И.В. Борщевская, С.В. Шереметова
Арт-терапия — одно из динамично развивающихся направлений современной психотерапии. Текущий этап ее развития характеризуется следующими особенностями:
• активным внедрением этого подхода в широкую практику, включая медицинские, образовательные и социальные учреждения;
• активизацией исследований, направленных па подтверждение терапевтических эффектов и механизмов различных форм и моделей арт-терапии, с учетом личностных и нозологических особенностей клиентов, условий ее применения и этапов лечебно-реабилитационного процесса;
• развитием групповых вариантов арт-терапии, в том числе рассчитанных на короткие или средние по продолжительности сроки работы группы;
• разработкой организационных аспектов арт-терапии, развитием бригадных форм работы и активизацией взаимодействия разных специалистов в процессе осуществления лечебных, реабилитационных, профилактических и образовательных мероприятий;
И.В. Борщевская, С.В. Шереметова
• усилением тенденции к интеграции различных модальностей творческого самовыражения (изобразительного искусства, музыки, сценического искусства, движения) в ходе осуществления арт-терапевтических программ.
В последние годы появились отечественные публикации, показывающие значительные возможности и эффективность арт-тера-певтической работы с пациентами амбулаторных и стационарных психиатрических отделений (Ионов, 2004; Конытин, 2002; Свенциц-кая, 2006). В то же время, если не считать многочисленных примеров применения терапии творческим самовыражением (Бурно, 1989,2000), исследования, подтверждающие эффективность арт-терапии в лечении пограничных психических расстройств, в том числе в условиях психотерапевтических отделений, в нашей стране пока еще проводятся недостаточно активно (Лебедев, 2005).
В данной статье представлен опыт клинического использования арт-терапевтических методов на базе отделения неврозов и психотерапии санкт-петербургского Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. При этом особое внимание будет уделено тем аспектам групповой интерактивной арт-терапии, которые связаны с попытками интеграции в арт-терапевтический процесс средств и приемов работы, характерных для иных направлений терапии искусством, помимо изобразительных средств, в частности, элементов сценического искусства.
Обоснование рабочей модели арт-терапии
Выбор формы и модели арт-терапии для работы на базе отделения неврозов и психотерапии обусловлен составом пациентов, общими сроками стационарного лечения, имеющимися материалами и средствами, нашей профессиональной подготовкой, а также методологической ориентацией специалистов отделения неврозов и психотерапии.
Применение мультимодальных техник в процессе групповой арт-терапии
Прежде всего, мы не могли не учесть того, что сроки стационарного лечения, как правило, невелики (в среднем — полтора месяца), а контингент больных является смешанным в половом и возрастном отношении. В отделение неврозов и психотерапии госпитализируются пациенты с невротическими, аффективными, личностными и психосоматическими расстройствами. Они получают фармакотерапию, проходят индивидуальную психотерапию, личностно-ориентированную групповую психотерапию, аутотренинг. С октября 2005 г. как элемент комплексного лечения начала применяться групповая арт-терапия (арт-психотерапия). Большинство пациентов одновременно принимают участие в разных формах психотерапевтической работы.
С учетом всех этих факторов мы остановили свой выбор на краткосрочной терапии (10-12 сессий), рассчитанной на полтора месяца. Каждая сессия длится три часа и включает один перерыв продолжительностью 20 минут. Частота встреч — два раза в неделю. Групповые занятия проводятся нами совместно.
В качестве рабочей модели нами была выбрана групповая интерактивная тематическая арт-терапия с элементами динамического подхода. Подобное сочетание представляется оптимальным для пациентов отделения, с учетом его профиля и условий краткосрочной госпитализации.
Поскольку модель групповой интерактивной арт-терапии на сегодняшний день достаточно широко представлена в мировой и отечественной арт-терапевтической литературе (Копытин, 2003; Waller, 1993), мы не будем здесь давать ее характеристику. В то же время следует подчеркнуть, что данная модель предполагает активное взаимодействие между участниками группы, осуществляемое как на вербальном, так и невербальном уровнях благодаря применению разнообразных средств визуальной, пластической экспрессии. Эти средства могут в некоторых случаях дополняться приемами, характерными для иных, нежели арт-терапия, форм психотерапии искусством.
