различий, психотехника. Политцер показывает, что ни одно из этих направлений, выступивших с критикой классической психологии, не разрешает кризиса психологии 23. Попытка решения кризиса, предложенная К. Бюлером, который призывал объединить все лучшее в субъективной, духовно-научной психологии и бихевиоризме, расценивается Политцером как возвращение психологии на стадию, предшествующую той, которую под-
22 Валлон А. От действия к мысли. М., 1956. С. 237.
23 См. об этом: Хрестоматия по истории психологии/Под ред.
П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М, 1980.
вергли критике Уотсон и Шпрангер. Политцер убедительно показывает, что все новые направления в психологии остаются «связанными» признанием «реализма^ внутренней жизни», а критика старой психологии в каждом из них является частичной, фрагментарной, не затрагивающей основ ее идеалистической трактовки человека. Политцер защищал тезис о том, что задача создания подлинно научной — конкретной — психологии может быть решена только на основе марксизма, который представляет собой единственно адекватную основу психологии как подлинной науки.
Методологические идеи Ж. Политцера получили продолжение и развитие в трудах прежде всего французских психологов: в генетической психологии А. Валлона, в трудах Р. Заззо, в исторической психологии И. Мейерсона и Ж--П. Вернана, Ф. Мальриё, в работах: об общественно-историческом характере личности филог-софа-марксиста Л. Сэва и др. Большой интерес представляет вышедшая в 1976 г. на русском языке книга К. Б. Клеман, П. Брюно, Л. Сэва «Марксистская критика психоанализа» — глубокий труд в области современной французской марксистской мысли, посвященный марксистскому анализу учения 3. Фрейда, его последователей, неудач «фрейдомарксизма» (В. Райх, Г. Мар-кузе, Э. Фромм). Большой интерес к марксизму проявляют психологи ФРГ, Италии, США и других стран-. Говоря об обращении зарубежных психологов к марксизму, следует отметить наличие глубоких расхождений: между разными авторами как в понимании марксистского учения, так и в применении его к психологии24.
Растет авторитет советской психологии за рубежом. Все шире становится круг советских авторов, труды которых выходят в переводах в разных странах мира. Так,. в США издается ежеквартальный журнал «Советская* психология» (сборник переводов статей), выходит трехтомная антология «Советская психология развития»,. осуществляются новые выпуски работ Л. С. Выготского,, А. Р. Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, С.Л.Рубинштейна и др.
24 См. об этом, например: Сэв Л. Психоанализ и исторический* ■ материализм///(лел<дн К. В., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976; Бессознательное. Природа, функция, методы исследования. Т. 1/Под ред. Ф. М. Басина и др. М., 1978.
365--
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................... 3
Раздел первый
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ
УЧЕНИЯ О ДУШЕ.................................................................... .......................................................................................... 22
Глава I. Античная психология.............................................. ......................................................................................... 22
Глава II. Проблемы психологии в средние века и эпоху
Возрождения........................................................................ .................................................................................. 60
Глава III. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа разви
тия психологии в рамках учения о душе .... 72
Раздел второй
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ
УЧЕНИИ О СОЗНАНИИ ....................................................... ......................................................................................... 76
Глава I. Выделение сознания как критерия психики .......................................................................................... 76
Глава II. Оформление эмпирической психологии в философ
ских учениях XVII в............................................................... .......................................................................................... 92
Глава III. Становление ассоциативной психологии .......................................................................................... 102
Глава IV. Становление эмпирического направления во фран
цузской психологии XVIII в.................................................... .......................................................................................... 108
Глава V. Психологическая мысль в России в XVIII в. 118
Глава VI. Психологические идеи в немецкой классической
философии конца XVIII — первой половины XIX в. 122
Раздел третий
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О СОЗНАНИИ
В ПЕРИОД ДО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ
НОЙ ПСИХОЛОГИИ.............................................................. ..................................................................................... 129
Глава I. Становление немецкой эмпирической психологии
в первой половине XIX в............................................. ................................................................................... 129
Глава II. Развитие ассоциативной психологии в XIX в. 135
Глава III. Развитие психологин в России...................... ............................................................................................ 143
Раздел четвертый
РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ . . 15Г
Глава I. Развитие физиологии нервной системы и органов
чувств в XIX в.................................................................................................. 157
Глава II. Возникновение психофизики и психометрии . . 169-Глава III. Развитие эволюционных идей в биологии и их
значение для психологии.................................................... 17^
Раздел пятый
ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (60-е гг. XIX в,— 10-е гг. XX в.) .... 180-
Глава I Первые программы психологии как самостоятельной
науки........................................................................................... 180-
Глава II. Теоретическая борьба периода становления психо
логии как самостоятельной науки........................................................................................... 18$"
Глава III. Развитие экспериментальной психологии и ее при
кладных областей.......................................................................................... 211
Раздел шестой
ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА
(10-е гг. — середина 30-х гг. XX в) .......................... 237
Глава I. Кризис в психологии.................................................... ............................................................................................ 237
Глава II. Бихевиоризм................................................................. ............................................................................................ 239*
Глава III. Гештальтпсихология.............................................. ............................................................................................ 252
Глава IV. Глубинная психология............................................. ............................................................................................ 265
Глава V. Французская социологическая школа .... 292-
Глава VI. Описательная психология....................................... ............................................................................................ 295-
Раздел седьмой
СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗ
ВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .... 301'
Раздел восьмой
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ . . 346-
Учебное издание