Приложение. ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА 2 страница. 2. Теория организмической интеграции (organismicintegration theory), в фокусе внимания которой находится влияние про цесса интернализации внешних стимулов на
2. Теория организмической интеграции (organismicintegration
theory), в фокусе внимания которой находится влияние про
цесса интернализации внешних стимулов на развитие внутрен
ней мотивации.
3. Теория каузальной ориентации(causality orientations theory), опи
сывающая индивидуальные различия в личностной ориента
ции людей и ее причины.
4. Теория базовых потребностей(basic needs theory), изучающая
базовые человеческие потребности и их влияние на психоло
гическое благополучие.
Внутренняя мотивация в литературе (библиография)
В этом пункте хотелось бы описать наиболее известные работы по внутренней мотивации в русскоязычной литературе. Итак, приступим.
Много интересных исследований Р. де Чармса и Э. Диси представлено А. Б. Орловым в третьем разделе книги «Формирование мотивации учения»(Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б., 1990).
Бесценным источником экспериментальных исследований внутренней мотивации является книга X. Хекхаузена«Мотивация и деятельность», а именно глава 15 «Дальнейшие перспективы развития психологии мотивации» (Хекхаузен X., 2003).
Оригинальный подход к изучению внутренней мотивациипринадлежит профессору Е. П. Ильину. Он изложен в его книге «Мотивация
1 Более подробно о каждой из подтеорий можно узнать на сайте Рочестерско-го университета:http://www.psych.rochester.edu/SDT
и мотивы»: глава 5 «Внутреннеорганизованнаямотивация» и глава 6 «Внешнеорганизованная мотивация» (Ильин Е. П., 2000).
Очень интересное комплексное исследование внутренней мотивации принадлежит В. Э. Мильману (Мильман В. Э., 1987).
Собственно исследования Э. Диси, Р. Раяна иих коллег неплохо представлены в статьях В. И. Чиркова в журнале«Вопросы психологии» (Чирков В. И., 1996; Чирков В. И., 1997; Чирков В. И., Диси Э. Л.,1999).
Много внимания внутренней мотивацииуделяет С. Занюк в работе «Психология мотивации» (Занюк С, 2001).
Кратко, но очень иллюстративно пишет о внутреннеймотивации Е. В. Сидоренко в книге «Мотивационный тренинг», глава 3 «Знания», п. 3.6 «Внутренняя и внешняя мотивации»(Сидоренко Е. В., 2000).
Лаконично и доступно теория самодетерминации изложена Д.А.Леонтьевым в статье в «Психологическом журнале» (Леонтьев Д. А., 2000).
О самих основателях теории внутренней мотивации Ричарде де Чар-мсе и Эдварде Диси можно прочитать в фундаментальном труде «Биографический библиографический словарь» под редакцией Н. Шихи, Э. Дж. Чепмен, У. А. Конрой (1999). Однако в словаре следует искать не «Диси», а «Деси», и не «Чармс», а «Де Шарме». Кроме того, на наш взгляд, неадекватно переведен термин relatedness как «наличие родственных связей» (мы понимаем его как «значимые отношения»).
Интересное исследование, посвященное развитию внутренней мотивации у школьников, принадлежит Е. Б. Гончаровой (Гончарова Е. Б., 2000).
Недавно появилась оригинальная работа «Роль мотивации "потока" в развитии компетентности хакера» (Войскунский А. Е., Смыслова О. В., 2003).
Информацию об использовании теории внутренней мотивации в спорте можно найти в книге «Основы психологии спорта и физической культуры» (Уэйнберг Р. С, Гоулд Д., 1998) в главе 8 «Обратная связь, подкрепление и внутренняя мотивация».
И конечно же, огромное количество информации, в том числе интересные статьи, можно найти на сайте Рочестерского университета http://www.psych.rochester.edu/SDT
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ
В этом разделе мы поговорим о возможностях использования некоторых следствий из теории внутренней мотивации на практике. Поскольку первые мотивирующие влияния начинаются еще в ран-
нем детстве, мы начнем наш разговор с влияния внутренней мотивации на творчество детей.