В рамках групповой интерактивной арт-терапии группа понимается как динамическая система, а потому в большинстве случаев работа опирается на теоретические разработки групповой психодинамической психотерапии (Рутан, Стоун, 2002). Большое значение при реализации данной модели имеет такой фактор, как групповая динамика, которая, с учетом особенностей состава групп, формируемых в отделении неврозов и психотерапии, может быть достаточно высокой. Используя эту модель,
И.В. Борщевская, С.В. Шереметова
мы исходили из процессуального понимания групповой арт-терапии, т. е. признавали, что в ходе арт-терапевтических занятий группа будет проходить ряд стадий своего развития, и что эти стадии будут в значительной мере определять выбор средств и содержание сессий. В то же время правильный выбор рабочих средств (изобразительных материалов и техник, а также разных форм творческого самовыражения) может способствовать продвижению группы с одной стадии на другую, тем самым помогая группе и ее участникам реализовать свой терапевтический потенциал.
Мы считаем, что модель групповой интерактивной арт-терапии в ее тематическом варианте, применяемая в сочетании с элементами динамического подхода, отвечает условиям работы с пациентами, страдающими пограничными психическими расстройствами. В отличие от хронических больных с более тяжелыми психическими заболеваниями, такие пациенты могут достаточно успешно включаться в динамические групповые процессы.
ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА
ИНТЕГРАЦИИ ДРАМЫ
В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Как было отмечено выше, одной из значимых тенденций развития арт-терапии в последние годы является интеграция различных направлений психотерапии искусством на основе их взаимодополнения и взаимопроникновения. Это, в частности, проявляется во все более широком распространении таких форм работы, когда с участниками той или иной лечебно-реабилитационной программы проводится не только арт-терапия, но и драматерапия, музыкотерапия и танцевально-двигательная терапия. Специалистами, работающими в том или ином направлении психотерапии искусством (арт-терапевтами, музыкотерапевтами, драматерапевтами и др.), все чаще предпринимаются попытки применения, наряду со средствами и приемами, характерными для их основной специализации, тех средств и приемов, которые характерны для других специализаций. Нам известны примеры использования арт-терапевтами
Применение мультимодальных техник в процессе групповой арт-терапии
элементов драматерапии, танцетерапии или музыкотерапии (Копытин, 2002, 2006; Плевен, 2006; McNiff, 1992,2004), музыкотерапевтами - элементов драматизации (Moreno, 1999) и т. д.
Как отмечает А.И. Копытин (Копытин, 2002), сочетание различных форм творческого самовыражения в арт-терапевтическом процессе позволяет:
• в наибольшей степени мобилизовать творческий потенциал клиента (группы);
• предоставить клиенту (группе) дополнительные возможности для получения сенсорного опыта, выражения чувств и представлений и их проработки;
• активизировать и сделать более богатой и разносторонней коммуникацию между специалистом и клиентом, а также участниками группы;
• задействовать дополнительные факторы и механизмы лечеб-но-коррекционного воздействия.
Описывая свою работу с интерактивными арт-терапевтическими группами, А.И. Копытин отмечает, что в определенные моменты арт-тера-певтического процесса участники группы, наряду с созданием визуальных образов, иногда начинают самостоятельно использовать иные формы творческой деятельности — пение и игру на музыкальных инструментах, выразительные движения и танец, сочинение диалогов, стихов и сказок, драматически-ролевую импровизацию и т. д. (там же). Он высказывает предположение, что «использование тех или иных форм творческой экспрессии в арт-терапевтическиой группе может быть связано не только с ее составом и индивидуальными особенностями участников, но и групповой динамикой. Так, если на начальном этапе работы участники группы используют в основном или исключительно изобразительные средства, то по мере формирования групповой сплоченности и развития групповых отношений участники начинают все более активно применять иные формы творческой экспрессии» (там же, с. 176-177). Этот автор считает, что подобные особенности творческой экспрессии участников группы говорят о спонтанно проявляющейся интегративной направленности их деятельности, что позволяет достичь более тесной связи между аффективными, когнитивными и поведенческими аспектами личности.
