Несколько правил, выработанных известным психологом и писателем В. Леви
Ожидаемые результаты реализации программы.
По окончании ознакомления с курсом занятий по программе «Формула успеха» студенты научаться:
Уметь получать необходимую информацию о самом себе, знать способы получения такой информации.
Быть готовым к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
Иметь навыки саморегуляции.
Иметь стремление к личностному росту, самопознанию, саморазвитию.
Уметь свободно выражать свои мысли, чувства, переживания.
Владеть навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии.
Иметь осознавать стремление к здоровому образу жизни.
Иметь стремление к активному творческому самовыражению, поиску, раскрытию, утверждению своей индивидуальности, искать пути для самореализации.
Иметь навыки социальной адаптации.
Иметь навыки самопрезентации.
Иметь стремление к успеху.
Авторы: Педагог-организатор ГАОУ СПО Уфимский топливно-энергетический колледж Зайцева К.В.
Педагог-психолог ГАОУ СПО Уфимский топливно-энергетический колледж Шумихина Н.С.
План занятий
Блоки | Темы занятий | Часы |
1-й блок по развитию самопознания «Моя индивидуальность» | «Не похожий на других» «Мои корни» Ресурсный психотренинг «Полюби себя» «Расставляем приоритеты» | 1 час. 1 час. 1час. 2 час. |
2-й блок по развитию мотивации к достижению успеха «Трон успеха» | «Чего я хочу?» «Разумный выбор» «Моя кладовая» «Кризис - возможность для роста» Ресурсный психотренинг «Капля на стекле» | 2 часа 2 часа 3 часа 1 час 2 часа |
3-й блок по развитию лидерского потенциала «Я - лидер» | «Мой лидерский потенциал» Ресурсный психотренинг «Дом моей души» | 4 часа 1 час |
4-й блок по развитию навыков самопрезентации «Посмотрите на меня» | «Больше всяких слов» «Мой речевой стиль» Видеотренинг «Ну, здравствуй, это я!» | 2 часа 1 час 2 часа |
Итого: | 25 часов |
Приложения:
1. Таблица учета возрастных особенностей в программе.
2. Анкета для выпускников «Жизненная успешность».
1-й БЛОК ПО РАЗВИТИЮ САМОПОЗНАНИЯ «МОЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
Работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Есть еще одна не менее, если не более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается нелегко.
Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, но большинство людей не умеют думать о себе в позитивном смысле. Следует обратить внимание на то, что «сильные стороны» - это не то же самое, что «положительные черты характера» или «достоинства». Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому если мы будем анализировать «сильные стороны» только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны. Овладению навыками самопознания и должен послужить предлагаемый блок.
Цель блока:
Создать условия для личностного роста подростков.
Задачи блока: формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем; овладение навыками практического самопознания; преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Занятие № 1. Тема «Не похожий на других»
Задачи: создание атмосферы доброжелательности и доверия среди участников тренинга; создание настроя на самопознание и на развитие интереса к себе.
Ход занятия
Информирование
Мы начинаем с вами цикл тренинговых занятий «Формула успеха». Вы являетесь лидерами студенческого движения, с вас берут пример ваши сверстники. Ваш имидж должен быть интересен и привлекателен для того, чтобы проводимые вами мероприятия оставляли след в душах ребят, чтобы ваша работа эффективна. Вы должны уметь заражать своими идеями и своих коллег по Совету соуправления, и других студентов. Для этого нужно быть очень уверенным в себе, знать, что ты хочешь от жизни, понимать смысл нашей деятельности. Думаю, любому человеку хочется стать успешным, и мы постараемся вместе в процессе тренинговой работы найти в себе резервы, которые приблизят нас к этой цели.
Талантлив каждый из людей, живущих на земле. Кто-то еще не успел распознать свои способности, а кто-то, быть может, успел загубить их. И у любого человека - особенно если он молод - есть шанс. Но при этом надо помнить, что совершенства в природе человеческой не существует. Некоторые люди предъявляют к своим близким, а то и ко всему человечеству завышенные требования, словно его окружают идеальные механизмы, а не люди. Люди несовершенны всегда. Не бывает человека, который справляется с собою в любом месте и любое время. Так же, как наоборот, - любой человек может повлиять на собственную судьбу. Не предъявляйте к человечеству и к самим себе невозможных требований, но при этом настраивайте себя на постоянное саморазвитие.
2.Упражнение «Знакомство»
В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя литературного персонажа и т.д. В дальнейшем на всем протяжении тренинга участники обращаются друг к другу по именам.
Ведущий дает 3-5 минут для того, чтобы все участники сделали свои в визитки, прикрепили их к одежде и подготовились к представлению.
Несколько правил, выработанных известным психологом и писателем В. Леви.
1. Нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно.
2. Нельзя изучить себя, не пытаясь изменить.
3. Нельзя изучить себя, не изучая одновременно и с равной заинтересованностью других людей.
4. Нельзя изучать человека холодно - таким путем человек непознаваем, потому что природа его противится изучению как насилию; по-настоящему, постичь человека можно, только помогая ему.
5. Ни себя, ни других нельзя изучить иначе как в деятельности и общении.
6. Изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек - это «открытая система», меняющаяся во многом непредсказуемо - больше, чем какое-либо другое существо.
3.Упражнение «Представление»
Назначение:
¾ формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;
¾ умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.
Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например: «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является примером легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание, - со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады» или « Возраст у меня средний, внешность неброская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь, может быть, лучше других, и чему готов посвятить все свое время, - это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю».
4. Упражнение «Ассоциации»
Назначение:
¾ развитие ассоциативной памяти для запоминания имен;
¾ психологическое раскрепощение с целью создания благоприятного климата в группе.
Участникам предлагается вспомнить личностное качество, начинающееся на ту же букву, что и его тренинговое имя, например: «Ольга - обаятельная», «Владимир - вольный». Затем каждый участник произносит свое имя прибавляя к нему придуманное качество. Причем каждый следующий участник повторяет все то, что говорили до него.
5. Упражнение «Без маски»
Назначение:
¾ снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;
¾ формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «Я».
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку
Примерное содержание карточек:
¾ «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
¾ «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
¾ «Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
¾ «Верю, что я...»
¾ «Мне бывает стыдно, когда я...»
¾ «Особенно меня раздражает, что я...» и т.п.
6. Упражнение «Образ Я»
Назначение:
¾ более глубокое осознание личностного существования;
¾ соединение вербального и невербального компонентов выражения самооценочного позиции.
Каждому участнику предлагается произнести слово «Я» с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего «Я», свою индивидуальность и свое место в мире.
Информирование
Каждый человек - это единственная в мире и неповторимая больше никогда сокровищница тайн, в которой достоинства являются продолжением недостатков, а недостатки являются как бы обрамлением способностей. Поэтому, если вы хотите заняться совершенствованием своей личности, вы прежде всего должны полюбить эту свою личность и признать ее право на существование. Только человек, любящий себя, осознающий свои достоинства и недостатки, может себя изменить.
8. Упражнение «Характеристика самого себя» (выполняется в тетради)
Впишите по порядку 10 слов или фраз, которые наиболее полно вас характеризуют.
Проранжируйте эти характеристики - от самой важной до менее значительной. Сколько характеристик можно отнести к положительным оценкам, сколько являются нейтральными, сколько отрицательными? Выпишите эти числа по трем категориям. Сколько получилось положительных, отрицательных и нейтральных характеристик.
Какие два качества ваш лучший друг посчитал бы принадлежащими именно вам, а какие два вызвали бы у него колебания? Соответствуют ли они вашему выбору? Попросите его (её), если это возможно, заполнить 10 пунктов по такому же образцу, какой заполнили вы.
9. Упражнение «Я - любимый» (выполняется в тетради)
Перед вами чистый лист бумаги. Сейчас закройте ненадолго глаза, представьте наглядно образ своего «Я» и, открыв глаза, нарисуйте себя.
Затем все раскладывают свои рисунки на полу комнаты, и участники могут увидеть автопортреты друг друга.
Материалом для обсуждения упражнения служат ответы на следующие вопросы:
1.Одинаковые или разные получились портреты? Почему?
2. Насколько схожи портреты с оригиналами? Почему?
3. Что чувствовали, когда рисовали себя?
10. Упражнение «Никто из вас не знает, что я...»
Участники сидят в кругу и бросают друг другу мячик.
Тот, у кого мячик, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я...»
Ведущий контролирует процесс таким образом, чтобы мячик побывал у всех участников.
С помощью этого упражнения вы можете выявить скрытые ресурсы участников вашей группы, кроме того, повысить уровень уважения, привязанности, доверия участников группы друг к другу, что поможет вам сделать работу группы еще более эффективной.
11. Упражнение «Метафорический портрет» (выполняется в тетради)
Перед вами еще один чистый лист бумаги, и опять вы будете рисовать себя. Но теперь вы должны нарисовать себя в виде животного, дерева, предмете мебели или бытовой техники и т.п. Подумайте, кем или чем вы могли быть в прошлой жизни? Включите своё воображение и чувство юмора - и за дело.
Материалом для обсуждения являются ответы на следующие вопросы:
1. Чем вы похожи на этот предмет или животное?
2. Смогли бы вы нарисовать метафорические портреты своих родителей, друзей, любимых?
3. Узнали ли вы о себе что-то новое в процессе выполнения этого упражнения?