Внутренняя мотивация
и творчество в дошкольном возрасте
Как показалинаши исследования, влияние внутренней/внешней мотивации на творчество детей очень значимо и сильно. Почему? Давайте рассмотрим эксперимент, проведенный совместно с нашей студенткой О. А. Шимченко(КлимчукВ. О., Шимченко О. А., 2004).
В эксперименте участвовали 5-летние дети, отобранные случайно. Были сформированы две группы детей с равным количеством мальчиков идевочек. Детям обеих групп было предложено нарисовать рисунок на свободную тему. При формулировании задачи для первой группы исследователь не обещал никакого вознаграждения, тогда как детям второй группы были обещаны конфеты за нарисованные рисунки.
Отличия между деятельностью детей разных групп стали заметными почти сразу. Дети первой группы рисовали больше времени, они не отвлекались, использовали значительное количество цветов, волновались, красивые ли у них рисунки. Дети второй группы торопились, спрашивали, когда им дадут конфеты, старались нарисовать лишние рисунки, чтобы получить больше конфет.
Были выявлены различия и в содержании, и в структуре самих рисунков.
На рис. 5 приведено несколько работ детей первой группы (тех, которым не обещали никакого вознаграждения), а на рис. 6 — рисунки детей второй группы (тех, которые ожидали получить конфеты).
Как видим, дети из первой группы рисовали более качественно, используя значительное количество элементов, их изображения более насыщенные и яркие. Рисунки детей из второй группы беднее по смыслу, почти все они выполнены в черно-белых тонах, часто наведены едва заметными линиями.
С целью подтверждения значимости отличий, выявленных между рисунками детей этих двух групп, был проведен дополнительный анализ по следующим параметрам:
1. Количество объектов на рисунке.
2. Количество использованных цветов.
3. Количество заштрихованных (непустых) объектов на рисунке.
Оказалось, что действительно, рисунки детей первой группы пре-восходят рисунки детей второй группы. На них использовано боль-
1S
ше цветов, изображено большее количество объектов, среди которых преобладают заштрихованные. Это свидетельствует о высоком уровне творчества, большей старательности и большей заинтересованности самим процессом рисования, а не ожиданием внешнего вознаграждения. Проверка с помощью t-критерия Стьюдента доказала значимость выявленных отличий (p> = 0,05).
Так было показано, что тип мотивации связан с творчеством детей. При внутренней мотивации уровень творчества детей дошкольного возраста возрастает, а при внешней — снижается (или просто остается на прежнем уровне). Это даст основания использовать в воспитательном процессе стратегии и тактики внутреннего мотивирования для развития у детей творческих способностей.
Внутренняя мотивация и управление персоналом
Теория внутренней мотивации является очень тонким инструментом по управлению персоналом. Оказывается, существует два направления развития внутренней мотивации. Первое направление — непосредственное развитие внутренней мотивации у персонала организации. Второе — формирование у управленческого состава навыков внутреннего мотивирования персонала. И еще не известно, в каком направлении проще двигаться. Возможно, эта книга станет небольшим шагом вперед в обоих этих направлениях.
Исследователи Р. С. Уэйнберг и Д. Гоулд дают следующие рекомендации по развитию внутренней мотивации у персонала (Уэйн-берг Р.С., Гоулд Д., 1998):
1. Обеспечивать успешный опыт. Успех повышает чувство компе
тентности, а это одна из базовых потребностей, имеющая от
ношение к внутренней мотивации.
2. Обеспечивать соответствие поощрения и трудности выполнен
ного дела. Если такого баланса не будет, возникает либо чув
ство низкой оценки, либо ощущение внешнего контроля — в
любом случае потребности в компетентности и самодетерми-
нации могут быть фрустрированы.
3. Использовать не только материальное, но и словесное поощре
ние. В случае словесного поощрения кроме потребности в ком
петентности удовлетворяется потребность в самодетерминации
(человек не чувствует внешне мотивирующего воздействия ма
териальных стимулов), а также в значимых отношениях.
4. Включать персонал в разнообразные виды деятельности. Рабо-
тая над каким-то одним делом долго, человек к нему привыкает, и через некоторое время его базовые потребности опять же могут перестать удовлетворяться.
5. Вовлекать персонал в процесс принятия решений. Здесь могут
быть удовлетворены все базовые потребности.
6. Ставить перед персоналом реальные цели, соизмеримые с возмож
ностями. Если цель реальна - человек после того, как ее до
стигнет, будет чувствовать себя компетентным. Если же цель
слишком сложна, компетентность будет блокирована, и внут
ренняя мотивация начнет снижаться.
Интересные рекомендации можно найти в аналитическом обзоре теории внутренней мотивации А. Б. Орлова (Маркова А. К., Ма-тис Т. А., Орлов А. Б., 1990). Для формирования внутренней мотивации необходимо:
1. Помочь человеку выяснить свои сильные и слабые стороны. Зна
ние этого позволит ставить оптимальные по своей трудности
цели.
2. Намечать вместе с подчиненным поэтапную стратегию дости
жения целей. Это приводит к повышению чувства самодетер
минированности и удовлетворяет потребность в значимых от
ношениях.
3. Пытаться найти баланс между жестким руководством и сво
бодой.
4. Изучать теории мотивации самостоятельно. Знание теорий
мотивации поможет лучше разобраться в мотивах действий
подчиненных и также в собственных.
5. Консультироваться с организационными психологами. Не все зна
ния можно взять из книг. Нужен опытный человек, профессио
нал в сфере мотивации, для того чтобы система заработала.
6. Демонстрировать внутреннюю мотивацию. Вряд ли у началь
ника, который скучает на своей работе, не приносящей ему
удовольствия, могут быть внутренне мотивированные работ
ники. Только когда он на собственном примере покажет, что
это такое, возможны сдвиги в позитивную сторону.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ
ПУТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ: ОТ СИТУАЦИИ К ЛИЧНОСТИ ИЛИ ОТ ЛИЧНОСТИ К СИТУАЦИИ?
Системы развития внутренней мотивации
При попытке разработки собственной системы развития внутрен-ней мотивации возникла необходимость прежде обратиться к уже существующим. Оказалось, что всех их можно разделить на две большие группы. В системах первой группы основное внимание уделяют внешним объективным воздействиям на человека, содержанию и структуре его деятельности. Это системы развития мотивации «От ситуации к личности». Считается, что, преобразовав ситуацию вокруг личности, можно тем самым внести некоторые изменения в саму личность (или хотя бы заставить человека задуматься над необходимостью тех или иных изменений). В системах второй группы основное внимание уделяется самой личности, ее потенциалу и стремлению к саморазвитию. Эти системы мы назвали «От личности к ситуации». Очевидно, если психологическими, психотерапевтическими влияниями способствовать некоторым личностным сдвигам, то это отразится на жизни человека и на его стиле мотивации, в частности.
Однако каждая из систем имеет свои недостатки, которые делают их при независимом друг от друга использовании неприменимыми для развития внутренней мотивации. Преодолеть эти ограничения возможно только за счет интеграции этих двух систем. Для этого мы и провели серию исследований, в которых были получены интересные результаты в отношении динамики развития внутренней мотивации.
Динамика развития внутренней мотивации
Были выявлены три уровня развития внутренней мотивации.
Первый уровень — ситуативный,когда появление внутренней мотивации определяется способностью деятельности удовлетворить потребности в самодетерминации,компетентности и значимых отношениях.
Второй уровень — ситуативно-ценностный.Появление внутренней мотивации на этом уровне возможно даже тогда, когда в деятельности удовлетворяются не все названные психологические потребности. Нужно лишь, чтобы деятельность была для человека значимой.
Третий уровень — субъектно-ценностный.На этом уровне внутренняя мотивация становится личностным свойством. Потребности в самодетерминации, компетентности и значимых отношениях приобретают статус ценностей. Человек теперь сам способен изменить ситуацию или переформулировать внешне поставленную задачу. На субъектно-ценностном уровне человек может сформировать внутреннюю мотивацию к любой деятельности, становясь выше требований ситуации.
Приведенные результаты говорят о том, что задача развития внутренней мотивации расщепляется на две:оказывать содействие появлению опыта внутренне мотивированного поведения и способствовать переходу стратегий, приобретенных в этом опыте, в ценностную сферу.
Для реализации этих задач необходимо найти метод, который разрешал бы использовать преимущества как подхода «От ситуации к личности», так и подхода «От личности к ситуации». Наиболее релевантным поставленной задаче оказался метод фиксированных ролей, разработанный Дж. Келли. Он позволяет не только опираться в работе на психологические методы развития, но и дает возможность апробировать в реальной жизни под руководством психолога новые стратегии и способы деятельности, которые в случае их успешности могут быть трансформированы в ценности. Однако об этом — уже в следующих разделах.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Итак, мы рассмотрели основные подходы к развитию внутренней мотивации.Самое время ознакомиться со структурой Программы. Для этого сначала обратимся к таблице 1. В ней кратко представлены цель каждого этапа, его содержание и длительность. Отдельного внимания заслуживают этапы 5 и 7 — они имеют особую цель и необычное содержание, и именно они являются основными в Программе.
Таблица 1 Общая структура программы развития внутренней мотивации
Этап | Цель | Содержание | Бремя |
1. Вступление | Знакомство участников группы, | Беседы, дискуссии, игры, | 1 занятие |
создание атмосферы доверия | решение проблемных задач | (6 часов) | |
и самораскрытия, формулиро- | |||
вание целей | |||
2. Теория | Ознакомление с основами тео- | Мини-лекция, беседы, дискус- | 1 занятие |
рии внутренней мотивации | сии, ролевое проигрывание си- | [6 часов) | |
и ценностной регуляции деятельности | туации | ||
3. Рефлексия | Выявление систем конструктов и | Модифицированная шузомет- | 1 занятие |
ценностей участников тренинга | рия, репертуарные решетки, | (6 часов) | |
создание «очерка самохарак- | |||
теристики» | |||
4. Целеобра- | Создание очерка фиксирован- | Разработка для участников ин- | 2 занятия |
зование | ной роли с преобладанием в по- | дивидуальных систем внутрен- | (2 дня по |
ведении внутренней мотивации | не-мотивационных конструк- | 6 часов) | |
тов, написание очерков фикси- | |||
рованных ролей, ролевое про- | |||
игрывание | |||
5. Формиро- | Переосмысление личностью | Проигрывание в жизни очерка | 1 неделя |
вание | своей системы конструктов; при- | фиксированной роли | |
нятие конструктов внутренней | |||
мотивации | |||
6. Обратная | Контроль и коррекция процесса | Обсуждение, проигрывание си- | 1 занятие |
связь | переосмысления | туаций, дискуссия | [6 часов) |
7. Формиро- | Переосмысление личностью | Проигрывание в жизни очерка | 1 неделя |
вание (про- | своей системы конструктов; при- | фиксированной роли | |
должение) | нятие конструктов внутренней | ||
мотивации | |||
3. Обратная | Анализ изменений в системах | Каузометрия, заполнение ре- | 1 занятие |
связь и диаг- | конструктов и ценностей участ- | пертуарных и ранговых реше- | (6 часов) |
ностика | ников программы | ток |
Теперь давайте рассмотрим каждый этап более детально. Первый этап— вступительное занятие. Его цель — знакомство участников группы, создание атмосферы доверия и самораскрытия,
Ч
формулирование целей. Основные методы — ролевые игры, психогимнастические упражнения, беседы, дискуссии. На вступительном занятии участники Программы знакомятся с правилами поведения в группе (конфиденциальность, принцип «здесь и теперь», правило добровольности и прочие), высказывают ожидания по поводу участия в программе. Потом происходит переход к основной части вступительного занятия — анализу собственной жизни, выявлению силы мотивации профессиональной деятельности, а также скрытых желаний и ожиданий. Завершается работа релаксационным упражнением.