Далее А.И. Копытин обращает внимание на проявление в работе интерактивных арт-терапевтических групп тех закономерностей
И.В. Борщевская, С.В. Шереметова
и феноменов, которые свойственны группам в драматерапии (Андерсен-Уоррен, Грейнджер, 2001; Jennings, 1992, 1993, 1998). По его мнению, таковыми являются: 1) трехфазная структура творческого процесса в интерактивной арт-терапевтической группе, предполагающая переход ее участников из обыденной реальности в драматическую (мифопоэтическую) и обратно; 2) формирование драматической (ролевой) дистанции вследствие идентификации с ситуациями и образами, находящими выражение в процессе изобразительной деятельности; 3) усиление поведенческих, акциональных аспектов в деятельности группы (наряду с эмоциональными и когнитивными аспектами, а также процессами восприятия и творческого воображения); 4) ролевое развитие и ролевая трансформация, происходящие благодаря переходу в драматическую реальность и совершению во время нахождения в ней личностно значимых и глубинно интенционированных действий.
На основе соотнесения некоторых закономерностей и феноменов, характерных для драматераневтического процесса, с общими тенденциями развития психотерапевтической группы и условиями арт-терапии, нами сформирован некий «набросок» группового процесса, включающего ряд «узловых» моментов, или этапов. Нами выделено пять таких этапов.
1. Снятие контроля. На этом этапе работы интерактивной арт-терапевтической группы нами используются простые задания (индивидуальные или парные), направленные на знакомство с материалами и их возможностями, снятие контроля и раскрытие способности к спонтанному творчеству. При этом акцент делается на работе с цветом, свободном выражении чувств, игре, а также развитии навыков осознания и вербализации чувств (учитывая высокий уровень алекситимии у данной категории больных). После знакомства участников группы друг с другом большое внимание уделяется созданию атмосферы доверия и безопасности.
2. Рождение индивидуальной метафоры. На данном этапе мы предлагаем пациентам комплексные задания, направленные на формирование индивидуального символического поля, когда личные образы и метафоры проявляются, становятся видимыми и открытыми в творческой продукции. У каждого участника группы появляется новое, созданное им «индивидуальное метафорическое поле». Это позволяет
Применение мультимодальных техник в процессе групповой арт-терапии
им вступить во взаимодействие со своими образами, исследовать посредством них свой внутренний мир и соприкоснуться с энергией психического. В этот момент безусловно значимыми становятся взаимная поддержка и безоценочное принятие друг друга участниками группы, а также эмпатическая позиция ведущих. На этом этапе обозначаются внутриличностные конфликты пациентов.
3. Образы группового пространства. На этом этапе работы большую ценность имеют групповые задания, направленные на межличностное взаимодействие, осуществляемое как на вербальном, так и невербальном уровнях, на основе использования средств символической, метафорической экспрессии — упражнения и ролевые игры, сочинение групповой сказки с использованием пластилиновых фигурок и игрушек, элементы групповой песочной терапии, групповой рисунок и фреска, театр марионеток. Постепенно формируется «групповое метафорическое пространство». На этом этапе работа направлена на дальнейшее сплочение группы, актуализацию и проработку интерперсональных конфликтов. Пациенты обучаются давать друг другу неискаженную обратную связь, вербализовывать свои эмоциональные реакции, связанные с взаимодействием в группе. Эту задачу облетает апелляция к образам и совместной творческой деятельности.
4. «Это не я». Пиковым этапом арт-терапевтического процесса является работа с масками и гримом с включением элементов драмате-рапии и видеоанализа. При этом пациенты встречаются со своим ведущим конфликтом, глубинными страхами и ресурсами. Драматическая игра помогает им справиться с неосознаваемыми чувствами и потребностями и посредством символизации и драматически-ролевой экспрессии не только придать им убедительное внешнее выражение, но и достичь определенного контроля над ними. Вхождение в роль и исполнение определенного личностно значимого действия позволяет в безопасной форме проиграть и тем самым реализовать запретные, фрустрирующие желания, исследовать неизвестные аспекты Я и опробовать новые модели поведения. Поскольку моменты драматизации подлежат видеосъемке, в процессе обсуждения и видеоанализа пациенты получают дополнительные возможности для отреагирования эмоций, рефлексии межличностного взаимодействия и интеграции новых моделей поведения, связанных с драматизацией.
