Объединение со вторым этапом тратаки
Метод, который мы только что описали, можно также легко и эффективно сочетать со вторым этапом тратаки. Фактически, те, кто захочет так поступать, смогут получить от этого сочетания огромную пользу — это особенно относится к тем, кому трудно создавать отчетливый внутренний образ. В частности, процесс «всматривания», описанный на четвертой стадии, можно приспособить для использования во внешней тратаке. Мы предоставляем читателю самому выбрать систему или сочетание, которые ему больше всего подходят.
Примечания
1. Тратака:
этап 1 — Том I; урок 8; тема 6.
этап 2 — Том I; урок 9; тема 6.
2. Том I; урок 7; тема 6.
3. Том I; урок 6; тема 5.
Программа ежедневных занятий
В этом уроке мы предложили более конкретные способы искоренения психологических проблем, в частности, медитативные техники в целом, а также методы десенсибилизации и самовнушения. Эти методы предназначены для практического применения, а не просто для теоретического ознакомления, и потому мы настойчиво призываем вас использовать их на деле. Последовав нашему совету, вы сможете достичь удивительных перемен в своей жизни.
Постарайтесь делать сутра нети вместе с джала нети (1), желательно — раз в неделю, скажем, в выходные, когда у вас больше свободного времени.
Практикуйте бхучари мудру, когда оказывается, что вам в течение какого-то времени нечем занять свое внимание. Вместо того, чтобы читать газету, делайте бхучари мудру — она гораздо лучше успокаивает.
Если вы считаете, что вам требуется больше времени для занятий йогой, сделайте честную попытку вставать по утрам на полчаса раньше. Это важно, поскольку вы сможете начать серьезно практиковать медитативные техники, в частности, тратаку.
Продолжайте делать тратаку и пранаяму, как описано в этом уроке.
Практика | Количество повторений | Минуты |
Программа 1: продолжительность1 час 30 минут | ||
Сурья намаскар | На ваш выбор | |
Шавасана | — | |
Бхуджангасана | — | |
Шалабхасана | 3 цикла | |
Шашанкасана | — | |
Шашанк-бхуджангасана | — | |
Уштрасана | 2 раза | |
Ардха матсиендрасана | — | |
Шавасана | — | |
Нади шодхана - этап 2 | — | |
этап 3 (новое соотношение) | — | |
Бхучари мудра | — | |
Тратака, этапы 1, 2 или 3 | — | |
Программа 2: продолжительность1 час | ||
Сурья намаскар | На ваш выбор | |
Шавасана | — | |
Бхуджангасана | — | |
Шалабхасана | 3 цикла | |
Шашанкасана | — | |
Ардха матсиендрасана | — | |
Нади шодхана - этап 2 | — | |
этап 3 (новое соотношение) | — | |
Бхучари мудра | — | |
Тратака, этапы 1, 2 или 3 | — | |
Программа 3: продолжительность 45 минут | ||
Сурья намаскар | На ваш выбор | |
Шавасана | — | |
Бхуджангасана | — | |
Шалабхасана | 3 цикла | |
Шашанкасана | — | |
Ардха матсиендрасана | — | |
Нади шодхана — этап 2 | — | |
этап 3 (новое соотношение) | — | |
Тратака, этапы 1, 2 или 3 | — | |
Программа 4: продолжительность 30 минут | ||
Сурья намаскар | На ваш выбор | |
Шавасана | — | |
Бхуджангасана | — | |
Шалабхасана | 3 цикла | |
Шашанкасана | — | |
Ардха матсиендрасана | — | |
Нади шодхана — этап 2 | — | |
этап 3 (новое соотношение) | — |
Примечания
1. Том 1; урок 1; тема 2.
2. Том 1; урок 8; тема 5.
Урок 11
Когда три бандхи (джаландхара, уддияна и мула бандха) выполняются в совершенстве, речака и пурака (вдох и выдох) прекращаются, поток ощущений очищается и наступает кевала кумбхака. Поэтому видья (чистое знание) переживается в виде кевала кумбхаки. Вышеуказанную практику следует выполнять, фиксируя внимание в анахата чакре с полным осознанием до тех пор, пока, наконец, дыхание и ум не становятся неподвижными. Именно там и тогда переживается спонтанная кумбхака, известная как кевала кумбхака. В учении хатха-йоги описаны бесчисленные разновидности кумбхаки, но ни одна из них не может сравниться с кевала кумбхакой, поскольку ни в одной другой кумбхаке прана не становится неподвижной.
