Дополнительная 9, 19, 20, 21, 28, 29, 30, 31, 32.
Семинар 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
Доклады
1. Правовые основания судебно-психологической экспертизы.
2. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.
3. Судебно-психологическая экспертиза аффекта индивидуальных особенностей личности: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.
4. Судебно-психологическая экспертиза суицида: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.
5. Судебно-психологическая экспертиза дорожно-транспортного происшествия: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.
6. Судебно-психологическая экспертиза семейных проблем: понятие, основания проведения, решаемые вопросы.
Вопросы для обсуждения
1. Предмет судебно-психологической экспертизы. Отличие судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической.
2. Основания назначения судебно-психологической экспертизы, отличие от поводов назначения СПЭ.
3. Компетенция СПЭ и профессиональная компетентность эксперта-психолога.
4. Виды судебно-психологических экспертиз: судебно – психологическая экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства; судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта и других психических состояний; судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании; судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых; посмертная судебно-психологическая экспертиза.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний.
1. Что является предметом судебно-психологической экспертизы? В чем состоит отличие судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической?
2. Назовите основания назначения судебно-психологической экспертизы. Чем отличаются основания от поводов назначения СПЭ?
3. Чем определяется компетенция СПЭ и профессиональная компетентность эксперта-психолога?
4. Оцените ценность адекватной оценки возраста человека для судебно-психологической экспертизы.
5. Проанализируйте место судебно-психологической экспертизы в ряду других видов судебных экспертиз.
6. Установите ведущие особенности деятельности эксперта-психолога в ходе судебного заседания.
7. Дайте характеристику взаимодействия эксперта-психолога с различными участниками судебного разбирательства.
8. Какие виды судебно-психологической экспертизы, назначаемой в уголовном процессе, вам известны? Кратко охарактеризуйте их.
Рекомендуемая литература:
Основная 1-9;
Дополнительная 6, 9, 19, 20, 21, 27, 29, 31, 32.
Семинар 7. Психология преступного поведения (психология преступления).
Доклады
1. Динамика: проступок, правонарушение, преступление.
2. Криминальная психология в системе юридической психологии.
3. Механизм преступного поведения.
Рефераты
1. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях.
2. Проблема так называемой профессиональной вменяемости.
Вопросы для обсуждения
1. Признаки преступного поведения.
2. Мотивация противоправного поведения. Процесс формирования мотивов противоправного поведения.
3. Этапы преступного поведения.
4. Отличия психологического характера между умышленными и неосторожными преступлениями.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний.
1. Охарактеризуйте ценностно-ориентационную и стереотипизированную поведенческую схему личности преступника.
2. Что такое преступное поведение? Каковы биологические и социальные факторы его обуславливающие?
3. Раскройте суть мотивации противоправного поведения.
4. Проанализируйте процесс формирования мотивов противоправного поведения.
5. Выделите возможные мотивы террористической деятельности.
6. Назовите этапы преступного поведения.
7. Назовите отличия психологического характера между умышленными и неосторожными преступлениями.
8. Укажите психологические предпосылки девиантного и деликвентного поведения подростков.
9. Проанализируйте психолого-правовые аспекты использования полиграфа при расследовании преступления.
Задание. Проанализируйте механизм совершения преступления героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Радионом Раскольниковым. Задание выполните в виде эссе.
Рекомендуемая литература:
Основная 1-9;