И.В. Борщевскля, СВ. Шереметовл
5. «Разговор с самим собой»: На данном этапе рефлексии происходит осознание, принятие и стабилизация опыта, полученного в процессе арт-терапии, а также его соотнесение с реальностью, что дает участникам группы пространство и время для изменений (прежде всего, для перестройки системы отношений, представлений о себе, изменения своих поведенческих стереотипов). Используются техники реалистичного портрета и ролевого диалога с нарисованным образом Я. Пациент формирует и создает в технике фотоколлажа образы прошлого, настоящего и будущего, объединяя их на одном листе в единый жизненный путь.
Хочется отметить, что в реальном арт-терапевтическом процессе нет четкой границы между стадиями. Описанная схема деления на этапы является условной. В реальности часто происходит взаимопроникновение одной стадии в другую. Мы используем «принцип наслоения» более сложного на более простое («матрешка»). На каждой стадии создается определенная изобразительная продукция — добавляется что-то новое и в тоже время задействуется и расширяется опыт предыдущих этапов. Свободное использование материалов, создание образов и овладение навыками интерпретации, игровое интерперсоналыюе взаимодействие, расширение драматического репертуара и, наконец, рефлексия и перенесение изменений в повседневную жизнь — эти и многие другие темы являются сквозными в живой и непрерывной ткани группового процесса.
Техника драматизации и общие
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Одной из техник, вызывающих наиболее интенсивные и глубокие переживания, является ролевая драматизация с использованием масок и последующим видеоанализом. Данный вид работы имеет комплексный характер и предполагает следующие действия участников группы.
• Составление «Ролевой карты». Пациенты пишут о своих привычных социальных ролях. Затем обсуждают в мини-группах
Применение мультимодальных техник в процессе групповой арт-терапии
свои чувства, связанные с отношением к обозначенным ролям и их местом в жизни.
• Проведение направленной визуализации «Поиск маски тени», которая дает участникам группы возможность погрузиться в бессознательное и встретиться с теневыми аспектами собственной личности. Им предлагается выбрать маску, примерить ее и задать самим себе ряд вопросов, которые «запускаются» в бессознательное для поиска ответов. Сами ответы могут прийти позже, на дальнейших этапах работы, как внезапные озарения.
• Наложение грима или изготовление масок.
• Актуализация образа героя. Образ героя используется для того, чтобы актуализировать и передать активные, положительные, жизнеутверждающие грани Я. Мы исходим из того, что работа с образом героя стимулирует раскрытие внутреннего потенциала, конструктивных аспектов личности участников группы. Нередко это ощущается как прилив сил и оживление, сопровождается сильными переживаниями. На данном этапе работа осуществляется следующим образом: сначала участники «примеряют» на себя образ героя, «вживаются» в роль. Они также отвечают на вопросы, заполняя специально подготовленные бланки-дневники, где описывают чувства героя, его состояние, мысли, что он хочет сказать и сделать, чему учит. После этого проводится постановочная фотосессия и подготовка к драматическому действию (прописывание роли, сочинение монолога, создание дополнительных реквизитов).
• Драматическое выступление, которое записывается на видео.
• Снятие маски. Этот этап предполагает разотождествление с ролью, внутреннее дистанцирование от тех обстоятельств, которые изображались в ходе драматического выступления.
• Просмотр и анализ фотографий и видеоролика на следующей сессии. Пациенты получают возможность посмотреть на себя в образе героя и свое драматическое выступление как бы со стороны, отстраненно, из мета-позиции и получить обратную связь. Обычно драматическое выступление с воплощением образа героя производит на пациентов сильное впечатление. Увидев героя, а под ним распознав собственные черты, многие испытывают своего рода шок, «пиковое» переживание. Участники группы нередко лицом к лицу встречаются с вытесненным, конфликтным матери-
И.В. Борщевская, С.В. Шереметова
алом, и это помогает им пережить момент озарения и осознания. Возможность актуализировать, выразить связанные с ведущим конфликтом чувства в индивидуальном драматическом действии и принять пережитый опыт помогает разрешить ключевые внутренние противоречия, интегрировать и изменить личность. • «Трансформация героя», создание ресурсной, позитивной маски или наложение грима, что позволяет передать представление о новом образе Я. Затем проводятся еще одна фотосессия или видеосъемка с последующим просмотром и анализом. На данном этапе работы пациентам дается возможность изменить, трансформировать прежний образ героя и закрепить позитивные, ресурсные переживания и качества Я.