12. Упражнение «Позиция»
Назначение:
¾ рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.
Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают своё впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы «Я вижу тебя...», «Я хочу тебе сказать...», «Мне нравится в тебе...». Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.
Занятие №2 Тема «Мои корни»
Задачи: помощь в осознании влияния прошлого на нашу жизнь; отказ от стереотипов поведения, которые мешают личностному росту участников.
Ход занятия
Информирование
«Все мы родом из детства». Корни есть не только у деревьев, они есть и у людей. Человеческие корни - это наши родители, наша семья, наш дом, страна, в которой мы родились. Человек, «вырванный с корнем», никогда не сможет добиться успеха, потому что корни питают, корни учат и поддерживают в трудный момент. Но бывает так, что корни связывают нас по рукам и ногам, и мы перестаём чувствовать себя свободной и уверенной личностью. Сегодняшние упражнения помогут вам разобраться в том, насколько сильно влияет на вас ваше прошлое, помогает вам это или, наоборот, мешает.
2. Упражнение «Три имени»
Назначение:
¾ развитие саморефлексии;
¾ формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдаётся по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, однокурсники и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть, послужила причиной возникновения этого имени.
Информация для обсуждения
Некоторые прошлые переживания, связанные с тяжелыми конфликтами и болезненными ситуациями, спустя долгое время продолжают беспокоить нас, служат препятствием активной деятельности и омрачают нашу жизнь, лишая ее радости. Физическое или сексуальное оскорбление, насилие, стихийные бедствия, невольными очевидцами которых мы были, несчастная любовь, смерть кого-то из близких - воспоминания об этом долгое время травмируют наш внутренний мир. Многие сильные детские переживания (несправедливый родительский гнев и последовавшее за ним отчуждение, сильный испуг, развод родителей), как будто забытые нами, тем не менее, живут в нас и продолжают влиять на жизнь и мировосприятие даже уже взрослого человека. Когда в нас скапливается напряжение от множества таких переживаний, мы начинаем испытывать постоянную эмоциональную боль, объяснить которую порой просто не в состоянии.
Чувства из нашего прошлого могут оказать значительное влияние на наше настоящее. Если в прошлом вы не смогли справиться с эмоциональным напряжением и, испугавшись переживаний, глубоко спрятали их в себе, это напряжение обязательно проявится в настоящем, влияя на ваши взаимоотношения с абсолютно другими людьми. Возможно, временами вы будете себя вести так, как вели себя давным-давно, быть может, еще в далеком детстве, к примеру, ощущать желание повиноваться или неожиданно оскорблять других людей, стремиться затаить обиду или оттолкнуть от себя любимого человека. Эмоциональная боль, следствие прошлого опыта, всегда остаётся с человеком в большей или меньшей степени. Преодоление этой боли, возможно, только в том случае, если произошедшее с вами болезненное событие, пусть даже с опозданием в несколько лет, будет осознано и полностью принят. Вы должны глубоко и по-настоящему пережить его. Говоря о счастье, надо помнить, как важно для человека полностью принимать и глубоко переживать выпавшие на его долю радость и горе.
4. Упражнение «Автобиография» (выполняется в тетради)
Инструкция: основная цель этого задания - ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. Нас здесь будет интересовать не столько перечень внешних событий, как таковых, сколько внутренняя история нашей жизни, исследование тех условий, событий и людей, которые повлияли на нее, и то, как происходило взаимодействие с ними. Для того чтобы люди, которые, возможно, будут читать вашу биографию, понимали о чем идёт речь, следует вкратце остановиться на каких-то существенны) внешних событиях вашей жизни, таких как время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, количестве братьев и сестёр и каким по счету родились вы, общие социальные условия, которых вы жили, и какие природные условия вас окружали. Постарайтесь указать влияние всех этих факторов на ваше развитие, и вообще, если вы ссылаетесь на какие-то внешние обстоятельства своей жизни, объясните, какое, по вашему мнению, влияние они на вас оказали.
Стиль
Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того места в своей жизни, которое по каким-то причинам привлекает их больше всего. Каждый из этих подходов может применяться достаточно успешно. Иногда хорошо их сочетать, набросав вначале общий план основных событий в хронологическом порядке, а потом останавливаясь подробно на том, что в данный момент больше всего привлекает, а затем вновь возвращаясь к плану, чтобы проверить, не выпали ли из рассказа какие-то существенные моменты. Пишите так, чтобы вам было легко, даже если при этом ваше изложение будет грешить против грамматических и стилистических правил. Самое важное - начать писать любым способом. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания, и не страшно, если важные вопросы и проблемы проявятся не сразу, это лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.