Второй этап— теоретический. Цель занятия — ознакомление с основами теории внутренней мотивации и ценностной регуляции деятельности. Достигается она с помощью мини-лекций, решенияпроблемных задач, бесед, дискуссий и ролевого проигрывания проблемных ситуаций. На занятии участники программы анализируют события собственной жизни с точки зрения «ощущения потока» и сравнивают свои ощущения с результатами исследований М. Чик-зентмихали. После этого организовывается дискуссия о влиянии вознаграждений и наказаний на мотивацию деятельности. Когда точки зрения участников станут ясны, группа делится на три подгруппы, каждая из которых получает описание экспериментального исследования влияния вознаграждений и наказаний на внутреннюю мотивацию, однако без результатов. Задача — спрогнозировать результат проведенного исследования. Предложенные задания анализируются в подгруппах, затем обсуждаются в общем круге, после чего тренер сообщает реальные результаты, которые опровергают значимость вознаграждений и наказаний для мотивации деятельности. Участникам читается мини-лекция о теории внутренней мотивации Э. Диси и Р. Раяна и роли ценностей в развитии внутренней мотивации деятельности. После мини-лекции организуется обсуждение, по окончании которого проводится релаксационное упражнение.
Третий этапимеет своей целью анализ личностных конструктов и ценностей участников Программ в контексте внутренней мотивации. Для этого используется процедура, предложенная О. Л. Музыкой (интеграция каузометрии с репертуарными и ранговыми решетками) и написание очерков самохарактеристик. В начале занятия руководитель делает акцент на роли ценностей в развитии внутренней мотивации, после чего участники переходят к изучению собственной ценностной сферы. Когда исследование завершено, участники на основе его результатов пишут очерк самохарактеристики.
Четвертый этап— целеобразование. Цель данного этапа — создание участниками Программы очерков фиксированных ролей (описаний себя как лиц, которые наделены системой ценностей и конст-
руктоввнутренней мотивации). Для достижения этой цели разраба-гываютсяоткорректированные системы конструктов, на основе которых пишутся очерки фиксированных ролей, происходит ролевое проигрываниев группе. На этом этапе участники программыобмениваются результатами исследований своихконструктов и очерками самохарактеристик. Далее они объединяются в подгруппы и анализируют полученный материал с точки зрения наличия в нем конструктов и ценностей внутренней мотивации (самодетерминации, компетентности и значимых межличностных отношений). Когда анализ завершен, участники разрабатывают друг для друга новые системы конструктов, изменяя, прибавляя или исключая конструкты в соответствии с теорией внутренней мотивации. На основе трансформированных систем конструктов участники пишут очерки фиксированных ролей (детальные описания способов поведения лиц с трансформированными ценностными сферами). После этого происходит общее обсуждение результатов работы, достигается согласие с предложенными очерками и начинается формирующий этап программы.
Пятый этап— формирующий. Его цель — обретение опыта внутренне мотивированного поведения. Для этого участникам группы предлагается проигрывать в жизни роль личности, созданной в очерке фиксированной роли. Этот этап является самым необычным во всем тренинге, и именно благодаря ему достигается эффект возрастания внутренней мотивации.