Необходимо кратко отметить правила драматизации, которые мы стремимся учитывать при использовании данного вида работы:
1) позитивная трансформация образа в процессе драматической игры;
2) постепенное вхождение в драматическую реальность, пребывание в ней и последующий выход из нее в обыденную реальность (с этой целью используются элементы ритуала); 3) реальное действие «на сцене» с использованием предметов.
Применение данной техники требует создания условий, обеспечивающих психологическую безопасность, высокое взаимное доверие между участниками группы и их внутреннюю готовность к данному виду работы — она невозможна без достаточной внутренней мотивации и осознанной личной позиции. Такая работа требует развития групповых отношений и достижения участниками достаточной самостоятельности.
Наконец, хотелось бы обозначить общие принципы, которых мы придерживаемся в работе с интерактивными арт-терапевтическими группами:
Принцип мультимодальности предполагает опору на различные сенсорные системы, использование визуальных, пластических, драматических средств выражения опыта участников группы.
Принцип индивидуальности подразумевает учет личностных черт пациентов, особенностей их нозологического рисунка, жизненного опыта, культурного уровня.
Применение мультимодальных техник в процессе групповой арт-терапии
Принцип опосредованности связан с выражением участниками группы своих чувств и представлений посредством индивидуального и группового метафорического пространства. Создание и использование визуальных образов в сочетании с игрой и драматизацией помогает сформировать атмосферу психологической безопасности и обеспечивает выражение сложных и противоречивых мыслей и переживаний.
Принципы этапности и «наслоения» обеспечивают постепенную, для каждого пациента в своем темпе, и в тоже время одновременную для всех участников проработку актуального психологического материала.
Принцип активной трансформации подразумевает осуществление внутренних изменений через совершение нового осознанного действия, как в виртуальном (т. е. в творческом воображении), так и в реальном пространстве.
Принцип контекстуальности предполагает интеграцию полученного опыта в повседневную жизнь и отношения.
Нами осуществляется исследование терапевтической эффективности групповой интерактивной арт-терапии, динамики психического состояния пациентов и системы отношений в процессе арт-терапевти-ческой работы. С этой целью в начале и по окончании работы группы применяются следующие клинические тесты: Опросник депрессивных состояний (ОДС-2), симптоматическая клиническая шкала (SCL-90-R), интегративный тест тревожности (ИТТ), Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ), а также методика оценки самоактуализации (CAT), тест «Нарисуй историю» (Копытин, 2003) и методика оценки изменений творческой продукции участников.
По предварительным результатам отмечается нормализация или улучшение показателей по ряду клинических шкал (снижение личностной и ситуационной тревожности, депрессии, соматизации, фобии), повышение балльных оценок по шкалам эмоционального содержания рисунка и образа Я в Тесте «Нарисуй историю», а также положительные сдвиги по другим показателям. Результаты диагностики свидетельствуют о терапевтической эффективности арт-терапев-тической работы с данной категорией пациентов, о стабилизации их эмоционального состояния.
И.В. Борщевская, С.В. Шереметова
Описание работы
Для демонстрации терапевтических эффектов работы с применением описанной выше техники ниже приводится анализ художественной продукции и результатов тестовой диагностики одного из участников группы.
Андрею (имя изменено) 33 года. Он поступил в отделение неврозов и психотерапии с диагнозом «Тревожно-фобическое расстройство. ОЗГМ (последствия повторных черепно-мозговых травм) с гипертен-зионным синдромом, левосторонней пирамидной недостаточностью, вегето-сосудистой дистонией».
Психический статус пациента при поступлении характеризовался тревожно-фобической и астенической симптоматикой. Андрей больным себя считает с 2005 г. Дважды находился на стационарном лечении, результатом оба раза являлось нестойкое улучшение состояния. Получал психофармакотерапию, проходил индивидуальную психотерапию.
Результаты психологического исследования: тест SCL-90-R показал высокие значения по шкалам тревожности, фобии и дистресса; по ИТТ отмечался высокий уровень личностной и средний уровень ситуационной тревожности; по ОДС-2 выявлена невротическая депрессия; по ТАШ определялся алекситимический тип личности; по CAT — средний уровень самоактуализации.