Описывая свою жизнь, будьте как можно более откровенны и беспристрастны, не пытайтесь подвергать цензуре те места, которые могут, по вашему мнению, представить вас в невыгодном свете. Наоборот, вы почувствуете, что, обращая внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь, вы узнаете немало полезного для себя. Постарайтесь указать, в чем заключаются ваши «больные места». Стремясь достичь наиболее объективной и честной позиции во взгляде на свою жизнь, вы сможете лучше её осознать и в дальнейшем предпринимать более конструктивные шаги.
Если вы обнаружите, что ваша биография оказалась слишком длинной и бессвязной, хорошо вдобавок к ней написать более короткий и четко организованный вариант, который поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы. Длинный вариант послужит тому, чтобы вы почувствовали себя свободнее и отобрали материал - он важен для вашего внутреннего использования. Короткий вариант поможет рассказать о себе другим и организует ваши собственные мысли.
Ваше развитие в целом
Каким человеком вы были в разные периоды своей жизни? Как вы изменились с тех пор? Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя? Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими; чтобы защититься от них? Проиллюстрируйте все это своими рисунками.
Опишите любые кризисы развития или поворотные моменты вашей жизни, во время которых происходили изменения в вашем отношении к жизни или уровне осознания. Такие события часто переживаются как «испытание» или «инициация» и могут проходить как кризис или проверка на прочность.
Какие стереотипы вы замечаете в своей жизни? Существуют ли какие-нибудь определённые конфликты, которые повторялись в различных ситуациях? Вынесли ли вы из своего жизненного опыта какие-то уроки?
Конкретные вопросы
Опишите ваши самые ранние воспоминания, и не важно, действительно вы это помните или это плод воображения. Опишите свои повторяющиеся детские сны. Укажите любые травмировавшие вас события, например болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д. Как это повлияло на вас?
Характер жизни в целом и её значение
Рассказывая о своей жизни, подумайте, какой, как вам кажется, она отражает архетип? Придумайте миф или сказку о своей жизни.
Запишите её и проиллюстрируйте рисунками, на которых основные действующие лица будут представлены в виде каких-то архетипов. Если бы вами пришлось её озаглавить, какие бы названия (название) и подзаголовки вы использовали? Принимаете ли вы свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?
В чём, как вы полагаете, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?
5. Упражнение «Пять замечательных и пять ужасных событий» (выполняется в тетради)
На нашу жизнь влияют разные события. Попробуйте разобраться в их влиянии. Для этого выпишите пять самых приятных событий, которые произошли в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, благодаря чему или кому произошло это событие. Теперь, так же по пунктам, выпишите пять самых ужасных неприятностей, которые случились в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, кем или чем были вызваны ваши неприятности. Сколько набралось событий, за которые ответственны лично вы?
6. Игра «Моргалки»
Играющие делятся на пары и встают в круг, причём в паре один стоит за другим на расстоянии вытянутых рук и смотрит строго в затылок впереди стоящему.
Необходимо нечетное количество игроков, чтобы один остался «лишним», без пары.
В ходе игры «лишний» подмигивает кому-то из ребят, стоящих в пара впереди, и последний должен быстро перебежать к «лишнему» и встать у неге за спиной.
Задача стоящего в паре сзади - быстро среагировать и не дать вперед стоящему убежать.
Если тот все же убежал, оставшийся один (теперь он «лишний») подмигивает кому-то из другой пары.
Главное условие: стоящие сзади должны смотреть четко в затылок первым. И нельзя подмигивать соседней паре. Игра должна быть динамичной.
7. Упражнение «Воспоминание о детстве» (выполняется в тетради)
Нарисуйте детальный план квартиры или дома, где вы жили до десятилетнего возраста. Вспомните все - мебель, украшения на стенах, запахи, события, ассоциирующиеся у вас с каждой комнатой. Какая комната была вашей любимой? Были ли у вас тайники? Были ли комнаты, куда вы не могли зайти? Почему? Эти воспоминания помогут вам глубже понять себя.
Нарисуйте план своей комнаты и в парах расскажите о чувствах, появившихся у вас в процессе выполнения упражнения.
8. Упражнение «10 семейных заповедей» (выполняется в тетради)
Какими десятью заповедями можно изобразить правила и запреты в вашей семье? Перечислите и запишите их в тетради.
Материалом для обсуждения являются ответы на следующие вопросы:
1. Какие истории в семье рассказывали помногу раз?
2. Как часто вам в детстве предъявляли противоречивые требования?
3. Кто в семье исполняет лидирующую роль? Как вы к этому относитесь?
4. Напоминает ли ваша семья тюрьму? Какие роли исполняет каждый член семьи?
9. Упражнение «Комплименты»
Назначение:
¾ отработка навыков эмпатии и новых способов поведения;
¾ формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг другу.
Дается задание: «Вы можете, свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга».
Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку.