Рекомендации педагогам и родителям. * Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
* Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
* Учить составлять группу из отдельных предметов.
* Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
* Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
* Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
* Учить сравнивать предметы.
* Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
* Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
* Побуждать делать самостоятельные выводы.
* Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
* Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
* Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
* Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими. .
* Учить устанавливать причинно-следственные связи.
* Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
* Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
» Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения для развития мышления
* «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
* «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
* «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
* «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
* «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: тяжелый — легкий, сильный — слабый, твердый -мягкий и др.
* «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
* Загадки.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Психомышечная тренировка
(комплекс упражнений)
1. Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз — поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два — опусти руки, делая выдох. (3—4 раза.)
2. Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два — поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три — попей, сделай вдох. Четыре — стряхни воду с рук и сделай выдох. (3—4 раза.)
3. Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.)
Раз — подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два — опусти ногу, сделай выдох. Три — подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре — опусти левую ногу, сделай выдох. (3—4 раза.)
4. Ложись на пол (на ковер). Поплывем на другой берег реки. (Ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища.) Раз — руки вперед со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.) Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз — руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.)
5. Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек. (Ребенок ложится на пол, на ковер.)
Раз — повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два — выпрямись, делая выдох. Три — повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре — выпрямись, делая выдох. (3—4 раза.)
6. Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз — поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два — поверни голову вперед, делая выдох. Три — поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре — поверни голову вперед, делая выдох. (3—4 раза.)
Приложение 3
Развитие тонкой моторики
1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и мед
ленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каж
дой рукой. (5 раз,)
2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и по
очередно сгибать пальцы: средний, указательный, боль
шой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каж
дой рукой. (5 раз.)
3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять бе
зымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
(Зраз.)
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных
направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.)
'Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)
5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как
можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой
рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.
6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по од
ному пальцы сначала на одной руке, потом на другой.
Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз.)
7. Ладони положить на стол. Поочередно поднимать
пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз.)
8. Зажать карандаш средним и указательным пальца
ми. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз.)