На 13-й день госпитализации пациент начал посещать арт-те-рапевтическую группу. В ходе занятий проявил себя как активный, эмоционально включенный участник, способный к конструктивным коммуникациям. При этом был закрыт в отношении собственных переживаний, связанных с болезнью, сдержан в выражении чувств, мало рассказывал о себе. Скептически, с недоверием относился к групповому процессу, имел манипулятивный запрос на лечение: «Я болею, врачи могут избавить меня от симптомов». Не связывал заболевание со своим образом жизни и с содержанием внутренних переживаний. При создании и обсуждении творческих работ проявлял увлеченность: интересовался тем, как в созданных им рисунках выражается его внутренний мир. Исследуя создаваемые образы, постепенно стал наделять их содержанием, соответствующим жизненному контексту, о котором часто умалчивал. Говорил: «Я все понял».
Применение мультимодальных техник в процессе групповой арт-терапии
Вскоре после начала занятий в группе Андрей создал свою первую мандалу (рисунок 1). На обратной стороне рисунка написано: «Когда вращаю рисунок по часовой стрелке, то кажется, что перемещаюсь внутрь, и там достаточно комфортно». Мандала соответствует стадии «Лабиринт или спираль» (Келлог, 2002), символически отражает движение от страха и неуверенности к внутреннему источнику энергии, поиск своего Я.
Рис. 1. Первая мандала Андрея
Впервые ярко и открыто Андрей выразил свои переживания при работе с гримом. Его маска, созданная с использованием грима, соответствовала образу воина, Героя (рисунок 2). Он использовал желтый, оранжевый, красный, золотой цвета (цвета трансформации, героического самоутверждения, восстановления контакта с Самостью). Монолог Героя: «Я — воин-спартанец. Мне неведом страх и жалость к врагу. Смерть в бою — это мое желание, моя мечта. Все, что есть у меня — это моя честь, мой меч, моя сила, отвага и преданность своему делу. Мое дело — это война. Я рвусь в бой». Находясь в образе Героя, пациент чувствовал себя комфортно, ощущал прилив энергии, который сохранился и после выхода из роли. В качестве основного результата работы пациент отметил появление чувства самоуважения, признание ценности других людей, ощущение любви к жизни.
И.В. Борщевская, С.В. Шереметова |
Рис. 2. Фото Андрея с наложенной на лицо гримом-маской, соответствующей образу Героя
В процессе дальнейшей работы образ Героя трансформировался в более реальный, обыденный и конкретный образ. Пациент не стал делать маску, предпочтя оставить лицо открытым. Его рисунок содержал изображение маски Героя и являлся отражением воспоминаний об опыте драматизации (рисунок 3).
Рис. 3. Рисунок Андрея с изображением маски Героя, отражающий его воспоминания о пережитом опыте
Применение мультимодальных техник в процессе групповой арт-терапии
Если раньше проявлением собственной силы и мужественности пациент считал деструктивные, агрессивные поступки, то в результате групповой работы и активному участию в ее кульминационной фазе, связанной с исполнением образа Героя, он почувствовал возможность управлять своей силой и нашел ей конструктивное выражение сначала в группе, а затем и в реальной жизни — в общении с членами своей семьи, заботе о них.
На завершающих занятиях Андрей стал более открытым в проявлении своих чувств. Показывая принесенные семейные фотографии, рассказывал о своих ценностях, признавал их важность в своей жизни. Он увидел возможность сочетания семейных ценностей с внутренней силой «воина». Начал формировать образ будущего и планировать реальные изменения в своей жизни.
Обращение Андрея к своему внутреннему миру в процессе занятий в группе, его самовыражение в творческой деятельности и исследование ее результатов послужили основой для осознания и переосмысления им своей жизни, критического анализа привычных для него ценностей и форм поведения. Групповая арт-терапия способствовала активизации процессов самопознания и изменения пациента, раскрытию его творческого потенциала, предоставила ему безопасное пространство и инструмент для осуществления своей личностной трансформации с опорой на группу.
Вторая мандала Андрея (рисунок 4) соответствует стадии «Функционирующее Эго» и связана с проявлением индивидуальности, символизирует восприятие себя как центра силы и энергии, которые реализуются в действии; отражает формирование нового, целостного, более динамичного и активного Я. Мандала включает изображение цветка, нарисованного золотой краской. По цветовому решению рисунка можно сказать, что он в какой-то мере служит продолжение первой мандалы, является результатом ее структурной трансформации.
