Анализ психологических текстов. Проанализируйте статью Г.М
Проанализируйте статью Г.М. Андреевой "Социальная психология и социальные изменения" и ответьте на следующие вопросы [53]:
а) Каковы основные перспективы новой парадигмы для социальной психологии?
б) Определите специфику социально-психологического подхода к анализу социальных изменений?
в) Выделите профессиональные задачи социальной психологии в современном обществе?
Тематика рефератов
- Развитие социальной психологии в русле социологии.
- Три основные парадигмы и предмет социальной психологии.
- Социально-психологические явления, обусловливающие взаимодействие личности с окружающим миром.
- Основные направления зарубежной социальной психологии.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛОЙ ГРУППЫ
Литература 6, 8, 14, 23, 24, 32, 36, 40, 43, 45
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие малой группы в социальной психологии. Основные направления в изучении малых групп.
2. Признаки и функции малой группы.
3. Виды малых групп.
4. Групповые эффекты как механизмы функционирования малой группы.
5. Групповая динамика как совокупность динамических процессов в группе. Эффективность групповой деятельности.
6. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса.
Требования к компетентности:
- уметь определять понятия: "группа", "малая группа", "коллектив", "групповая динамика";
- знать статистические и динамические характеристики группы, использовать эти знания для создания условий ее развития;
- знать сущность механизмов групповой динамики;
- уметь анализировать совместную деятельность, определять и учитывать факторы, повышающие ее эффективность;
- знать характеристики коллектива как малой группы.
Тестовый контроль
1. Группа - это:
а) два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом, знают друг о друге и имеют общую цель;
б) отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений;
в) социальная общность людей, объединенных общим признаком;
г) все ответы верны.
2. Высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности, - это:
а) коллектив;
б) ассоциация;
в) группа;
г) корпорация.
3. Малая группа - это:
а) собрание людей, включенных в координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;
б) миниатюрная социальная система;
в) жизненное пространство личности;
г) все ответы верны.
4. Признаки малой группы - это:
а) интегративность;
б) эмоциональность;
в) микроклимат;
г) все ответы верны.
5. На развитие теории психологии социальных групп оказало влияние множество концепций, среди которых наиболее известны следующие:
а) Теория поля К. Левина;
б) Теория подкрепления Б. Скиннера;
в) Теория психосексуального развития З. Фрейда.
6. К психологическим механизмам групповой динамики относят:
а) разрешение внутригрупповых противоречий;
б) психологический обмен;
в) идиосинкразический кредит;
г) все ответы верны.
7. Групповая динамика - это:
а) процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей;
б) восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений;
в) бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общей цели.
8. К важнейшим процессам групповой динамики относят:
а) принятие групповых решений;
б)сплочение;
в) руководство и лидерство;
г) все ответы верны.
9. Выделяют все нижеперечисленные направления в исследовании малых групп, за исключением:
а) социально-психологического;
б) социометрического;
в) социологического;
г) школы "групповой динамики".
10. Школьный класс как малая группа представляет собой следующее:
а) официальное объединение учащихся;
б) небольшое по численности объединение людей, в котором выполняются два условия: непосредственное общение лицом к лицу, общие цели;
в) объединение людей, где происходит формирование норм и ценностей;
г) все ответы верны.