Мы не знаем, на кого и в какой степени влияем
Лучший способ осознать силу влияния — подумать о том, какие события или личности повлияли на нас самих в наибольшей степени. Значительные события навсегда остаются в памяти целого поколения. Спросите у пожилых американцев (родившихся до 1930 года), чем они занимались, когда услышали ужасную новость о нападении на Перл-Харбор. Уверен, что они в подробностях опишут и свое окружение, и свои чувства в ту минуту. Спросите у американцев, родившихся раньше 1955 года, что они делали в минуту, когда передавали сообщение о покушении на президента Джона Кеннеди. И вновь вы услышите подробный ответ. Люди помоложе столь же подробно расскажут вам о том, за каким занятием застигло их страшное известие о взрыве космического корабля «Челленджер».
Подумайте и о вроде бы незначительных событиях, радикальным образом повлиявших на вашу жизнь. Я никогда не забуду, как одна поездка в летний лагерь определила мой выбор профессии. А еще я вспоминаю своего школьного учителя Глена Лезервуда... и переливающиеся огоньки на рождественской елке, при виде которых у меня в душе каждый год возникало восхитительное ощущение праздника... и одобрительные слова преподавателя колледжа... Таких воспоминаний — несчетное множество. Вся наша жизнь состоит из встреч с людьми и событиями, под влиянием которых мы стали именно такими, какими являемся. Об этом замечательно сказал Дж. Р. Миллер: «Бывают мимолетные встречи, оставляющие незабываемые впечатления навсегда, на всю жизнь. То, что мы называем словом «влияние», — загадка, понять которую не может никто... но при этом каждый из нас постоянно оказывает влияние на других, в одних случаях исцеляя, благословляя, оставляя прекрасные воспоминания, в других — причиняя боль и обиду, отравляя, оставляя в чужой жизни черные следы»*.
* J.R. Miller, The Building of Character (New Jersey, AMG Publishers, 1975).
Я всегда вспоминаю эти отрезвляющие слова, думая о своем отцовском влиянии на детей. На моем рабочем столе стоит подарок друга — рамка, в которую помещены такие слова:
Малыш, идущий вслед за мной
Я должен быть очень осторожным —
По моим стопам идет малыш.
Я не имею права свернуть с прямого пути,
Чтобы и он не пошел по кривой дорожке.
Ни на миг мне не спрятаться от его глаз,
Он пытается повторить все мои поступки,
Он говорит, что хочет стать таким, как я, —
Малыш, идущий вслед за мной.
В пути сквозь летнюю жару и зимнюю стужу
Я не должен ни на мгновенье забывать,
Что своей жизнью я создаю будущее —
Вот этого малыша, идущего вслед за мной.