Некоторые результаты своей работы в группе Андрей немногословно, но емко описал следующим образом: «Группа помогла мне лучше разобраться в себе и своих отношения с окружающими, особенно с близкими мне людьми, определить свое место в жизни. Теперь я здоров и рвусь в бой». Примечательно, что он использует выражения, соответствующие образу Героя («рвусь в бой»).
И.В. Борщевская, С.В. Шереметова |
Рис. 4. Вторая мандала Андрея
Положительная динамика состояния пациента вследствие его работы в арт-терапевтической группе подтверждается результатами тестов. Так, при повторном тестировании в конце курса занятий были отмечены нормализация всех клинических шкал SCL-90-R, снижение личностной тревожности до среднего уровня и нормализация ситуативной тревожности по ИТТ, снижение показателей депрессии до нормы по ОДС-2; отсутствие алекситимии по ТАШ; повышение уровня самоактуализации по CAT за счет укрепления «внутренней поддержки» и опоры на свои убеждения, повышение балльных оценок по шкалам ценностной ориентации, гибкости поведения, спонтанности, самоуважения, принятия агрессии, контактности и креативности. Тест «Нарисуй историю» отразил не только стабилизацию эмоционального фона и формирование положительного образа Я, но и рост креативности пациента.
Заключение
Применение групповой интерактивной краткосрочной арт-терапии на базе отделения неврозов и психотерапии показало ее эффективность в работе с пациентами, страдающими пограничными
Применение мультимодальных техник в процессе групповой арт-терапии
психическими расстройствами. Мы убедились в том, что пациенты данной категории могут успешно включаться в динамические групповые процессы, которые сами по себе являются одной из важных предпосылок терапевтического воздействия. Использование изобразительных средств и техник в сочетании с элементами драматической экспрессии становится возможным благодаря развитию групповой динамики и нередко оказывается своеобразной кульминацией всего процесса групповой арт-терапии.
Опыт применения мультимодального подхода в арт-терапевти-ческой группе убедил нас в том, что он заключает в себе значительные возможности, которые на сегодняшний день остаются еще мало изученными. Надеемся, что проводимые нами исследования с использованием набора клинических и клинико-психологических методик послужат дальнейшему развитию групповых вариантов арт-терапии и их активному применению в клинике пограничных состояний.
Литература
Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. СПб.: Питер, 2001.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. М.: Академический проект, 2000.
Ионов О.А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных. Автореф. дисс. ...канд. мед. наук. М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 2004.
Келлог Дж. Психологическое содержание формы // Диагностика в арт-терапии: метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 35-65.
Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003.
Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю». СПб.: Речь, 2003.
Копытин А.И. Тренинг коммуникации: арт-терапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2006.
Лебедев А.А. Применение групповой интерактивной арт-терапии в психотерапевтическом отделении госпиталя ветеранов войн // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2005. Т. 8. № 3. С. 38-61.
Плевен М. Изменение восприятия собственного тела: осознание наркоманкой своей телесной идентичности // Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М/. Когито-Центр, 2006. С. 260-268.
И.В. Борщевская, С.В. Шереметова
Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002.
Свенцицкая В.А. Арт-терапия в психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением /Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-центр, 2006. С. 276-302.
Jennings S. Dramatherapy theory and practice 2. London: Routledge, 1992.
Jennings S. The theatre of healing: metaphor and metaphysics in the healing process // The handbook of dramatherapy / Ed. By S. Jennings, A. Cattanach, S. Mitchell, A. Chesner, R. Meldrum. London: Routledge, 1993.
Jennings S. Introduction to dramatherapy. London: Jessica Kingsley Publishers, 1998.
McNiff S. Art as medicine. London-Boston: Schambhala, 1992.
McNiffS. Art heals. London-Boston: Schambhala, 2004.
Moreno J. Acting your inner music: music therapy and psychodrama. Saint Louis, MO: MMB Music, 1999.
Silver R. Three art assessments. New York: Brunner-Routledge, 2002.
Waller D. Group interactive art therapy. Its use in training and treatment. London: Routledge, 1993.