Шестой этап— контролирующий. Группа встречается для контроля проигрывания роли и анализа проблем, которые возникали. Для этого проводятся обсуждения ситуаций, ролевые игры, дискуссии.
Седьмой этап— формирующий — продолжение работы над изменениями в мотивационной сфере. Участники группы по-прежнему проигрывают очерк фиксированной роли.
Восьмой этап— диагностический. Его цель — выявление изменений в системах индивидуальных ценностей и конструктов исследуемых, а также в реальном поведении. Для этого участники программы снова выявляют свои ценности и конструкты с помощью метода, используемого на третьем этапе, и сравнивают их срезультатами предыдущего исследования.
МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ
Каузометрия (модифицированный вариант)
Первая методика, которую мы предлагаем участникам тренинга, — каузометрия. Она разработана известными учеными-психологами А. А. Кроником и Е. И. Головахой (Головаха Е. И., Кроник А. А., 1984) и несколько модифицирована нами для удобства использования в тренинге и работы с группой. Первоначальнаяцель методики — исследование жизненного пути личности. Мы же в своей работе будем ее применять для выявления людей, значимых для участников тренинга в контексте их профессиональной деятельности — эта идея принадлежит А. Л. Музыке (Музика А. Л... 1995).
Участникам группы последовательнопредлагается несколько инструкций.
Первый шаг — создание списка событий. «Теперь мы перейдем к изучению вашего жизненного пути. В своих альбомах вы видите 15 строчек. В каждой строчке напишите по одному событию из вашей жизни, которое связано с профессиональной деятельностью.
Событием мы будем называтьлюбое изменение в вашей жизни. Это может быть изменение непосредственно у вас или в обществе, природе. Причем это всегда какое-то определенное конкретное изменение, которое произошло в течение определенного промежутка времени. Вы можете называть как события прошлого и настоящего, так и те, наступление которых вы ожидаете в будущем.Записывать события следует в том порядке, в котором они приходят вам на ум».
№ | Событие | Дата |
Второй шаг—датирование. «Напротив каждого события проставьте его приблизительную дату. При этом не должно быть двух одинако-вых дат.
Теперь перепишите еще раз названия событий вашей жизни, но уже в хронологическом порядке. На первое место поставьте самое раннее событие, на последнее — самое позднее».
№ | Дата | Событие |
3 | ||
Третий шаг— причинно-следственный анализ.«Мы переходим к
важному этапу нашего исследования. Попробуем выяснить, почему случились те или иные события, что было их причиной? Для этого используем каузоматрицу» (см. табл. на с. 27).
«Работаем пока что в верхнем треугольном поле "Причины—Следствия", которое находится над диагональю. Отметьте событие № 15. Теперь посмотрите на событие № 14 и ответьте на вопрос: "Могло бы оно быть одной из причин события № 15?" Если да, то в клеточке на пересечении следствия № 15 ипричины № 14 поставьте цифру "Г" Если нет — "О".
Проанализируйте по отношению к событию №15 событие № 13, и так далее.
После того как анализ причин события № 15 закончен, переходите к анализу события № 14. Аналогично проанализируйте события № 13, 12, 11, ... 2. Каждый новый цикл анализа требует все меньше усилий, поскольку количество событий уменьшается».
Четвертый шаг— целевой анализ.«После заполнения части матрицы над диагональю можно переходить к целевому анализу.Работаем дальше в поле "Средства—Цели".
СЛЕДСТВИЯ | ||||||||||||||||||
1 1 | ||||||||||||||||||
ЦЕЛИ | ПРИЧИНЫ | |||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
1 1 | ||||||||||||||||||
СРЕДСТВА |
Только что мы проанализировали возможные причинно-следственные связи в вашей карьере. Однако между событиями существуют и отношения другого типа — одно событие может выступать по отношению к другому его целью или средством достижения. Сейчас вы должны будете рассмотреть каждую пару событий и ответить на вопрос, является ли одно из событий целью, а другое — средством достижения этой цели.