Организация самостоятельной работы студентов
В учебном плане подготовки бакалавра, предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала по данной дисциплине – 0,8 з. е. (96 часов).
Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Психология управления» – формирование у студентов представления о роли и многоаспектном содержании психологического компонента управленческой деятельности; повышение психологической культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности и самосовершенствования.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Виды учебной деятельности | Формы организации занятий | Методы самостоятельной работы | Активные / интерактивные методы | |
час | % | |||
Самостоятельная работа | индивидуальные, коллективные | творческие задания -мультимедиа – презентации | + | + |
ситуационный анализ | + | + | ||
работа над эссе | + | + | ||
конспекты первоисточников, составление схем, таблиц, первоисточников | + | + | ||
Курсовая работа | + | |||
ВСЕГО | 50% |
Самостоятельная работа реализуется:
· непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;
· в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
· в электронной образовательной среде СПБУУЭ;
· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
· подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,
· изготовление презентаций,
· выполнение домашних заданий разнообразного характера;
· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;
· работу с учебными текстами и другими научными источниками, их конспектирование, анализ.
Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.
Например, задание для самостоятельной работы по темам №№ 4-6:
Задание | Обязательная часть | Факультативная часть |
пороговый уровень | продвинутый уровень | |
По теме: «Власть как регулятор управленческой деятельности: руководство и лидерство» | Выполнить тест «Какой Вы руководитель» (см. приложение). Сформулировать вывод: Какие профессионально важные качества оказывают наиболее сильное влияние на стиль руководства? | Выработать рекомендации по развитию необходимых качеств личности для усиления стиля руководства, необходимого в собственной профессиональной деятельности. |
Одним из видов СРС является написание курсовой работы. Данная курсовая работа представляет собой квалификационное научное исследование по профессиональной психологии, в рамках которого студент должен самостоятельно "пройти" основные этапы научной деятельности, начиная от выбора темы исследования, поиска соответствующей литературы, и заканчивая оформлением результатов исследования.
Основные задачи курсовой работы:
- формирование и развитие способности к самостоятельной научной деятельности,
- развитие навыков теоретико-методологического мышления,
- формирование умений и навыков написания научного текста.
Курсовая работа по "Психологии управления" в определенном отношении является подготовительным этапом дипломной работы.
Содержание курсовой работы
Обзорно - реферативная курсовая работа ни в коей мере не является компиляцией, то есть соединением разных кусков текста из первых попавшихся под руку статей и книг. Такой способ написания работы недопустим. Обзорно - реферативная работа есть особый вид теоретической работы, материалом которой является эшелон первичных публикаций (точнее, его достаточно репрезентативная выборка), а продуктом - концептуальная схема, схематизированное представление о состоянии дел в некотором исследовательском направлении, определенной проблемно - тематической области дисциплины (эта область может быть представлена и работами одного автора).
Данный вид теоретической работы предполагает:
· анализ и толкование - выявление действительного содержания тех или иных утверждений, высказываний и пр.;
· критику и проблематизацию - выявление противоречий и несоответствий, определение логических разрывов, формулировку нерешенных вопросов;
· типизацию и систематизацию - выявление оснований той или иной позиции, точки зрения, отнесение ее к определенной научной парадигме (типу представлений, теории, подходу, научной школе), построение системной картины исследуемого научного направления.
· схематизацию - фиксацию сути выработанных представлений в однозначных и наглядных формах: рисунках, таблицах, блок-схемах и т.п.
В курсовой работе (если она не специально посвящена анализу некоторой авторской концепции или подхода) в принципе должен быть рассмотрен весь спектр позиций и точек зрения по обсуждаемому вопросу. Во всяком случае, недопустимо, когда позиция одного автора замещает действительное положение дел в науке, с ее разнообразием подходов и представлений.
Текст курсовой работы должен позволять ее читателю различать позицию самого автора (его суждения, мнения и выводы) и “литературные” представления. Другими словами, текст всегда должен иметь точный адрес. Невозможность такого различения является существенным недостатком работы.
Курсовая работа состоит из аннотации, содержания (с точным названием разделов, подразделов и указанием страниц), введения, основной части (в ней могут выделяться подразделы), заключения и списка литературы. Во введении обсуждаются актуальность темы, состояние проблемы, цели и задачи исследования. В заключении подводятся основные итоги работы, в аккумулированной форме фиксируются полученные в ней результаты.
Формат текста курсовой работы: бумага А 4,шрифт № 14, Times New Roman,
поля верхнее - 2 см., нижнее - 2 см., левое - 3 см., правое - 1 см.
По всем текущим вопросам проводятся регулярные консультации.
Оформление результатов и организация защиты
Объем курсовой работы не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста (приблизительно объем одного печатного листа - стандартный размер статей «теоретического» характера в научных журналах).
В тексте должны быть точно указаны литературные источники, на которые ссылается автор. При этом в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы, а в случае прямого цитирования - номер источника и, через запятую, номер страницы.
Пример: за последние годы за рубежом издано несколько фундаментальных трудов по организационному развитию [2; 4; 18].Ж. Пиаже приходит к выводу, что "ни одна теория или модель не стала основой для какого либо умственного теста". [15, 204]. Использованная в работе литература приводится в библиографическом списке в конце курсовой работы. Работы располагаются в алфавитном порядке; сначала идут работы, опубликованные на русском языке, затем - на иностранных. Нумерация списка сплошная.
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).
Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, в том числе в формах:
· доклада;
· сообщения;
· письменного домашнего задания;
· подготовки мультимедиа-презентации.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.
Для эффективной организации СРС необходимо:
· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа, ведение вебинара и т.д);
· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;
· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.
Виды, содержание, формы и средства контроля
Для контрольного измерения результатов изучения курса «Профессиональная этика» вводятся три вида контроля:
· входной;
· текущий;
· промежуточный.
Входной контроль осуществляется в форме письменной работы, в которой студенты отвечают на вопросы изученные ранее и связанные с данным курсом.
Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов, коллоквиумов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.
Промежуточный контроль (аттестация) – экзамен по дисциплине, может включать:
· итоговый тест, содержит вопросы по всему курсу.
· творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;
· собеседование по вопросам курса при необходимости (н-р, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.
Методы контроля:
· устный;
· письменный;
· самоконтроль.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов.
Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.
Формы контроля включают:
· опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);
· собеседование, анкетирование;
· блиц -контрольные;
· контрольные задания и работы;
· эссе и иные творческие работы;
· презентации средствами мультимедиа;
· тестирование;
· рейтинговое оценивание;
· зачет.
Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.