Йогатаравали 8/9/10
(Адишанкарачарья)
Тема 1
Устранение психологических проблем (часть 3)
Как ни странно, многие люди считают тревогу или психологическую неудовлетворённость[34] первым шагом, прелюдией к поискам более высокого осознания или духовной жизни. В этом представлении и в самом деле есть немало истины, поскольку лишь чувствуя недовольство, пустоту и отсутствие счастья, человек всерьёз начинает искать в своей жизни что-то более осмысленное. Нередко тревога в виде ощущения неопределённости человеческого бытия служит движущей или мотивирующей силой, которая побуждает людей стремиться к более высоким состояниям сознания, и в конечном итоге к просветлению. Без той или иной формы тревоги человек самодовольно купается в ненадежном мире невежества. Для большинства людей неудовлетворённость становится стимулом для того, чтобы попытаться найти «истину», если, конечно, она вообще существует. Другие становятся на путь к более высокому осознанию по какой-то другой причине, возможно, для того, чтобы избавиться от физических проблем, научиться лучше владеть собой, и т.п. Но, в действительности, причина, в своей основе, одна и та же — а именно, неудовлетворенность существующим положением дел, статусом кво, и стремление к чему-то большему. Так что в этом смысле психологические проблемы можно оценивать положительно, как мотивирующую силу, которая заставляет людей отказываться от привычных шаблонов и искать новые средства самовыражения и более мудрый и радостный образ жизни[35].
Поэтому ваше ощущение неудовлетворённости или отсутствия счастья, даже если это лишь слабый шепот, едва слышный на фоне шума и суеты повседневной жизни, в определенном смысле, оказывает вам услугу. Оно даёт толчок, который уводит вас от привычной рутины и шаблонов мышления, стимулирует поиск новых интересов. Большинство людей устремляют свою энергию исключительно на мирские интересы. Они полностью растрачивают себя, хотя могли бы использовать, по меньшей мере, часть своей энергии для более положительных целей, а под этим мы подразумеваем внутреннее исследование и развитие. Разумеется, мы не говорим, что вам не следует действовать в мире, поскольку это часть жизни. Вы должны исполнять свою роль на сцене мира как можно лучше, но в то же время каждому человеку следует направлять какую-то часть своей энергии во внутренний мир. Полчаса ежедневных занятий йогой послужат для вас началом и способом, позволяющим установить непосредственную связь со своими нераскрывшимися потенциальными возможностями и ресурсами.
Именно чрезмерное потакание бессмысленным влечениям повседневной жизни не дает вам обратить своё внимание внутрь и осознать невероятные глубины своего существа. Вы начинаете всерьез задумываться о самоисследовании, только когда что-то разлаживается в ваших отношениях с внешним миром, или когда вам чего-то не хватает. Несмотря на то, что ваши проблемы могут причинять вам много страданий, в каком-то смысле, они — ваши лучшие друзья, ибо они будут принуждать вас, подталкивать вас к поиску новых уровней опыта, которые в настоящее время лежат полностью за пределами вашего понимания. Они будут заставлять вас искать сферы бытия, которые вы сейчас не можете даже вообразить. Мы не называем их невозможными, поскольку невозможное человек все равно в состоянии вообразить; мы имеем в виду уровни за гранью невозможного, поскольку они выходят за пределы существующих понятий.
Поэтому вам следует ежедневно посвящать какое-то время интроспекции, по возможности, отрешившись от всех обязанностей, дел и интересов повседневной жизни. В течение этого времени старайтесь отыскать глубинные проблемы, которые делают вашу жизнь во внешнем мире несчастной, и, в конечном счете, обрести опыт, о котором без конца говорят мистики. Просто пытаться заглянуть в себя во время занятий йогой не так легко, поскольку вы привыкли постоянно укрываться в повседневных проблемах и интересах, вместо того, чтобы открыто взглянуть себе в лицо. Но настойчивость и регулярная практика позволят вам научиться достигать большего расслабления и постепенно устранять подсознательные проблемы, а затем и действительно использовать свои внутренние ресурсы. Все, что вам нужно — это старание, упорство и сильное желание. Во время медитативных практик вам, вероятно, покажется невозможным сидеть на одном месте больше нескольких минут, не испытывая сильного побуждения встать и что-либо сделать. С самого рождения вас приучали все время что-то делать. Будьте настойчивы, и эти тенденции будут ослабевать. Постепенно вы преодолеете свою привычную склонность теряться в постоянном потоке внешних дел и стремлений. Медленно, но верно, вы будете встречаться лицом к лицу с собой, со своими внутренними побуждениями, и, со временем, достигнете более глубокого понимания своей поразительной внутренней природы. Но сначала вы должны встретиться со своими подсознательными проблемами. Вы должны пересечь реку и, быть может, намокнуть, прежде чем доберетесь до другого берега. Чтобы познать покой, радость и знание, вам сначала нужно пройти через свои психологические проблемы, пережить их и избавиться от них. Прежде чем вы сможете достичь рая, вам придется пройти через ад.