Правильная реакция на критику
Для правильного восприятия критики следует:
1) умерить свои внутренние диалоги, не противодействовать, не обороняться и не нападать на позицию своего оппонента, предоставить ему возможность «выпустить пар» и признать право собеседника на собственное мнение;
2) внимательно слушая партнера, сосредоточиться на реальной проблеме, а не на отрицательной эмоции;
3) поощрять критикующего внимательным любезным взглядом, приятнымвыражением лица и улыбкой, расслабленной и открытой(с нескрещенными руками и ногами) позой, открытыми ладонями, а такжелегким наклоном корпуса в сторону со-беседника,слегка склоненной набок головой, ступнями ног, направленными на собеседника, любезной и искренней интонацией;
4) демонстрировать сопереживание его чувствам и активную заинтересованность в его советах и предложениях по разрешению обсуждаемой проблемы, что вызывает симпатию и ослабляет психологическую напряженность участников общения;
5) дослушав замечания до конца, повторить ключевые слова собеседника, задать при необходимости умеренное количество простых вопросов и тем самым подтвердить свое внимательное отношение к критике, дать понять критикующему, что вы его правильно поняли. Например, «Я хочу прояснить, что вы сказали...»,«Какие факты, подтверждают ваше утверждение о том, что?..» и т.п.
Лучше подчеркнуть важность и значимость сильных доводов критикующего и сразу согласиться со справедливыми претензиями: «Да»; «Да, вы правы»или «Да, это правда, я сожалею об этом». Таким образом, создается общее основание для совместного поиска решения проблемы. Многие нередко говорят при этом: «Извините меня», однако специалисты по общению не советуют часто извиняться, если в этом нет особой необходимости, потому что извиняющийся человек не выглядит уверенным в себе. Как только выяснится, что достигнуто единое мнение относительно сути проблемы, необходимо спросить критикующего, какое решение ему представляется наилучшим и есть ли у него другие замечания. Можно даже предложить ему представить себя на месте критикуемого и попросить рассказать о том, как бы он поступил. Если критикуемый не полностью согласен с критикой и не собирается поступить в точности так, как хочет его собеседник, лучше все равно признать проблему, согласиться со справедливыми обвинениями и, наконец, сказать, что именно он собирается сделать по-другому. Если критикуемый сильно переживает обиду, неприязнь или вину перед другими людьми, то избавиться от них поможет его искренняя просьба о прощении за обиду и неприятности, которые он причинил им и тем самым дал повод для критики. Желательно стараться положительно закончить разговор, помня о том, что мотивы и форма конструктивной критики менее важны, чем выявленные и проанализированные в ее ходе недостатки и предложенные пути их преодоления. Поистине деловая, конструктивная критика и эффективное реагирование на нее призваны играть роль стимуляторов, побуждающих к дальнейшей, еще более сложной, интересной и результативной созидательной деятельности, удовлетворяющей собеседника и сохраняющей нормальные взаимоотношения с ним.
Заключение
В деловой коммуникации критика является неотъемлемой частью в работе организации. Поэтому важно корректно подходить к таким вопросам: кто имеет право на критику, а кто – нет; о ее мере, о соотношении критики и дела; о том, как осуществлять критику, не обидев критикуемого и не испортив с ним отношения. Критика сотрудников – один из самых сложных аспектов работы. Неправильная критика может привести к полной демотивации в коллективе. Тогда как критика взвешенная способствует личному росту и улучшению результатов. Именно для этого и было проведено исследование, в ходе которого цели и задачи, поставленные в работе были выполнены. В частности исследовано понятие «критика» и ее роль в деловом общении. Рассмотрена классификация данного явления. Изучены основные этапы, направленные на положительный результат. А также представлены и изучены основные правила, которые помогут адекватно оценить ситуацию и помочь правильно отреагировать на критику.
Данная работа помогла углубиться в суть данного явления, изучить некоторые этические правила, которые в дальнейшем помогут овладеть искусством критики и поспособствуют налаживанию критического диалога.
Критический диалог — это не просто средство обнаружения недостатков, относительно которых нужно потом «принять меры», но процесс устранения недостатков. Критика как диалог — это не необходимое предисловие к делу, а само дело, она действительна и действенна, она есть преодоление разрыва между словом и делом.
Как сказал Уинстон Черчиль: "Критика может быть неправильной, но она необходима. Она выполняет такую же роль, как и боль в человеческом теле, призывающая наше внимание на больные органы".
Список использованной литературы
1. Исенко С. П. Критика и реагирование на нее как компоненты коммуникативной компетенции личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 5 (май). – С. 21–25. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14113.htm. (Электронные ресурсы)